Своими руками

Встал и поехал!

11 октября 2018 г. в 10:42

Одним из самых любимых мест отдыхающих в Геленджике является морская набережная. Сейчас ее протяженность составляет более 14 км. Неудивительно, что на всем ее протяжении процветает различный бизнес и, в частности, прогулочный электрический транспорт — сигвеи и гироскутеры, заинтересовавшие создателя и ведущего блога «СамЭлектрик» Александра Ярошенко. Автор предположил, что еще далеко не все читатели знакомы с модными техническими решениями, поэтому будет нелишне рассказать о них подробнее.

Сигвей и гироскутер


Сигвей и гироскутер — родные братья?

Да, эти устройства по принципу действия одинаковы, основное различие лишь в том, что сигвей, изобретенный в первую очередь, имеет руль для удобного управления руками.

Сейчас большую популярность набрал «укороченный» вариант сигвея — минисигвей. У него тоже есть подобие руля, только короткого — чуть повыше колена. Управлять им так же просто, а ездить по ровной поверхности — одно удовольствие, ведь руки свободны! Можно и селфи делать, и по телефону болтать, и мороженое есть. Но это — для опытных, лучше все же внимание обращать на дорогу!

И если мини-сигвей годится для променада по набережной, то на сигвее с «ручным» управлением можно гонять и по проселочным дорогам.

А как же гироскутер? У него вообще отсутствует руль, как таковой, и он управляется ногами. Точнее, положением ступней. Среди своих собратьев его можно назвать «паркетником» — при небольших неровностях и отсутствии должного опыта с него можно и соскочить.

Стоит сказать, что даже продавцы и производители до конца не определились, чем отличаются сигвеи от мини-сигвеев и от гироскутеров. Загляните в любой интернет-магазин сигвеев, и вы убедитесь в этом сами.

Залезаем под «капот»

Несмотря на внешнюю простоту, сигвей имеет сложное устройство, содержащее контроллер. Для определения положения в пространстве используется система гироскопических датчиков, благодаря которой контроллер точно подстраивает положение колес, позволяя двигаться — разгоняться, тормозить, поворачивать — и не падать.

Рассмотрим коротко из чего состоит электрическая схема сигвея и гироскутера и какие у них отличия. Потом я расскажу какие бывают неисправности и что с этим делать.

Аккумулятор. Самая простая и понятная часть сигвея. От емкости и качества аккумулятора зависит главный потребительский параметр — дальность хода сигвея. Во всех аппаратах при разряде подается звуковой и/или визуальный сигнал, он понижает скорость, пока не остановится совсем.

Радиоканал. Насколько я знаю, в гироскутерах он не используется, а в сигвеях его часто применяют для настройки, калибровки, управления. В некоторых моделях без радиобрелка не удастся запустить сигвей, как это сделано во всех автомобилях — то есть, реализуется противоугонная система этой дорогой штуки. Во многих моделях применяется и Bluetouth-канал для управления через смартфон, либо просто для прослушивания музыки через встроенные динамики. Кстати, стандартный пароль Bluetooth для всех гироскутеров — 000000.

Ремонт контроллера сигвея

Гироскоп. Это — самая важная часть, без которой сигвею пришлось бы заиметь еще одно или два колеса и превратиться в тележку на моторчике. Электронный гироскоп — это маленькая микросхемка, которая представляет собой измеритель положения в пространстве (наклон по осям) и трехканальный измеритель ускорения. Если кто помнит из физики, ускорение — это скорость изменения скорости.

Контроллер. Это — мозг сигвея. Тут заложено самое главное — программа, алгоритм работы. Именно эта программа управляет вращением колес и не дает человеку упасть. Сигналы о наклоне подаются с гироскопа на контроллер, а он, в свою очередь, дает управляющий сигнал на силовую часть.

Силовая часть. Основа силовой части — мощные ключевые транзисторы, через которые энергия от аккумулятора подается на двигатели колес. Понятно, что для каждого колеса нужно как минимум 4 транзистора, чтобы коммутировать 2 полюса источника питания на 2 вывода двигателя.

Силовые транзисторы платы управления сигвея
Силовые транзисторы IRF4110 платы управления

Моторы. Часто их называют мотор-колесами, поскольку мотор с редуктором и колесом представляют собой единую конструкцию. Моторы полностью независимы и могут одновременно вращаться с разной скоростью и в разные стороны.

Двигатель сигвея

Система поворота. В сигвеях и гироскутерах поворот реализован по-разному. В сигвее и мини-сигвее есть руль, наклон которого передается на потенциометр. Аналоговый сигнал наклона с потенциометра подается на вход контроллера, дальше в дело вступает программа. В гироскутерах поворот реализован за счет наклона ногой нужной половины. Хочешь поехать вправо — наклонил левую часть вперед. По взаимному расположению половинок гироскутера контроллер вычисляет соотношение скоростей колес.

Рекуперативная система. Есть в нормальных сигвеях (в китайских — нет) такая полезная вещь, — при спуске с горки контроллер направляет генерируемую энергию с моторов на заряд аккумуляторов.

Поэтому, если вы едете «с горки на горку по городу Загорску», аккумулятор будет периодически подзаряжаться. Конечно, чудес не бывает, и в общем время разряда будет примерно таким же, как при езде по ровной местности.

Ремонтируем сами

Большинство неисправностей сигвеев диагностируются путем подачи сообщений на визуальные или звуковые индикаторы. Нет смысла приводить здесь систему диагностики, поскольку у каждого производителя она своя. Рассмотрим неисправности, которые встречаются наиболее часто.

Внезапная остановка. Самая опасная неисправность сигвеев и гироскутеров — внезапная остановка. Было дело — меня пригласили, как электронщика, отремонтировать сигвей. А неисправность проявилась в том, что человек на сигвее упал. Ехал на приличной скорости, и — носом в асфальт! Теперь понятно, почему на всех фото ездок на сигвее с надетым шлемом!

Я начал разбираться в чем дело. Оказалось, что при повороте ключа зажигания из этого ключа шли искры, и колеса при этом были заторможены. Ошибок на дисплее не было, но это только потому, что аппарат фактически не мог включиться — искрение в контактах замка привело к тому, что контакты покрылись нагаром, и ток от батареи не поступал на схему.

Причина поломки — сгорели силовые транзисторы, через которые питались двигатели. Ремонт сигвея свелся к замене силовых транзисторов, их драйвера и резисторов обвязки. Также восстановлена перегоревшая дорожка и замок с ключом.

Та же неисправность может произойти и по другим причинам — например, выход из строя аккумулятора или банальное пропадание контакта.

Не включается. Тут первое, что нужно проверить — диагностические сообщения. Если их нет, нужно проверить питание: выключатель питания, предохранители, аккумуляторы. Если используется дистанционное включение через брелок — проверьте в нем батарейки.

Если вообще никаких признаков жизни — либо аккумуляторы разрядились в ноль после долгого простоя, либо где-то пропал контакт.

Проблемный аккумулятор. Если напряжение аккумулятора в выключенном состоянии гораздо ниже номинала (пишется на корпусе, обычно — 36 или 48 В), а при попытке включить падает в ноль — его можно попытаться зарядить. Либо штатной зарядкой, либо внешним зарядным устройством.

Если напряжение на аккумуляторе всегда равно нулю, можно попытаться его восстановить. Для этого нужно аккуратно его вскрыть и проверить все подключения — перемычки между отдельными «банками» иногда перегорают или просто отваливаются. Если все элементы питания в норме, то скорее всего дело в контроллере заряда-разряда, тут уже дело серьезнее — либо нести аккумулятор в сервис, либо думать о покупке нового.

Следует сказать, что заряд-разряд аккумуляторов следует проводить строго по инструкции, иначе возможен их быстрый выход из строя. Рекомендуется при длительных простоях (например, в зимнее время) хранить аккумуляторы (а лучше и сам сигвей) в сухих отапливаемых помещениях и подзаряжать их каждый месяц. Иначе возможна ситуация, когда при низком уровне заряда батарея блокируется, и чтобы ее запустить, нужно «сбросить» и откалибровать контроллер заряда батареи. А это в домашних условиях проблематично.

Не входит в режим балансировки. Балансировка включается, когда сигвей включен без ездока. В этом случае он должен стоять ровно, не падая. При наклоне его вперед или назад он начинает движение. Если этого не происходит, нужно в первую очередь проверить чистоту и положение ковриков, а также датчиков (концевых) и индикаторов наличия ездока. Проверьте соответствующую индикацию — при нажатии на каждый датчик ездока будет загораться индикатор.

Если датчики и индикаторы работают неправильно, придется обратиться к диагностическим сообщениям и инструкции.

Не едет прямо. Смысл в том, что ехать ровно можно, но приходится держать части гироскутера или руль сигвея криво. Из-за этого кататься неудобно и небезопасно.

Для гироскутера есть способ по его сбросу к заводским настройкам. Нужно выключить и поставить его ровно на горизонтальную поверхность. Затем нажать кнопку включения (около 5 сек) до появления сигнала. Затем подождать еще примерно такое же время, выключить и включить. Готово.

Источник: Александр ЯРОШЕНКО, автор блога SamElectric.ru

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Ярошенко Александр Александрович
Все новости и публикации пользователя Ярошенко Александр в персональной ленте вашего личного кабинета на Elec.ru
Подписаться
Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: WAGO 2273, 773, 222, 273, 224, клеммы Legrand–наличие Электро-Комплекс

Wago, клеммы >НАЛИЧИЕ+ЗАКАЗ клеммники, 280,681, 773,304, зажимы, 750,281,101, 222,413,279,907,684, клемники, цена, каталог, соединитель, колодка, ru, прайс, 282, gmbh, 859, куплю, клеммы, 210, 611, 841, testboy, 209, 249,116, отзыв, 2002,402, иллюстрации, продажа, 901, разъем, сертификаты, 469, 819, дистрибьютор, 279, 319, 870, представительство, 113, 862, 236, 231, 216, 226, безвинтовой, ваго, vago, продукция, rital, rittal, abb, ds941, legrand, Schneider, dks, dkc, дкс ---Наша Компания занимается Комплексной поставкой электрооборудования -Кабель-провод NYM, ВВГ нг, КГ, FTP, UTP, SAT, провод ПВ1 ПВ3, ПУНП и др., -Светотехника — светильники (ARS/R, ЛПО, ЛВО, ЖКУ, ЛББ…) прожекторы, лампы (Osram, Philips, Pila, рос.), -Клеммы WAGO Германия строительные и промышленные (заказ 4 недели), -Beckhoff на заказ 5 недель -Выключатели и розетки российских и зарубежных производителей (Legrand, ABB, Schneider, Viko, Makel) -Щиты и боксы (зарубежные произв., ЩРН, ЩРВ, ЩРУН, ЩРНМ…) -Гофро-труба, ПВХ труба гладкая, установочные и распаячные коробки, -Метизы (саморезы, анкеры), абразивные комплектующие, сверла wago 222-412 11,41 руб/шт wago 222-413 14,19 wago 222-415 22,85 Германия wago 2273-242 6,18 wago 2273-243 6,58 wago 2273-244 8,79 wago 2273-245 9,68 wago 2273-248 18,51 wago 2273-202 4,91 wago 2273-203 5,02 wago 2273-204 6,36 wago 2273-205 6,94 wago 2273-208 11,83 wago 773-302 6,45 wago 773-304 9,14 wago 773-306 12,7 wago 773-308 23,11 руб/шт wago 773-322 5,22 wago 773-324 7,24 wago 773-326 9,68 wago 773-328 12,33 wago 773-173 19,1 wago 273-403 18,43 wago 273-503 27,89 wago 224-101 9,91 wago 224-111 15,91 wago 224-112 11,6 wago 224-122 18,58 wago 224-201 27,87 wago 224-114 17,49 273-202 20,80 273-204 16,64 273-205 24,96 273-212 14,55 773-332/331 23,22 222-500 24,66 Серия 243 подвоз, Промышленные запрос. — BLOX (Китай Сертиф! — полный аналог WAGO, есть ряд промышленных аналогов полн.совместимых с Ваго) FJ-402 0,1305 $+ FJ-403 0,1613 FJ-405 0,2585 FJ-102 0,0726 FJ-104...
Громов Денис · ООО"ЭЛТЕОН" · 5 апреля · Россия · г Москва
WAGO 2273, 773, 222, 273, 224, клеммы Legrand–наличие Электро-Комплекс

ПРОДАМ: Электропривода ЭТРП, Формик, Кемрос, блоки к приводам и т. д.

Продам с хранения: 1. Электропривод ЭТРП 211-180L750УХЛ4, г/в 87, 380в 10кВт.-2шт. по 8000 руб. Есть также привода Формик, Кемрос, блоки к приводам и т. д. Запрос полного перечня — по электронке. ЦЕНЫ ДОГОВОРНЫЕ. Возможно фото. Имеются также в наличии остатки электродвигателей, электрики, сантехники, электронных компонентов, строительных материалов и приборов, пневматики и гидравлики, а также запчасти для электроинструмента, триммеров, бензиновых и электрических пил, для дизельных и бензиновых агрегатов. Полный перечень и фото могу выслать по запросу на Ваш электронный адрес. Возможна отправка некоторых позиций в другой регион за счёт покупателя.
Чехлатый Павел · Вчера · Россия · Хабаровский край

ПРОДАМ: АВТОМАТИКА, МОНТАЖНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ЭЛЕКТРИКА

ООО «Лайт Креатив» поставляет: -Электрику и автоматику: ABB, Legrand, Schneider Electric, Merten, Gira, Gewiss, Fede, Fontini, Bticino, Jung, Berker, T&J; , Moller, Wessen, AVE, LLinas,. — Монтажное оборудование: электрические шкафы, щиты, кабель-каналы, лотки (лестничные, перфорированные), напольные лючки, плинтус-каналы. Труба гофрированная, монтажные коробки, клеммники WAGO и др. Минимальные сроки поставки, хорошие цены. Техническая поддержка.
Кисель Ольга · Лайт Креатив · 17 апреля · Россия · г Москва
АВТОМАТИКА, МОНТАЖНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ЭЛЕКТРИКА

УСЛУГИ: Аренда генератора 4.3 кВт в Киеве

Компания A/DC Generators прудоставляет услугу аренды генератора. Бензиновый генератор на 4.3 кВт YAMAHA EF 5400. Этот генератор отлично подходит для обогревателей UFO, строительных инструментов, бетономешалок. Данная бензиновая электростанция пользуется широким спросом благодаря высокой мощности в 4.3 кВт которую обеспечивает японский двигатель при достаточно низкой цене аренды. Аренда оборудования доступна как на длительный так и короткий срок. Мы осуществляем срочную доставку оборудования по всей Украине. СКИДКИ НА АРЕНДУ ГЕНЕРАТОРОВ: от 3-15 суток скидка 10% от 15-30 суток скидка 20% от 30 суток скидка 30%
Дзюбенко Андрей · ACDC Generators · 18 апреля · Россия · г Москва
Аренда генератора 4.3 кВт в Киеве

ПРОДАМ: Электрощетки: ЭГ2А, ЭГ13, ЭГ14, ЭГ61А, ЭГ141, ЭГ73, ЭГ74 Г3, МГ, МГ4, М1, МГС5, МГС51, МГС20, МГСО, МГО, 611М, СГО

электрощетки использующиеся в электродвигателях, промышленности, транспорте и т.д. всяких размеров и типоисполнений:-меднографитовые;-угольнографитовые;-электрографитированные;-и др.Г3 - Эл. машины постоянного тока до 220В, генераторы, сварочные генераторы, единовременные генераторы, асинхронные генераторы с фазным ротором и одноякорные преобразователи.Г20 - Эл. машины постоянного тока и коллекторные машины переменного тока с низким значением трансформаторной и реактивной ЭДС; двигатели однофазные и многофазные коллекторные для мануфактурной промышленности.Г22 - Универсальные электродвигатели постоянного тока, в том числе бытовой техники, двигатели Шраге-Рихтера и двигатели постоянного тока малой мощности с затрудненными условиями коммутации.ЭГ4 - Эл. машины постоянного тока до 750В общего назначения, гребные двигатели, приводы вентиляторов, машины универсального назначения, турбогенераторы и гидрогенераторыГ4К - Универсальные коллекторные двигатели постоянного тока бытовой техники, электродвигатели типа Шраге-РихторЭГ13 -Генераторы постоянного тока для автомобилей и тракторов.ЭГ14 - сверхмощные генераторы и электродвигатели с неравномерными нагрузками (электрооборудование прокатных станов), тяговые двигатели тепловозов, приводы вентиляторов, эл. машинах универсального назначения, крановые двигатели.ЭГ2А - Тяговые и вспомогательные двигатели городского транспорта, а также эл. машины общепромышленного назначенияЭГ61АК - Электрические двигатели старанием до 500V для магистральных электровозов.ЭГ841К - Тяговые и вспомогательные двигатели городского транспорта, метрополитена, тяговые двигатели мотор-колёс автосамосвалов большой грузоподъёмности.ЭГ141 - Тяговые и вспомогательные электрические машины железнодорожного и городского транспорта, а также эл. машины общепромышленного назначения.ЭГ8 - Универсальные высокооборотные электродвигатели, электромашинные амплидины поперечного поля, электрические машины постоянного тока с затруднёнными условиями коммутации.ЭГ73 -...
Жуков Александр · ООО "УЭТЗ" · 10 апреля · Россия · Свердловская обл
Компания «ФАТО Электрик» является производителем и прямым поставщиком низковольтной электротехнической продукции торговой марки HLT. На сегодняшний день ассортимент продукции бренда HLT уже включает в себя более 4000 наименований продукции. Офис и склад общей площадью свыше 1000 м2 находятся в Москве для удобства развития региональной сети дистрибьюции бренда. Фато Электрик осуществляет поставки не только по всей территории Российской Федерации, но и тесно сотрудничает с Республикой Беларусь.