Промышленное оборудование

Особенности разработки «термостойких» подшипников SNR для электроприводов

1 сентября 2006 г.

Ильченко А., инженер по внедрению компании «Автовентури».

Электроприводы нашли большое распространение в различном оборудовании и служат для преобразования электрической энергии в механическую, при чем часть энергии безвозвратно теряется в виде тепла и разогревает изнутри электродвигатель. Электроприводам приходится работать при различных наружных температурах, в том числе и при высоких (металлургическое, печное оборудование и т.д.). При этом температура внутри электродвигателя повышается. К примеру, температура в электроприводах металлургических рольгангов или тяговых электродвигателей железнодорожных локомотивов часто достигает более 100°С.

Высокие температуры могут вывести из строя электропривод – в основном, из-за расплавления или возгорания обмотки, либо повреждения подшипников. Если с “термостойкостью “обмотки еще как-то решаются вопросы, то на “термостойкость” подшипников многие производители электродвигателей (в частности в России) мало обращаются внимания - это связано с тем, что специальные высокотемпературные подшипники очень дороги и выпускаются в основном по специальным заказам. То есть, производители электроприводов переносят решения проблемы с подшипниками на плечи потребителей.

Однако в последние годы по всему миру все больше внимание обращают не на цену товара, а на с овокупную стоимость. Ведь помимо собственно цены, значительными издержками могут стать энергозатраты, количество человеко-часов и средств на обслуживания и т.п. Потребители начинают понимать, что предполагаемая экономия за счет цены на самом деле не оправдывается. Поэтому требования к качеству продукции со стороны потребителей все время повышаются.

Видя подобные тенденции, французской компанией SNR Roulements была разработана специальная линейка серийно выпускаемых подшипников TopLine, ориентированная на широко распространенные электроприводы малой и средней мощности (до 100 кВт). Для улучшения потребительских свойств было предложено выпускать не одну “универсальную” конфигурацию, а сразу четыре узкоспециализированных (рисунок 1):

  • низкотемпературные подшипники для работы при температуре до минус 60°С, получившие название LT (Low Temperature);
  • высокоскоростного применения – HV;
  • для высоких скоростей и высоких температур (до 150°С) – FT 150;
  • для особо высоких температур (до 200°С) – HT (High Temperature) 200.

Рисунок 1 – Подшипники SNR

Особую популярность сразу завоевали высокотемпературные подшипники. К примеру, подшипники TopLine нашли свое применение в ряде электроприводов производства Siemens и ABB. Подшипники показали высокую надежность и повышенную долговечность, но главное – низкую совокупную стоимость.

Однако путь создания таких подшипников был сложный. Разработчикам пришлось проделать немалый объем работ, в частности провести большое число опытных испытаний.

Инженерами и учеными компании SNR, прежде всего, были проведены исследования по выявлению причин выхода из строя подшипников. К ним были привлечены как производители, так и потребители электроприводов. Не маловажным источником информации стал мониторинг специальных подшипников производимых SNR для оборудования по производству полимерной пленки (рисунок 2).

Рисунок 2 – Специальный подшипник SNR для полимерного оборудования

Именно для этого оборудования впервые были сформулированы основные причины поломок подшипников при высоких температурах, которые почти полностью совпали с данными, полученными при мониторинге электроприводов. Основными причинами выхода из строя подшипников в условиях высоких температур стали:

  • образование трещин и раковин на обоймах и телах качения подшипников;
  • вытекание (разложение) или коксование смазки;
  • ломкость и расплавление встроенных в подшипник защитных уплотнений;
  • заклинивание.

Из них самой главной проблемой была плохая смазка, которая чаще всего (70% случаях) становилась причиной поломки подшипников. Самым простым решением было применение той же специальной термостойкой смазки, что и в ранее разработанных специальных подшипниках для полимерного оборудования. Однако то, что было пригодно для подшипников выпускаемых небольшими партиями, нерационально было использовать при серийном производстве, так как цена только этой смазки составляла несколько тысяч долларов за килограмм.

Рисунок 3 – Типичные повреждения обойм шариковых подшипников, работавших в условиях высоких температур и недостаточного смазывания

Поэтому разработчики пошли по более сложному варианту – тестированию и отбору для дальнейшего использования пластичных смазок представленных на мировом рынке по следующим критериям:

  • высокая механическая и термическая стабильность смазки;
  • значительный срок службы;
  • низкие потери на трение;
  • относительно низкая цена.

Используя имеющиеся данные, проанализировав новые, из 600 доступных марок смазок было выбрано свыше 100, которые в дальнейшем подверглись испытаниям с использованием уникального оборудования (рисунок 4), позволяющего получать информацию о состоянии подшипников во множестве точек.

Рисунок 4 – Оборудование для тестирования подшипников

По результатам испытаний были выбраны:

  • для подшипников FT 150 - пластичная смазка на полимочевинном загустителе, при чем в отличие от широко распространенных марок, в качестве основы использовалось специальное синтетическое масло, обеспечивающее наилучшую долговечность при температурах вплоть до 180° С;
  • для подшипников HT 200 – пластичная смазка на основе тефлона (PTFE), которая, многократно увеличивала срок службы при температурах до 200° С.

Рисунок 5 - Типичные свойства при испытании на трение пластичных смазок для подшипников TopLine

Применение таких смазок так же частично решило проблему образования трещин и раковин на элементах подшипников, за счет снижения поверхностного разрушения (износа). Износ вызывается неустойчивостью (утонению) в условиях высоких температур смазочного слоя - возникают металлические контакты между телами качения и дорожками качения, что приводит к образованию микроскопических трещин, которые затем могут значительно увеличиться и ускорить процесс образования уже усталостных трещин, раковин внутри структуры стали, а так же выкрошивания.

Помимо прогрессирования поверхностного трещинообразования, не маловажную роль играют и микроструктурные превращения под действием температуры, которые тоже ускоряют процессы усталостного трещинообразования, а так же могут привести к началу коррозии. Поэтому значимым становится качество стали, стабилизация ее для работы при высоких температурах.

При производстве подшипников FT 150 c целью снижения себестоимость было предложено применять сталь, производимую по оригинальной технологии, используемая для сферических роликоподшипников SNR Premier, которая даже без специальной термообработки обладает хорошими функциональными характеристиками при температуре 150°С. Особенностью этой технологии производства стали является тщательный контроль не только по механическим и химическим свойствам, но и по микроструктуре (к примеру, осуществляется контроль количества остаточного аустенита в мартенситной структуре стали).

Однако уже при более высокой температуре начинаются изменения размеров, поэтому для подшипников HT 200 пришлось применять особую термическую обработку для стабилизации размеров.

На надежность работы любого подшипникового узла влияют загрязнения (пыль, влага и т.п.) попадаемые в зоны контакта тел качения и наружных колец. Для предотвращения этого применяются уплотнения, которые так же позволяют удерживать смазочный материал, что уменьшает издержки на дополнительное обслуживание (замену смазки). Одним из решений, которое надежно защищает, но при этом упрощает конструкцию узла, а значит, снижает совокупную стоимость оборудования, является применение встроенных уплотнений.

Когда, вероятность загрязнения небольшая применяются стальные защитные шайбы прикрепленное к наружному кольцу подшипника, не имея при этом контакта с внутренним кольцом, что дает низкое контактное трение о внутреннее кольцо и сохраняет высокую скорость вращения. В ином случае целесообразнее использовать контактные уплотнения, к примеру, металло-полимерные уплотнения, но при этом предельная скорость вращения снижается. Однако стандартная синтетическая резина (NRB), используемая в качестве материала таких уплотнений, при высоких температурах (свыше 110°С) твердеет, ломается, и может расплавиться. Поэтому здесь необходимо применение специальных материалов.

Разработчиками TopLine было предложено следующие решения:

  • для работы в условиях повышенных загрязнений использовать подшипники со встроенными метало-полимерными уплотнениями из фторкаучука (VITON), хорошо зарекомендовавшие себя в работе при высоких температурах (до 200°C);
  • для работы в условиях повышенных скоростей использовать стальные защитные шайбы и снижения стоимость подшипников.

Таблица 1 – Сравнение свойств материалов уплотнений

Параметр

Материал

Синтетическая резина (NRB)

Фторкаучук (VITON)

Термостойкость

110°С

200°С

Сопротивление к износу

X

O

Старение под действием солнечных лучей

X

O

Старение от окисления

X

O

Стойкость к химическим реагентам

X

O

Водостойкость

O

O

Примечание:

X – отрицательные свойства,

O – положительные свойства.

Для нормальной работы в условиях температурного расширения и предотвращения заклинивание подшипника, даже при быстром охлаждении, радиальные зазоры высокотемпературных подшипников TopLine были увеличены: FT 150 – до C3, HT 200 – до С4.

Такая оптимизация подшипников, позволяет не только увеличить срок службы электропривода и снизить совокупную стоимость, но и уменьшить габаритные размеры, при тех же нагрузках, из-за применения встроенных уплотнений и возможности не учитывать при расчете на долговечность температурный коэффициент безопасности Kt (таблица 2).

Таблица 2 – Сравнение коэффициентов температурной безопасности Kt

Стандартные подшипники

Подшипники TopLine

Рабочая температура до 100 °С

Рабочая температура до 150 °С

Рабочая температура до 200 °С

FT 150 и HT200 (рабочая температура до 150 °С)

HT200 (рабочая температура до 200 °С)

1

1,10

1,25

1

1

Помимо электроприводов высокотемпературные подшипники TopLine нашли свое применение и в другой технике, к примеру:

  • вентиляторы (кондиционирование воздуха) и компрессоры;
  • фотокопировальные устройства;
  • оборудование по производству стали, керамики, бумаги и картона;
  • хлебные печи…

Получить более подробную информацию Вы можете, обратившись в центральный офис компании "Автовентури".

Адрес: Москва, Волоколамское шоссе, д. 15/22 стр.1.
Тел: +7 (495) 783 98 73.
E-mail: autoventuri@mail.ru
Сайт: www.snr.com.ru

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Термостаты Энергия

Термостаты предназначены для управления различными нагревательными и охладительными системами, с целью поддержания заданной температуры. При необходимости управления системами с превышающей мощностью совместно с термостатом необходимо использовать контактор. Термостаты применяются везде, где есть связь электроэнергии и тепла. Используют в приборостроении, бытовой технике, автомобилях и офисном оборудовании, могут применяться в таких устройствах, как датчик тяги (сопротивление контактов меньше 10мОм). Применение: — измерение температуры в рабочем объеме регулируемого объекта; — управление различными системами для поддержания требуемой температуры объекта; — аварийная сигнализация состояния (отказ/обрыв цепи) датчика температуры
Рыжов Сергей · ЭТК Энергия · 15 апреля · Россия · г Москва
Термостаты Энергия

ПРОДАМ: Электроконвектор ЭВНС

Электроконвектор — бытовой прибор, для интенсивного обогрева помещений. Интенсивность обогрева — обусловлена специально разработанной конструкцией приборов, ускоряющей естественную циркуляцию подогретого воздуха в помещении с обеспечением быстрого прогрева по всему объему помещения. Минимальное энергопотребление — применение встроенного устройства регулирования (термостата), двухступенчатого переключателя мощности, материалов с высокой теплоотдачей позволяют исключить непроизводительные потери тепла и достигнуть оптимальной величины расхода тепловой мощности (50-60) Вт/м2 (при условии стандартной теплоизоляции помещения). Ресурс работы — примененный принцип регулирования температуры и мощности, высокое качество нагревательных элементов, отсутствие движущихся частей позволяют гарантировать срок службы изделий не менее 10 лет. Простейший монтаж и отсутствие необходимости в обслуживании — при покупке электроконвектор готов к работе. Для монтажа достаточно просверлить 2 отверстия, а стене в месте крепежа, ввернуть в них самонарезные винты, при помощи кронштейнов повесить прибор на стену и включить прибор в розетку. Обслуживание заключается лишь в удалении пыли с входных и выходных решеток при необходимости. Количество исполнений. Приборы выпускаются как с кожухом из обычного стального листа, с надежным покрытием порошковыми красками, так и с кожухом из нержавеющей «зеркальной» стали.
Глебова Наталья · ООО "ПК "ВЕНТТЕХКОМ" · 12 апреля · Россия · Московская обл
Электроконвектор ЭВНС

ПРОДАМ: Термисторное реле

Термисторное реле используется для контроля нагрева витков обмотки статора работающего двигателя. При работе машин в сложных условиях с переменной нагрузкой возникают повышенные токи в обмотке, данное явление сопровождается выделением тепла, которое может привести к оплавлению изоляции обмотки и, как следствие, межвитковому замыканию. Принцип работы реле заключается в определении показаний датчиков температуры (термометр сопротивления), установленных на корпусе электродвигателя. В случае превышения показаний нагрева, по сравнению с заданными, происходит расцепление или подача сигнала на расцепление цепи питания электродвигателя. На корпусе устройства расположены отдельно контакты для подключения датчиков температуры и контакты для подключения исполнительных устройств. Также реле снабжены индикаторами положения контактов и индикацией наличия питания. Наша компания с 2005 года профессионально решает задачи на электротехническом рынке в области поставок низковольтного оборудования партнерам по всей России. Сегодня "Элснаб" является крупнейшим дистрибьютором и сервис-партнером чешского завода OEZ (Siemens AG) в России. Наши технические специалисты проводят обучающие семинары и презентации по всему оборудованию, осуществляют полную техническую поддержку и сервисное обслуживание. Электротехническое оборудование "Элснаб" приобретают крупнейшие предприятия и организации страны, работающие в различных отраслях хозяйства: электроэнергетике, атомной, лесной и химической промышленности, агропромышленном комплексе, машиностроении и судостроении, сферах связи и IT. Тщательно продуманная логистика, высокий сервис, надежные поставки, оперативная обработка клиентских запросов - все эти исключительные качества «Элснаб» помогают нашим партнерам реализовать крупные проекты и решать важные задачи в области электротехники. Благодаря собственному складу и сотрудничеству с ведущими транспортными компаниями, мы обеспечиваем быструю отгрузку и высокую скорость поставок в любой...
Отдел продаж · Элснаб · 16 апреля · Россия · г Москва
Элснаб, ООО

ПРОДАМ: Резисторы кремниевые Протон-Электротекс

ПРОТОН-ЭЛЕКТРОТЕКС — это один из российских лидеров разработки и производства силовых полупроводниковых диодов, тиристоров, модулей, охладителей, IGBT (БТИЗов), а также силовых блоков для применения в различных преобразователях электрической энергии. Наша главная цель — обеспечить покупателей современной и надежной продукцией. Мы считаем, что для этого нужно работать по четырем направлениям: — Развитие персонала: мы делаем всё, чтобы привлечь талантливых разработчиков и помочь им себя проявить. Наши специалисты посещают крупнейшие мировые выставки в отрасли силовой электроники, проходят дополнительное обучение и размещают свои научные статьи в промышленных журналах; — Оптимизация организационной структуры: эффективное управление и планирование производства и отлаженное внутреннее взаимодействие позволяют нам быстро принимать и выполнять заказы; — Использование только высококачественных сырья и материалов: мы сотрудничаем с ведущими мировыми поставщиками компонентов полупроводниковых приборов; — Современное производственное и испытательное оборудование: автоматизированное производство и контроль качества — это отдельная гордость нашей компании.
Полостюк Михаил · Протон-Электротекс · 16 апреля · Россия · Орловская обл
Резисторы кремниевые Протон-Электротекс

ПРОДАМ: Индукционный котел отопления ИКН

Индукционный котел отопления применяется в автономных системах отопления, горячего водоснабжения и технологических процессах, в которых необходим нагрев теплоносителя. Принцип работы индукционного котла отопления: индукционный котел отопления состоит из трехфазной первичной обмоткой и короткозамкнутой вторичной обмотки (теплообменника). При включении в сеть первичной обмотки в магнитопроводе трансформатора возбуждается переменный магнитный поток, создающий в металле теплообменника (вторичной обмотке) ток, вызывающий его нагрев. Свойства индукционного котла отопления: - Минимальные затраты на эксплуатацию (не требуют спецобслуживания) - Высокая производительность (КПД=98%) и управляемость процесса нагрева - 2-ой класс электробезопасности - Пожаробезопасность (отсутствие высокотемпературных соединений и уплотнений) - Малые габариты (экономия места, возможность размещения на малых площадях) - Полная автономность работы
Манеев Игорь · Промышленная компания · 18 апреля · Россия · Алтайский край
индукционный котел отопления ИКН
Компания «ФАТО Электрик» является производителем и прямым поставщиком низковольтной электротехнической продукции торговой марки HLT. На сегодняшний день ассортимент продукции бренда HLT уже включает в себя более 4000 наименований продукции. Офис и склад общей площадью свыше 1000 м2 находятся в Москве для удобства развития региональной сети дистрибьюции бренда. Фато Электрик осуществляет поставки не только по всей территории Российской Федерации, но и тесно сотрудничает с Республикой Беларусь.