Своими руками

Как проверить якорь электродвигателя

10 августа 2017 г. в 11:13

Несмотря на надежность и долговечность, электродвигатели время от времени выходят из строя. Установить причину поломки и исправить ее можно самостоятельно — вам понадобится тестер, знания и немного терпения. Как проверить якорь электродвигателя в домашних условиях вы узнаете, прочитав эту статью. Мы рассмотрим два типа двигателей, чаще всего использующихся в быту и на производстве.

Коллекторные синхронные двигатели

Именно они применяются в бытовых устройствах (миксерах, стиральных машинах, электродрелях и т.п.), поэтому рассчитаны на работу от сети 220В. Их «сердце» — это якорь, состоящий из неподвижного статора и обмотки на валу. Если причина неполадок кроется в нем, начинать проверку следует с визуального осмотра.

При обнаружении:

  • перегоревших или оборванных обмоток;
  • запаха гари;
  • активного искрения;
  • оплавленных ламелей коллектора;
  • выхода из строя подшипников;
  • отсоединения проводков.

Если на первый взгляд дефекты не заметны, для более точного обследования придется вооружиться мультиметром. Проверка проходит поэтапно:

  • Прозвоните попарные выводы обмоток статора к ламелям. Показания сопротивления на каждом должны совпадать.
  • Проверьте сопротивление между корпусом якоря и ламелями — в идеале оно стремится к бесконечности.
  • Прозвоните выводы, чтобы проверить целостность обмотки.
  • Проверьте состояние цепи между выводами якорной обмотки и корпусом статора.

Наличие пробоя на корпус — знак, что двигатель требует замены сломанных деталей и полного ремонта. Подключать его к сети в этом случае запрещено.

Асинхронные двигатели

Асинхронные электродвигатели широко применяются не только в промышленности (на станках, в компрессорах, насосах), но и в быту (в холодильниках, стиральных машинах некоторых моделей). При их неисправности визуальный осмотр следует начинать с обмоток статора, играющих роль якоря.

Перед тем, как прозвонить якорь электродвигателя, необходимо проверить другие узлы и детали (так как причина может быть в их повреждении) — кабели подключения, магнитные пускатели, тепловое реле, конденсатор, а также проверить наличие напряжения. Если все в порядке, убедитесь в том, что электропитание отсутствует, и разберите двигатель.

Причины, по которым обмотки статора перестают работать, чаще всего следующие:

  • обрыв витков;
  • большая влажность;
  • межвитковое замыкание.

Если при осмотре не выявлены неполадки, дальнейшая диагностика проводится с помощью мультиметра. В агрегатах на 380 В, которые подключаются «треугольником» или «звездой», каждая обмотка проверяется по отдельности. Отклонение значения сопротивления на них должно быть не более 5%. Затем обмотки прозваниваются на корпус и друг с другом. Сопротивление должно стремиться к бесконечности, другие показания говорят о том, что присутствует пробой обмоток между собой или на корпус. Эта проблема решается путем полной перемотки.

В электродвигателях на 220 В достаточно прозвонить рабочую и пусковую обмотки. Сопротивление у первой должно быть в полтора раза ниже, чем у второй.

Самый сложный этап проверки — поиск межвиткового замыкания, поскольку при визуальном осмотре выявить его не представляется возможным. Нужно воспользоваться специальным измерителем индуктивности. Если значение на всех обмотках одинаково — неполадки отсутствуют. Наиболее низкое значение на какой-либо из обмоток указывает на ее повреждение.

Сопротивление изоляции обмоток проверяется мегомметром на 1000 В, который подключается к отдельному источнику питания. Один провод подсоединяется к корпусу агрегата в месте, которое не окрашено, другой — к каждому выводу обмотки поочередно. Значение должно быть больше 0.5 Мом, меньший показатель говорит о том, что двигатель необходимо просушить. При проведении измерений старайтесь не касаться проводов и будьте предельно внимательны. Во избежание несчастных случаев обесточьте двигатель и строго соблюдайте все меры предосторожности.

Теперь вы знаете, как проверить якорь электродвигателя тестером, и можете без привлечения специалиста выявить причину неполадок и устранить ее, сэкономив деньги и время.

Источник: www.szemo.ru

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

КУПЛЮ: Куплю электродвигатели любые дорого

Покупаем электродвигатели б/у в объёмах от 1 штуки. Если на вашем предприятии накопилось достаточно большое количество отработанных, списанных, устаревших электродвигателей различного технического назначения (синхронные, асинхронные, тихоходные, взрывозащищённые и т. д.), обращайтесь в нашу Компанию. Наши специалисты оценят, загрузят и вывезут неиспользуемое оборудование, очистив ваши производственные площади и складские помещения от ненужного металлолома. Фотографии электродвигателей и иного оборудования высылайте на наш электронный ящик. В пределах Москвы и Московской области транспортные расходы наша Компания берёт на себя.
Ххх Андрей · Станпривод · Вчера · Россия · г Москва
Куплю электродвигатели любые дорого

ПРОДАМ: Реле времени

Работа электродвигателя часто сопровождается нагрузками, превышающими номинальные в 10-15 раз, это так называемые пусковые токи. При исправной работе агрегата, эксплуатация в экстремальном режиме длится не более 20-30 секунд, далее режим работы стабилизируется, и электрооборудованию ничего не угрожает. Для того, что бы устройство защиты не препятствовало нормальной эксплуатации, его оснащают реле времени. Данное устройство не входит в стандартный комплект рубильника. Порядок работы реле состоит в том, что при токах высокой нагрузки, реле механически воздействует на привод автомата, блокируя его отключение. Если по истечении заданного времени токи не вернулись к номинальным показателям, происходит отключение питания. Сегодня все большей востребованностью пользуются многофункциональные реле. Данный тип устройств позволяет решить не только одну конкретную задачу, а целый комплекс процессов автоматизации. В связи с этим реле времени применяется в быту так же часто, как и в промышленности, например, задержка времени при включении освещения от датчика движения. При этом устройства имеют компактные размеры и могут быть установлены в небольшой шкаф управления, возможности регулирования цикличности, длительности импульсов и других важных параметров. Наша компания с 2005 года профессионально решает задачи на электротехническом рынке в области поставок низковольтного оборудования партнерам по всей России. Сегодня "Элснаб" является крупнейшим дистрибьютором и сервис-партнером чешского завода OEZ (Siemens AG) в России. Наши технические специалисты проводят обучающие семинары и презентации по всему оборудованию, осуществляют полную техническую поддержку и сервисное обслуживание. Электротехническое оборудование "Элснаб" приобретают крупнейшие предприятия и организации страны, работающие в различных отраслях хозяйства: электроэнергетике, атомной, лесной и химической промышленности, агропромышленном комплексе, машиностроении и судостроении, сферах связи и IT. Тщательно...
Отдел продаж · Элснаб · 26 марта · Россия · г Москва
Элснаб, ООО

УСЛУГИ: Испытание электродвигателей переменного и постоянного тока до и выше 1000 В

Перед запуском нового или отремонтированного двигателя в работу необходимо провести комплексную проверку данного электродвигателя. Для электродвигателей с напряжением питания до 1000 В проверяется соответствие сопротивления изоляции существующим требованиям ПУЭ и ПТЭЭП, и проводится измерение сопротивления постоянному току реостатов и пускорегулировочных резисторов. Для двигателей с напряжением питания выше 1000 В: проверяется возможность включения без сушки; проверяется сопротивление изоляции; проводится испытание повышенным напряжением промышленной частоты; измеряется сопротивление постоянному току обмоток ротора и статора, а так же реостатов и пускорегулировочных резисторов. Только проведение испытаний в полном объёме может гарантировать безопасность включения двигателя под нагрузку, в противном случае может возникнуть авария, которая повлечёт отключение питания или даже пожар. Электролаборатория «Лидер» производит испытания двигателей переменного и постоянного тока напряжением до и выше 1000 В. Все измерения производятся сертифицированными высокоточными приборами, которые позволяют произвести испытания в короткие сроки. После завершения испытаний выдаётся технический отчёт установленного образца. г. Челябинск, ул. 60-летия Октября, д. 18, +7 908 572-68-13
Испытание электродвигателей переменного и постоянного тока до и выше 1000 В

УСЛУГИ: Испытание электродвигателей переменного и постоянного тока до и выше 1000 В

Перед запуском нового или отремонтированного двигателя в работу необходимо провести комплексную проверку данного электродвигателя. Для электродвигателей с напряжением питания до 1000 В проверяется соответствие сопротивления изоляции существующим требованиям ПУЭ и ПТЭЭП, и проводится измерение сопротивления постоянному току реостатов и пускорегулировочных резисторов. Для двигателей с напряжением питания выше 1000 В: проверяется возможность включения без сушки; проверяется сопротивление изоляции; проводится испытание повышенным напряжением промышленной частоты; измеряется сопротивление постоянному току обмоток ротора и статора, а так же реостатов и пускорегулировочных резисторов. Только проведение испытаний в полном объёме может гарантировать безопасность включения двигателя под нагрузку, в противном случае может возникнуть авария, которая повлечёт отключение питания или даже пожар. Электролаборатория «Лидер» производит испытания двигателей переменного и постоянного тока напряжением до и выше 1000 В. Все измерения производятся сертифицированными высокоточными приборами, которые позволяют произвести испытания в короткие сроки. После завершения испытаний выдаётся технический отчёт установленного образца.
Кузьминых Дмитрий · Электролаборатория Лидер · Вчера · Россия · Свердловская обл

ПРОДАМ: Электродвигатель хода (передвижения) на гусеничный кран ДЭК-251

Электродвигатель хода (передвижения) на гусеничный кран ДЭК-251. Этот электродвигатель идёт в сборе со шкивом. Масса такого электродвигателя составляет 120 килограмм. Купим Ваши запчасти, покупаем технику! Аренда, ремонт, обслуживание, перебазировка техники типа РДК, ДЭК, СКГ, МКГ, МКГС, ДЗ-98, КС, ЧТЗ. Так же можем предложить новые и б/у запасные части на гусеничные краны отечественного производства в связи с разбором кранов. Все работы выполняются квалифицированными специалистами на заводском оборудовании согласно ГОСТам и другим руководящим документам. Запчасти к гусеничным кранам ДЭК-251, ДЭК-321, ДЭК-401, ДЭК-631, РДК-25, РДК-250, РДК-400, RDK-25, RDK-250, RDK-400, TAKRAF, МКГ-25, МКГ-25бр, МКГ-25.01, МКГ-40, СКГ-100, СКГ-160, СКГ-40, СКГ-40А, СКГ-40/63, СКГ-401, СКГ-505, СКГ-63, СКГ-63/100, СКГ-631, МКГС, МКГС-100, МКГС-100.1. Запчасти к автокранам КС-4572А (Галичанин) 16 тонн, КС-35714 (Ивановец) 16 тонн, КС-45717 (Ивановец) 25 тонн, КС-45721 (Челябинец) 25 тонн, КС-55713 (Галичанин) 25 тонн, КС-55730 (Челябинец) 32 тонн. Запчасти к автогрейдеру ДЗ-98. Запчасти к гусеничной технике завода ЧТЗ Т-130, Т-170, Б-10, Б-11, Б-12, Б-13, ДЭТ-250. Запчасти к копру навесному КоГ-12-0.1.1-01 (СП49Д). Запчасти к карьерной технике ЭКГ-4,6Б ЭКГ-5А, СМД 75, 108109, 110, 111, СБШ-250. Запчасти к гусеничным вездеходам типа МТЛБ, МТЛБу, ГАЗ. Запчасти к коммерческой технике и автомобилям заводов ГАЗ, ПАЗ, УАЗ. Преимущества работы с нами: - Собственное производство; - Большой ассортимент з/ч в наличии; - Отсрочки платежа постоянным клиентам; - Наличный/безналичный расчет; - Консультации по ремонту/обслуживанию; - Опыт работы более 10 лет; - Отправка в регионы и ближнее зарубежье; - Отгрузка вашей заявки в день оплаты; - Множество складов на территории Российской Федерации.
Индолент Артур · Вчера · Россия · г Москва
Электродвигатель хода (передвижения) на гусеничный кран ДЭК-251
Российский производитель и бренд низковольтной аппаратуры: электрооборудования для ввода, распределения и учета электричества, локальной автоматизации технологических процессов, а также комплексных энергоэффективных решений для любой отрасли индустрии.