Отечественный рынок судостроения отнюдь не насыщен электрооборудованием собственного производства. Поэтому, когда немецкий производитель электротехники Phoenix Contact ориентировал петербургский офис компании на развитие судостроительного направления, а в прошлом году запустил производство в подмосковном Ступино, фирма заслуженно привлекла внимание ведущих судостроительных и снабжающих предприятий.
Мы решили узнать у ответственного за развитие отраслевого направления «Судостроение» компании Phoenix Contact в России Дениса Козыренко, как немецкое качество может показать себя на российском флоте и возникают ли сложности в адаптации.
Компания Phoenix Contact GmbH & Co. KG была основана в Германии в 1923 году и начала свою деятельность с производства электротехнических клемм. Более безопасные и удобные клеммы, пришедшие на смену скруткам проводов и сделавшие монтаж более быстрым и безопасным, стали пользоваться большим спросом на растущем электротехническом рынке начала ХХ века. Компания, выбравшая своим девизом движение в ногу со временем, не пожелала останавливаться на достигнутом. В производственной линейке появились реле, источники питания, разъемы, контроллеры. Сейчас компания выпускает более 60 000 наименований изделий, является одним из лидеров в производстве электротехнического оборудования для разных отраслей, в том числе, и для судостроения.
Что из этого будет востребовано на рынке морской промышленности — на наши вопросы отвечает Денис Козыренко.
— Денис Витальевич, расскажите, как вы осваиваете российский рынок? Какие можете сейчас выделить особенности отечественного морского сегмента?
— На самом деле, в России мы присутствуем более пятнадцати лет. И, планомерно развиваясь, пришли к открытию завода в России. Оборудование «Феникс Контакт» можно найти в проектах по нефти и газу, в машиностроении и энергетике, в других отраслях и на-правлениях. Но только два года назад наша компания, российское подразделение, выделила судостроение в отдельный вид бизнеса, вследствие чего много внимания уделяется работе с отраслевыми проектами, сертификации оборудования в отечественных морском и речном регистрах. Надо сказать, что за границей у нашей компании давно сложились благоприятные отношения с ведущими предприятиями судостроительной отрасли, был реализован ряд громких успешных проектов, и это взаимодействие продолжается.
Наше оборудование легко применять в жестких морских условиях — оно промышленного исполнения, пыле- и влагозащищенное, вибростойкое и, что немаловажно, обладает большим перечнем одобрений мировых морских сертификационных сообществ. Особенностью отечественного сегмента является наличие требований к оборудованию со стороны речного и морского регистров, в других странах такого деления регистров нет. Но понимая эти требования и стараясь им соответствовать, мы уделяем внимание обоим регистрам, получая соответствующие одобрения и там, и там. Кроме того, к особенностям можно отнести и более жесткие температурные режимы эксплуатации судовых систем в России, более резкие температурные колебания, что является редкостью для большинства европейских стран. «Феникс Контакт» старается максимально учесть и российские температурные реалии при производстве оборудования.
— Расскажите о мощностях недавно запущенной российской площадки. Что уже производится в России и какие дальнейшие планы по локализации?
— В мае 2017 года компания «Феникс Контакт РУС» открыла производство на территории России. Физический пуск завода в подмосковном Ступино произошел в 2018 году. На его территории, кроме самих производственных площадок, располагаются лаборатория, офисная часть и склад готовой продукции.
Номенклатура выпускаемых изделий включает в себя устройства защиты от импульсных перенапряжений, промышленные компьютеры и электротехнические клеммы, промежуточные реле, источники питания. Планируем расширять этот перечень с каждым годом. Производительность завода значительная — свыше 10 млн штук винтовых и пружинных клемм в год, до 30 тыс. УЗИПов и до 650 тыс. реле, до 500 промышленных компьютеров в год.
Если говорить про оснащение завода, то все этапы производства располагаются рядом: участок подготовки пластикового гранулята и автоматы для литья пластиковых корпусов клемм, автоматы сборки клемм,линии пайки реле PLC и УЗИП, линия сборки и проверки источников питания. Здесь же, на заводе, проходят и испытания изделий — это и механические тесты (проверяются параметры соединения, механическая прочность, проводятся испытания на изгиб, прочность крепления), электрические тесты — испытания импульсным напряжением,нагревостойкость, устойчивость к токам КЗ, испытания на падение напряжения и другие.
— Что из перечня реализуемой продукции актуально для морского рынка?
— Для судовых проектов есть целый ряд контроллеров — от модульных мини-контроллеров для удаленного контроля децентрализованных станций до высоко-производительных контроллеров для резервных систем, применяемых в морской отрасли (есть и специализированная линейка для жестких условий эксплуатации с покрытием печатной платы). Есть широкая линейка контрольно-измерительных и регулирующих устройств, сертифицированных для морского применения разделительных усилителей, разделительные усилители с функциональной безопасностью и разделители сигнала для искробезопасных токовых цепей во взрывоопасных зонах.
Большой раздел нашего электрооборудования представляют источники питания, которые применяются для обеспечения максимальной степени готовности процессов в морских и шельфовых объектах, источники бесперебойного питания, модули резервирования. Блоки питания отвечают самым высоким требованиям, защитная лакировка печатных плат обеспечивает надежную эксплуатацию даже в экстремальных условиях окружающей среды, например, в условиях наличия пыли, коррозионных газов или 100 %-ой влажности воздуха. Спросом пользуются морские HMI-панели, промышленные ПК и системы ввода-вывода: модульного, блочного типа, для электрошкафов или полевых устройств, для взрывоопасных зон или обеспечения функциональной безопасности.
Большое значение для судовых проектов и проектов портовой инфраструктуры имеют сигнальные лампы для различных применений в морских условиях, приборы для защиты от перенапряжений, программное обеспечение, отраслевая библиотека для морских и шельфовых объектов, реле для любых приложений. И, конечно же, система клеммных блоков для любых технологий присоединения с сертификатом РМРС, а также штекерные разъемы.
— По морским проектам — где уже удалось принять участие в оснащении?
— Из последних проектов — наше оборудование можно встретить в составе судовых систем на широко известных трех ледоколах проекта 22220, на новом круизном пассажирском теплоходе проекта PV300VD, в оснащении морских платформ на месторождениях им. Филановского и Приразломное источниками питания, промежуточными реле, бесконтактными пускателями, реле контроля, клеммами. Ранее были поставки нашего оборудования для «Совкомфлота» — на сейсмическое судно «Вячеслав Тихонов» и для танкера «Кирилл Лавров».
Если говорить о зарубежных проектах, то, конечно, значимыми являются системы на базе нашего оборудования для судов компании Ulstein и круизных лайнеров NCL — совместно с Phoenix Contact компания Ulstein разработала новую уникальную систему управления с функцией резервирования для автоматизации на базе Ethernet и коммуникации через Profinet. Мы поучаствовали в создании системы энергопотребления для контейнеровозов компании MAERSK и поработали с компанией Peters Shipyards, где оснастили современные контейнеровозы производительными устройствами управления от Phoenix Contact, обеспечивающими автоматизированный мониторинг и систему аварийной сигнализации на контейнерном судне в открытом море. Оборудование «Феникс Контакт» есть в составе обвязки двигателя Azipod от АВВ и в системе управления задней палубой сейсмического судна Ramform Titan.
— Со временем технологии производства и эксплуатации меняются?
— Наши технологии всегда идут в ногу со временем. Если посмотреть на современное производство, то можно отметить для себя практически полную автоматизацию большинства процессов и отсутствие большого количества людей. Меняются и требования к оборудованию — они, как правило, ужесточаются. С развитием технологий появляются и новые требования, поэтому важно, наращивая производство, продолжать соответствовать высочайшим требованиям качества, установленным для самих себя и заказчиков.
— Наверняка, возникают проблемы с адаптацией иностранного бренда и его ввода в проект?
— Для того, чтобы принять участие в проекте, необходимо предоставить максимально полную информацию об оборудовании. У нас очень информативный сайт, квалифицированная техническая поддержка по любой линейке оборудования всегда поможет сделать правильный выбор. Наши каталоги, руководства и технические описания на русском языке. Кроме того, источники питания российского производства имеют русское наименование и шильды с кратким описанием функционала.
— Поскольку мы сейчас говорим о «Феникс Контакт» как о сравнительно новом игроке на рынке судостроения, как вы приспосабливаетесь к условиям? Известное мнение, что по сравнению, например, с европейскими промышленными предприятиями, отечественные — слегка закостенелые.
— В основном, российский рынок судостроения сейчас очень благоприятен для новых веяний. Кроме того, отечественные инженеры обладают высокой квалификацией. Новые технологии нужны и зачастую воспринимаются с восторгом, иногда, конечно же, приходится прилагать определенные усилия для показа неочевидных, с первого взгляда, преимуществ.
— Расскажите о вашем уникальном продукте, который в России до вас представлен не был?
— Наш очень востребованный продукт — система электропитания для шкафов управления. В нее входят источники питания, модули резервирования, источники бесперебойного питания с аккумуляторными модулями. За счет широкой номенклатуры и уникальных функциональных возможностей, Phoenix Contact позволяет закрыть практически полностью все потребности по системе питания. Все это — очень компактное оборудование с низким тепловыделением, что позволяет разместить его в небольших габаритах электротехнического шкафа.
Устройства прошли большое количество испытаний на ЭМС, вибрацию и воздействие солевого тумана. Они имеют одобрение многих международных морских регистров: DNV/GL, ABS, LR, BV, NK, а с 2018 года и российского морского Регистра судоходства (РМРС).
Промышленные источники питания с большой наработкой на отказ, возможностью мониторинга, сертифицированные, обладающие прекрасными характеристиками по ЭМС — как не включить их в проект, зная, что надежность на высоте? Часть источников питания уже производится в России. Кроме того, и это очень важно, мы даем гарантию на источники питания QUINT три года. Такой срок гарантии — редкость, но мы на это идем, зная качество нашего оборудования и сроки введения в эксплуатацию судов. Стандартный срок гарантии на оборудование на российском рынке — один год.
— Рынок электрооборудования представляется динамичной системой. Какие имеете мысли по поводу дальнейшего развития направления в морской отрасли?
— Есть общий тренд развития технологий, в том числе, и непосредственно судового направления. В промышленности — это называется «идустрия 4.0» или «Интернет вещей». Суть программы — каждая система, каждое устройство должно иметь связь с интернетом, и пользователь может в любой момент получить от нее информацию: в каком состоянии находится, что происходило, конкретно с этой системой, с этим оборудованием. В морской отрасли это называется «Maritime 4.0». Цели и задачи те же, но в судовом сегменте.
Phoenix Contact совместно с M.A.C. System Solutions (европейская компания, специализирующаяся на программном обеспечении) активно работает над программой контроля судовых систем. Владелец судна, установив систему, с помощью программного обеспечения получает подробную информацию о его местонахождении, в каком состоянии находится каждая система — остаток топлива, дата заправки, какие устройства включены, какие эксплуатируются в штатном режиме, какие в экстренном, и пр. Для судовладельцев — это значительная часть снижения расходов. Это общий тренд в развитии промышленности в целом. Все стараются сделать информацию максимально доступной, чтобы ее можно было постоянно отслеживать и, соответственно, оперативно реагировать на какие-то непредвиденные ситуации. «Феникс Контакт» делает очень большие шаги в направлении развития автоматизации, удаленного мониторинга и информационной безопасности.
— Какие у вас дальнейшие планы в России по судостроению и по морским проектам в целом?
— Получая одобрение РМРС по морскому на- правлению, мы обратили внимание на малое количество оборудования для автоматизации, сертифицированного по РРРС (российскому речному Регистру судоходства), решили заняться данной сертификацией. Планируем расширять сотрудничество с компаниями по производству судовых систем и увеличивать долю локализации в России.
От редакции:
По словам генерального директора ООО «Феникс Контакт РУС» в России Елены Владимировны Семеновой, развитие определенного направления компании зависит от развития отраслевого рынка, и судостроение тому наглядный пример:
«Если раньше решения для отрасли судостроения не были представлены в России собственным производством, то теперь, когда промышленность активно развивается, наши изделия, с учетом того что на них требуются сертификаты регистров, активно востребованы. Это наглядный пример того, как с развитием направления промышленности, которая раньше покрывалась чисто импортом, активизируются и наши поставки в эту отрасль».