Своими руками

Токарный станок. Взгляд электрика

25 ноября 2019 г. в 14:47
Главный контактор и тепловое реле главного двигателя
Главный контактор и тепловое реле главного двигателя

Сфера электроэнергетики достаточно плотно контактирует со многими отраслями промышленности и производства. И даже там, где, казалось бы, её влияние при беглом взгляде, совершенно незначительное, при детальном разборе приобретает огромное значение. В обзорном материале конкурсной статьи как раз такая особенность и будет показана. Необычная тема для блога «СамЭлектрик.ру» раскрывается Тимуром Бобровым и даёт представление о «начинке» токарного станка с точки зрения электрика.

Материал рассчитан на читателей, в общих чертах знакомых с устройством и назначением токарных станков. Однако не стоит пропускать её мимо глаз и остальным — обещаем наличие интересных фактов тем, кто решит погрузиться в публикацию с головой. Это первая работа для Конкурса статей, поэтому читаем внимательно и готовимся к голосованию.

Итак, слово автору.

Капитальный ремонт электрической схемы токарного станка

Здравствуйте. Я несколько лет занимаюсь капитальными ремонтами токарных станков производства СССР 1960-1980 годов. Со мной трудятся ещё несколько человек — у нас разные обязанности и специфика работы. Конкретно моя сфера деятельности — электрика.

Модификаций станков даже с одним названием очень много — зависит от года выпуска и от завода. Приходится иногда полностью менять все детали схемы, включая двигатели и провода, не говоря уже о пускателях и кнопках. Всё зависит от суммы, которую готов выложить заказчик, и состояние агрегата — иногда достаточно поменять вводный автомат вместе с горелыми контактами и станок готов к эксплуатации.

Поскольку не все и не всегда готовы расстаться с достаточно большим бюджетом, приходится идти на компромисс — делать подешевле, урезать некоторые функции. При этом стараюсь сразу объяснить, что получится в итоге и каких функций лишится оборудование.

Устройство токарного станка

Классический токарный станок производства СССР состоит из частей, показанных на чертеже:

Устройство токарного станка
Устройство токарного станка — вид спереди

На этом рисунке видно далеко не всё, только некоторые комплектующие, но этого достаточно для первичного понимания. Части, которые имеют отношение к электрике, выделены жёлтым:

  • 8 — ручка муфты и переключения направления вращения шпинделя. Важно то, что эта ручка воздействует на концевой выключатель нулевого хода — пока он нажат, станок не включится;
  • 12 — кнопки «Пуск» и «Стоп» для управления главным двигателем;
  • 21 — кнопка без фиксации для включения двигателя быстрого хода (ускоренного перемещения каретки);
  • 24 — лампа освещения;
  • 27 — амперметр прямого включения (для контроля тока главного двигателя);
  • 28 — тумблер включения двигателя насоса охлаждающей жидкости (СОЖ);
  • 29 — индикатор включения питания;
  • 30 — рукоятка включения питания.

Электрическая схема токарного станка

Я решил дать схему токарного станка 16К20 и подобных, которые мне встречаются наиболее часто. При описании схемы буду демонстрировать фото и принципы действия каждого элемента.

Типовая схема
Типовая схема токарного станка
Общий вид электрошкафа
Электрошкаф токарного станка — открыта дверь

Сначала рассмотрим силовую часть (по схеме — слева от трансформатора).

Вводный автомат и система блокировки двери

Вводный автомат F1 — это выключатель питания. Приводится в действие ручкой, выведенной на переднюю панель:

Панель управления токарного станка до ремонта
Панель управления токарного станка до ремонта. Рукоятка включения питания, индикатор сети, включение системы охлаждения, амперметр.
Вводной автомат станка
Вводный автомат станка. Проводов на верхних клеммах нет

Вводные клеммы, как видно на фото, часто бывают подгоревшие, поскольку заводские электрики подходят к этому важному месту халатно. А станки часто переносятся на другое место и переподключаются.

Система заземления всегда TN-C, то есть совмещенный проводник PEN прикручивается на корпус и на нейтраль. Точнее, нейтраль N и «земля» прикручены на один болт шасси.

Система H1—S1—F1 служит для того, чтобы при открытии двери автомат F1 отключался и станок полностью обесточивался. Если электрик обладает большим опытом и специальным ключом, он может эту систему обойти.

Система безопасности – индикатор H1, концевой открытия двери S1, переключатель ПУ, автомат F1
Система безопасности — индикатор H1, концевой открытия двери S1, переключатель ПУ, автомат F1. Также видно заднюю часть амперметра.

Для этого после открытия двери нужно вставить и повернуть ключ в месте ПУ и заново включить автомат. При этом будут вспыхивать лампочки Н1.

Но обычно (всегда) ключ безопасности теряется, переключатель ПУ ломается отверткой и бравые электрики (а бывает, что и токари!) лезут в станок под напряжением. Рассказываю, как есть.

Главный контактор

Контактор К1 — самый мощный в станке. Он включает, кроме двигателя М1 (шпиндель, мощность 7,5 или 10 кВт), ещё и двигатель гидростанции. Впрочем, гидросуппорт имеется в наличии крайне редко, поэтому двигатель М4 и тепловое реле F7 рассматривать не будем.

Главный контактор
Главный контактор двигателя шпинделя

Кроме контактора, имеется и тепловое реле F5, на фото внизу. Тепловое реле старого типа имеет два полюса (контролирует две фазы). Одна из фаз идёт через амперметр. Три синих провода уходят к двигателю М1. Главный двигатель посредством ременной передачи передает вращение на коробку передач.

Быстрый ход каретки и СОЖ

Через автомат F2 (около 6 А) питание поступает через контактор К4 на двигатель быстрого хода М2. Он включается вручную на короткое время, поэтому не имеет тепловой защиты. Через тот же автомат и контактор К2 питается двигатель М3, он вращает насос подачи охлаждающей жидкости. Насос включается вручную тумблером на панели управления.

Освещение

Такая простая вещь, как светильник, всегда сломана. Его приходится менять или ремонтировать. Важно, что там стоит лампа на 24 или 36 В и обязательно в целях безопасности питается через трансформатор. На схеме — F3, S9, H2. Такие светильники есть в продаже, они называются «станочные».

Трансформатор

Переходим к части управления. Она питается напряжением 110 В от трансформатора.

Трансформатор станка
Трансформатор станка — необходим для безопасной и правильной работы части управления

Это система с изолированной нейтралью (то есть, эта часть схемы работает без заземления) — пожалуй, самая безопасная из существующих.

Некоторые электрики в целях экономии или по незнанию выкидывают трансформатор. Это очень опасно! Тогда все части схемы будут под опасным напряжением!

Кнопки управления

Речь идет о кнопках S3, S4 — «Стоп» и «Пуск».

Кнопки «Пуск» и «Стоп»
Кнопки «Пуск» и «Стоп» для управления главным двигателем

На схеме видно, что это классическая электросхема с самоподхватом. Но в токарном станке она имеет свои особенности. Схема управления питается через предохранитель F4 (я обычно ставлю автомат на 2 или 4 А) и кнопку «Стоп». При нажатии кнопки "Пуск«двигатель запустится только если выполнены несколько условий, а именно замкнуты контакты S6—S5—F7—K3—F5. Только тогда на катушку контактора К1 поступит питание и он своими контактами сам себя будет питать. Кнопки можно менять на новые, тип ПКЕ, но лучше почистить и отремонтировать сделанные в СССР.

Концевая защита нулевого хода

Как я писал выше, концевая защита нулевого хода S6. Для того чтобы запустился двигатель, она должна стоять в нейтральном (не нажатом) положении.

Концевая защита
Концевая защита от ложного включения

Концевая защита крышки привода

Если концевой выключатель S5 не нажат (крышка ременной передачи не закрыта) двигатель не включится. Это требование безопасности.

Концевая защита ременной передачи
Место установки концевой защиты ременной передачи показано стрелкой

На фото показано место установки, но самого концевого нет. Его часто не ставят, либо принудительно замыкают, чтобы во время работы можно было снять крышку — это грубое нарушение техники безопасности!

Тепловая защита

Далее по цепи пуска идут контакты тепловых реле F5 и F7. Тут ясно — при перегрузке контакты реле размыкаются и двигатель не запустится, пока не устранится проблема. Затем нужно вручную включить реле.

Контактор и тепловое реле
Контактор и тепловое реле насоса подачи охлаждающей жидкости

Статьи по выбору теплового реле и контактора.

Реле времени — защита от холостого хода

Реле времени К3 типа РВП-22 включается при нажатии кнопки «Пуск» (S4). Далее, если концевой нулевого хода S6 не разомкнется (шпиндель не начнет вращаться), контакты реле времени К3 с задержкой включения разомкнутся, контактор К1 отключится, и главный двигатель остановится.

Реле времени
Реле времени для защиты холостого хода

Для чего нужна эта система? Дело в том, что при вращении коробки передач на холостом ходу некоторые детали в ней могут перегреться (что именно — вопрос к механикам). Поэтому если токарь не выберет направление вращения, двигатель остановится.

В любое время, если шпиндель при вращении двигателя остановится, начинается отсчет времени — около 30-60 с.

Большая обзорная статья по временному реле.

К сожалению, при выходе реле времени из строя, его контакты не дают запуститься двигателю. Тогда, при отсутствии запчастей, их замыкают и таким образом якобы выходят из положения. Я ставлю вместо устаревших моделей электронные реле времени.

Задняя коробка

Задняя распределительная коробка часто бывает поломана или находится в неудовлетворительном состоянии.

Задняя коробка
Задняя коробка с клемником

Все провода, которые идут через клеммник этой коробки, приходится перетягивать (монтировать новые), поскольку от масла они становятся ломкие. Через эту коробку идут провода на кнопки «Пуск» и «Стоп» и на кнопку включения быстрого хода, а также питание на лампу.

Быстрый ход каретки и суппорта

Для ручного оперативного перемещения каретки вдоль и поперек служит двигатель М2, включаемый контактором К4. Контактор включается кнопкой (концевым без фиксации), которая встроена в ручку перемещения каретки.

Ниже показано фото аналогичного токарного станка 1К62, на котором изображен суппорт, каретка, а стрелкой показана кнопка включения двигателя быстрого перемещения, который расположен в правой части станины, вращение передается через ремень.

Кнопка быстрого перемещения
Кнопка быстрого перемещения суппорта

Торможение

Торможение шпинделя нужно для того, чтобы токарь не тратил время в ожидании остановки массивной детали. Если торможения не будет, на остановку может потребоваться более 10 с. В современных станках применяется механическое торможение шпинделя при остановке. В старых моделях применялось электрическое торможение постоянным током либо тормозной муфтой.

Заключение

К сожалению, большинство станков, приходящих на ремонт в неудовлетворительном состоянии. Это относится не только к электрической части. Причина кроется в неукомплектованности предприятия квалифицированным обслуживающим персоналом и в отсутствии нужных запчастей.

Источник: Тимур Бобров, «СамЭлектрик.ру»

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Щётка МГ-4 25х32х64 К1-3р , 7П4 , Л=130

Купить Щётка МГ-4 25х32х64 К1-3р , 7П4 , Л=130 , Щетки — токопроводящие детали, непосредственно соприкасающиеся с токосъемным устройством, для обеспечения электрического контакта вращающихся и стационарных частей электродвигателей и генераторов. В отличие от большинства других электрических контактов, графитовые щетки требуют более частой замены, поэтому увеличение срока износа щетки очень важно. Щетка изнашивается под влиянием механического износа в результате трения и электрической коррзии, из-за большого сопротивления на поверхности соприкосновения щетки и коллектора (искрение). Электрощётки (угольные, графитные, металлографитные) группируются в зависимости от используемых материалов и технологии изготовления. Все размеры щетки определяются ГОСТ 12232-89 и ТУ. В соответствии с размерами граней щетки и закрепления токоподводящего провода щетки электрически машин производят разных марок. Указание размеров, обозначение плоскостей и деталей конструкции щеток удовлетворяет ГОСТ 21888-82. Электрощетки изготовливаются по технологическим и конструкторским документам в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р 52157-2003 на щетки для электрических машин и ТУ на щетки конкретных марок. электрографитированные щётки электрощётки ЭГ4 электрощётки ЭГ14 (щетка электрографитная эг-14) электрощётки ЭГ74 электрощетка ЭГ2А электрощетка ЭГ71 электрощeтки ЭГ141, ЭГ61А электрощeтка ЭГ75 металлографитные щетки электрощетки МГ электрощёткa М1 электрощeтки М1а электрощётки МГ4 электрощетки МГС7 электрощётки МГСО электрощеткa МГ4С, МГС20, МГС22Н угольнографитные щётки Г3 Качество работы щеток на коллекторе (коммутации) определяет качество всей машины в целом и ее надежность в эксплуатации:стоимость ремонта и эксплуатационные расходы.
Бронский Борис · Электроконтакт · 21 апреля · Россия · г Санкт-Петербург
Щётка МГ-4 25х32х64 К1-3р , 7П4 , Л=130

ПРОДАМ: Щётка МГ 4 16х32х40 К1-7р,7П2,Л=125

Купить Щётка МГ 4 16х32х40 К1-7р,7П2,Л=125 , Щетки — токопроводящие детали, непосредственно соприкасающиеся с токосъемным устройством, для обеспечения электрического контакта вращающихся и стационарных частей электродвигателей и генераторов. В отличие от большинства других электрических контактов, графитовые щетки требуют более частой замены, поэтому увеличение срока износа щетки очень важно. Щетка изнашивается под влиянием механического износа в результате трения и электрической коррзии, из-за большого сопротивления на поверхности соприкосновения щетки и коллектора (искрение). Электрощётки (угольные, графитные, металлографитные) группируются в зависимости от используемых материалов и технологии изготовления. Все размеры щетки определяются ГОСТ 12232-89 и ТУ. В соответствии с размерами граней щетки и закрепления токоподводящего провода щетки электрически машин производят разных марок. Указание размеров, обозначение плоскостей и деталей конструкции щеток удовлетворяет ГОСТ 21888-82. Электрощетки изготовливаются по технологическим и конструкторским документам в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р 52157-2003 на щетки для электрических машин и ТУ на щетки конкретных марок. электрографитированные щётки электрощётки ЭГ4 электрощётки ЭГ14 (щетка электрографитная эг-14) электрощётки ЭГ74 электрощетка ЭГ2А электрощетка ЭГ71 электрощeтки ЭГ141, ЭГ61А электрощeтка ЭГ75 металлографитные щетки электрощетки МГ электрощёткa М1 электрощeтки М1а электрощётки МГ4 электрощетки МГС7 электрощётки МГСО электрощеткa МГ4С, МГС20, МГС22Н угольнографитные щётки Г3 Качество работы щеток на коллекторе (коммутации) определяет качество всей машины в целом и ее надежность в эксплуатации:стоимость ремонта и эксплуатационные расходы.
Бронский Борис · Электроконтакт · 21 апреля · Россия · г Санкт-Петербург
Щётка МГ 4  16х32х40 К1-7р,7П2,Л=125

ПРОДАМ: Щётка ЭГ-2А 2(10х10х28 К1-4 3х16х23 К14-1)

Купить Щётка ЭГ-2А 2(10х10х28 К1-4 3х16х23 К14-1) , Щетки — токопроводящие детали, непосредственно соприкасающиеся с токосъемным устройством, для обеспечения электрического контакта вращающихся и стационарных частей электродвигателей и генераторов. В отличие от большинства других электрических контактов, графитовые щетки требуют более частой замены, поэтому увеличение срока износа щетки очень важно. Щетка изнашивается под влиянием механического износа в результате трения и электрической коррзии, из-за большого сопротивления на поверхности соприкосновения щетки и коллектора (искрение). Электрощётки (угольные, графитные, металлографитные) группируются в зависимости от используемых материалов и технологии изготовления. Все размеры щетки определяются ГОСТ 12232-89 и ТУ. В соответствии с размерами граней щетки и закрепления токоподводящего провода щетки электрически машин производят разных марок. Указание размеров, обозначение плоскостей и деталей конструкции щеток удовлетворяет ГОСТ 21888-82. Электрощетки изготовливаются по технологическим и конструкторским документам в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р 52157-2003 на щетки для электрических машин и ТУ на щетки конкретных марок.
Бронский Борис · Электроконтакт · 21 апреля · Россия · г Санкт-Петербург
Щётка ЭГ-2А 2(10х10х28 К1-4  3х16х23 К14-1)

ПРОДАМ: Щетка ЭГ-14 12,5*32*64 К1-3,Л=125,без клем

Щетка ЭГ-14 12,5*32*64 К1-3,Л=125,без клем , Щетки — токопроводящие детали, непосредственно соприкасающиеся с токосъемным устройством, для обеспечения электрического контакта вращающихся и стационарных частей электродвигателей и генераторов. В отличие от большинства других электрических контактов, графитовые щетки требуют более частой замены, поэтому увеличение срока износа щетки очень важно. Щетка изнашивается под влиянием механического износа в результате трения и электрической коррзии, из-за большого сопротивления на поверхности соприкосновения щетки и коллектора (искрение). Электрощётки (угольные, графитные, металлографитные) группируются в зависимости от используемых материалов и технологии изготовления. Все размеры щетки определяются ГОСТ 12232-89 и ТУ. В соответствии с размерами граней щетки и закрепления токоподводящего провода щетки электрически машин производят разных марок. Указание размеров, обозначение плоскостей и деталей конструкции щеток удовлетворяет ГОСТ 21888-82. Электрощетки изготовливаются по технологическим и конструкторским документам в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р 52157-2003 на щетки для электрических машин и ТУ на щетки конкретных марок. электрографитированные щётки электрощётки ЭГ4 электрощётки ЭГ14 (щетка электрографитная эг-14) электрощётки ЭГ74 электрощетка ЭГ2А электрощетка ЭГ71 электрощeтки ЭГ141, ЭГ61А электрощeтка ЭГ75 металлографитные щетки электрощетки МГ электрощёткa М1 электрощeтки М1а электрощётки МГ4 электрощетки МГС7 электрощётки МГСО электрощеткa МГ4С, МГС20, МГС22Н угольнографитные щётки Г3 Качество работы щеток на коллекторе (коммутации) определяет качество всей машины в целом и ее надежность в эксплуатации:стоимость ремонта и эксплуатационные расходы.
Отдел продаж · Электроконтакт · 22 апреля · Россия · г Санкт-Петербург
Щетка ЭГ-14 12,5*32*64 К1-3,Л=125,без клем

ПРОДАМ: Электродвигатели КГ1608-6, А1205, А1207, КГ2011-6, КК, КГ и др. много в наличии

Электродвигатели для тельферов, для станков, для станков с ЧПУ, для болгарского оборудования, производство Болгария, Dynamo и др. Весь спектр! 5МТ-С, 5МТ-СР, MP160L, А 1205, К35-18-24/4Т, КГ2412-6, МР132М, КГ2011-6, МР132МА, КГ2008-6, МР160L КГ1608-6, 4МТА-Р, КГ1605-6, 4МТВ-Р, А1005-К6 (ЕКТ-120-6А), 4МТА-С, КК1405-6А, 3МТА, КК1407-6А, 3МТА-С А1207-К6А, 2МТА, А1205-К6А (КН1306-6А), АК100РМ4, МР132LA, МР112S, МР112SL, МР112М, МР112МА, МР112L, МР112LА, МР132S, МР132SA, МР132МА, МР132L, МР132МВ, МР132LC, МР160М, МР160MGL, МР160LM, МР160LC, МР180М, МР225М, МР225L, 1МХ-4, 2МХ-2, 3МХ-1, 4МХ-2, ККТ63-4, МА1205, МА1207 Электропривод движения подачи SDC-1V, электропривод главного движения MDC-2, трансформатор для электропривода подачи типа SDC-1V, дроссель для электропривода подачи типа SDC-1V, трансформатор возбуждения ТВ. Запчасти для станков 16А20Ф3, 16Б16ТЛС1, 1В340Ф30, 1716ПФ3, 17АОПФ3, 1М63МФ30, 1П420ПФ40, 16М30Ф3, 16К40Ф3, 1М660Ф3, 6Т13Ф30, 6Т13Ф3, 65А60Ф3, РТ711Ф3, РТ755Ф3, 65А90Ф3, 1П756ДФ3, РТ724Ф3, 3Л722Ф11, 3Д725Ф11 Комплектующие для электродвигателей (тахогенераторы, резольверы, датчики фотоэлектрические, траверсы, роторы, щетки и прочие детали) Вентилятор в сборе с тормозом феродо Щетки электрических машин и щеткодержатели, щетки для тахогенератора Электродвигатели для электротельферов, тельферные электродвигатели, электродвигатели для талей, тельферные двигатели, двигатели для тельферов любые, отечественные и импортные электродвигатели для тельферов. Продаем электродвигатели БОЛГАРИЯ 5МТ, МР, МТА, МТВ, КГ, КК, А1205, К35-18, Pi, РС, 3PI
Мегаватт Мегаватт · ТПК Мегаватт · 9 апреля · Россия · г Санкт-Петербург
Электродвигатели КГ1608-6, А1205, А1207, КГ2011-6, КК, КГ и др. много в наличии
Компания ANDELI GROUP является производителем широкого спектра низковольтного, трансформаторного и высоковольтного оборудования, а также электромонтажной арматуры и сварочного оборудования. Ассортимент производимой продукции насчитывает более 300 серий и свыше 10000 наименований.