Своими руками

Автоматика ворот на преобразователе частоты. Проектный расчёт

9 ноября 2020 г. в 11:19

В этой статье Александр Ярошенко, практикующий электрик и электротехник, расскажет о системе на основе преобразователя частоты, которую он самостоятельно спроектировал. Если вы в первый раз на страницах авторского блога «СамЭлектрик.ру», то специально для вас Александр дополнительно сообщает, что кроме прочего он занимается консультациями и проектированием различного электрооборудования. Сегодня одним из таких примеров проектирования электрической схемы для автоматизации ворот Александр Ярошенко и делится с читателями.

Преобразователь частоты
Преобразователь частоты. Часть схемы управления

Суть системы управления воротами

Ко мне обратился читатель с просьбой помочь в создании устройства, способного открывать/закрывать ворота (это может быть штора, занавес — не важно). Двигатель перемещает каретку, которая в нужных местах активирует нужные концевые. Далее будет очень подробно.

По итогам работы я составил:

  • ТЗ,
  • инструкцию по настройке и эксплуатации шкафа управления,
  • схему электрическую с таблицей настроек ПЧ,
  • список комплектующих со ссылками.

    Теперь мне нужен человек в Москве, разбирающийся в сборке и пусконаладке электрошкафов, содержащих:

    • ПЧ,
    • БП,
    • реле (4 шт),
    • разъемы (5 шт).
    Описание шкафа
    Часть описания шкафа

    В итоге нужно смонтировать «под ключ» систему, содержащую:

    • электрошкаф с разъемами,
    • кабели с разъемами,
    • электродвигатель с тормозом,
    • концевые выключатели.

    ТЗ на разработку шкафа управления двигателем

    Общее описание

    Шкаф управления включает в себя преобразователь частоты (ПЧ), органы управления и индикации, клеммы (разъемы) подключения. Вход питания — 3 фазы 380 В, к выходу подключается асинхронный электродвигатель мощностью 2,2 кВт.

    Описание устройства шкафа

    Основа шкафа — ПЧ. На передней панели шкафа расположены органы управления и индикации:

    • Замок с ключом, блокирующий возможность включения.
    • Кнопка «Питание», которую нужно нажать после подачи питания или отжатия кнопки «Аварийный стоп» (не реализовано, т.к. при Аварийном стопе нужно управляемое торможение, а при установке контактора, который будет рвать силу, двигатель будет останавливаться на выбеге).
    • Индикатор готовности к работе «Питание».
    • Кнопка «Аварийный стоп» (грибок) с фиксацией (мгновенная остановка).
    • Кнопка «Вперед».
    • Кнопка «Стоп» (плавная остановка).
    • Кнопка «Назад».
    • Регулятор (потенциометр) скорости двигателя.

    Внешнее оборудование (концевые выключатели):

    • «Медленно вперед».
    • «Вперед».
    • «Авария вперед».
    • «Медленно назад».
    • «Назад».
    • «Авария назад».

    Все подключения — через разъемы типа «Хартинг».

    Описание работы шкафа

    Для начала работы необходимо привести шкаф в рабочее состояние при помощи замка и кнопки «Аварийный стоп», нажать кнопку «Питание», загорится зеленый индикатор. Затем нажать кнопку «Вперед» (или «Назад»), двигатель начнет разгон, и в течение 2-3 с выйдет на скорость, установленную регулятором.

    По достижении концевого выключателя «Медленно вперед» скорость уменьшается до 5 % от установленной. Через небольшое время механизм достигает концевого «Вперед», и двигатель останавливается.

    Нажать кнопку «Назад», двигатель и механизм начнут движение аналогично, но в обратном направлении. Для остановки двигателя в движении нажать «Стоп» или «Аварийный стоп».

    Чтобы устранить аварийные ситуации, связанные с «проскакиванием» рабочих концевых, имеются аварийные концевые «Авария вперед», «Авария назад». Активация этих концевых мгновенно останавливает двигатель и отключает силовое питание. Затем требуется вмешательство технического персонала для ремонта и нажатия кнопки «Байпас авария», спрятанной внутри шкафа. Нажатие этой кнопки позволяет нажать кнопку «Питание», начать движение и вывести механизм из аварийной зоны.

    Инструкция по настройке и эксплуатации шкафа управления

    Общее описание

    Шкаф управления (ШУ) включает в себя преобразователь частоты (ПЧ), органы управления и индикации, клеммы (разъемы) подключения. Вход питания — 3 фазы 380 В, к выходу подключается асинхронный электродвигатель мощностью 2,2 кВт.

    При помощи органов управления на передней панели ШУ двигатель приводится в движение «Вперед» («Влево») и «Назад» («Вправо»), и останавливается.

    Описание устройства шкафа

    Основа шкафа — ПЧ Delta VFD-EL либо аналогичный. На передней панели шкафа расположены органы управления и индикации:

    • Кнопка S1 «Аварийный стоп» (грибок) с фиксацией (мгновенная остановка).
    • Замок с ключом S3 , блокирующий возможность включения.
    • Кнопка S5 «Вперед» («Влево»).
    • Кнопка S2 «Стоп» (плавная остановка).
    • Кнопка S6 «Назад» («Вправо»).
    • Регулятор R1 (потенциометр) скорости двигателя.

    Индикация на панели управления ШУ:

    • HL1 — 380 V,
    • HL2 — 24 V,
    • HL3 — движение вперед,
    • HL4 — движение назад,
    • HL5 — движение медленно (вперед или назад),
    • HL6 — влево лимит (остановка по концевому «Вперед» («Влево»)),
    • HL7 — вправо лимит (остановка по концевому «Назад» («Вправо»)),
    • HL8 — аварийное торможение (авария перемещения, нажатие концевых «Авария вперед» или «Авария назад»),
    • HL9 — двигатель заторможен (питание на тормоз не подано, двигатель не вращается).

    Внешнее оборудование (концевые выключатели):

    • «Медленно вперед»,
    • «Вперед»,
    • «Авария вперед»,
    • "Медленно назад","Назад",
    • «Авария назад».

    Предусмотрено подключение одного внешнего ПУ, управление с которого можно производить дистанционно одновременно с ШУ. При отсутствии внешнего ПУ в гнездо для его подключения необходимо подключить разъем-заглушку с перемычкой (подробнее — в схеме).

    Все подключения — через разъемы типа «Хартинг».

    Описание работы шкафа

    Для начала работы необходимо подать питание и привести шкаф в рабочее состояние, загорятся белые индикаторы «380 В» и «24 В». Если «24 В» не горит, проверить положение ключа, состояние кнопки «Аварийный стоп», концевых аварийного торможения («Авария вперед, назад»). Затем установить регулятор скорости, нажать кнопку «Вперед» (или «Назад»), двигатель начнет разгон и в течение 2-3 с выйдет на скорость, установленную регулятором.

    По достижении концевого выключателя «Медленно вперед» скорость уменьшается до 10...20 % от номинальной (зависит от настроек ПЧ). Через небольшое время механизм достигает концевого «Вперед», и двигатель останавливается. Нажать кнопку «Назад», двигатель и механизм начнут движение аналогично, но в обратном направлении.

    Для остановки двигателя в движении нажать «Стоп», двигатель плавно остановится в течение 2-3 с, загорится красный индикатор торможения HL9, двигатель заблокируется механическим тормозом. Остановка двигателя от концевых «Вперед»/«Назад» происходит идентично.

    Для реверса в движении нажать «Стоп» и кнопку обратного движения. Одновременное нажатие кнопок «Вперед» и «Назад» невозможно, так же, как и реверс без нажатия кнопки «Стоп».

    В случае аварийной ситуации нажать кнопку «Аварийный стоп». При этом двигатель быстро остановится (0,1-1 с, зависит от настроек ПЧ и текущей скорости), индикатор «24 В» потухнет. После устранения аварийной ситуации отжать кнопку «Аварийный стоп» и продолжить работу в обычном режиме.

    В случае выключения питания главным выключателем двигатель теряет управление и питание от ШУ, и его останов зависит только от механического тормоза.

    Внимание!
    Двигатель после нормальной или аварийной остановки блокируется механическим тормозом. Если тормоз отсутствует, неисправен или не подключен, то после остановки двигателя или выключения питания состояние привода определяется только внешними условиями.

    Чтобы устранить аварийные ситуации, связанные с «проскакиванием» рабочих концевых нормального останова «Вперед» и «Назад», имеются аварийные концевые «Авария вперед», «Авария назад». Активация этих концевых работает так же, как нажатие кнопки «Аварийный стоп». Затем требуется вмешательство квалифицированного технического персонала для ремонта и нажатия кнопки «Байпас авария» S7, установленной внутри шкафа. Нажатие этой кнопки позволяет начать движение кнопками «Вперед» или «Назад» и вывести механизм из аварийной зоны.

    Схема на двух листах — силовая часть и часть управления:

    Силовая часть системы
    Силовая часть системы. Преобразователь частоты, блок питания, управление тормозом
    Часть управления
    Часть управления — концевые, реле, индикация

    Список комплектующих

    Список составлен в Excel, даны ссылки для примера. Нужно будет закупать в соответствии со списком. Возможно понадобится подбор аналогов. Нужен анализ качества, параметров и функциональности по каждому пункту.

    Список комплектующих
    Список комплектующих для сборки схемы управления воротами

    Если после прочтения вышеизложенного у вас в голове сложилась понятная картина, то есть смысл узнать чуточку больше — нужен человек в Москве, который смог бы воплотить в жизнь систему, спроектированную мною. Подробности в конце оригинальной статьи на сайте «СамЭлектрик.ру».

    Автор: Александр Ярошенко/«СамЭлектрик.ру»

    👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

    Ярошенко Александр Александрович
    Все новости и публикации пользователя Ярошенко Александр в персональной ленте вашего личного кабинета на Elec.ru
    Подписаться
    Читайте также
    Новости по теме
    Объявления по теме

    УСЛУГИ: Частотный преобразователь монтаж, подключение, программирование 3550 рублей.

    Преобразователи частоты представляют собой сложные электронные приборы, которые используют для управления вращением шпиндиля асинхронного двигателя, в различных типах нагрузки. При установке и монтаже энергосберегающего оборудования учитываются различные параметры: конструктивные особенности, характеристики мест расположения оборудования и т.д. Поэтому, установка преобразователей частоты, их подключение и настройка должны осуществляться квалифицированным персоналом, имеющим соответствующий допуск, и обладающим уверенными навыками монтажа электротехнических и силовых приборов и агрегатов. Шеф-монтажные работы. Целью шеф-монтажных работ, осуществляемых на объекте заказчика под руководством ответственного специалиста, является проверка готовности установленного оборудования к началу проведения пуско-наладочных работ. По их результатам составляется протокол испытаний, заполняемый и подписываемый обеими сторонами. В случае выявления отклоняющихся от нормы параметров в документ вносится соответствующее примечание с перечислением конкретных фактов. Решение о дальнейших действиях принимается индивидуально по каждому случаю. Пуско-наладочные работы. После оформления протокола испытаний и передачи одного экземпляра заказчику, осуществляется запуск оборудования под нагрузкой и подписывается акт его ввода в эксплуатацию. Преобразователь частоты проходит тестовую «обкатку», сроки которой в каждом случае определяются договором. Ответственным инженером проводится инструктаж сотрудников предприятия по всем типам работ (пуск-наладка, эксплуатация, обслуживание), представителю заказчика передаётся краткое письменное руководство. По окончании всех работ подписывается «Акт приёмки пуско-наладочных работ».
    Барчуков Михаил · Энерго-Сервис · 11 сентября · Россия · Свердловская обл
    Частотный преобразователь монтаж, подключение, программирование 3550 рублей.

    КУПЛЮ: Импортное электрооборудование Siemens, AВВ, Schneider Electric....

    Частотные преобразователи, сервопривода, устройства плавного пуска новые и б/у в рабочем состоянии. Для потенциальных продавцов, пишите сразу что именно у Вас в наличии (артикул, марка, технические харак-ки, а лучше фото), если честно вопросы типа есть YOKOGAMA совсем не в тему!!!
    Солопов Роман · 21 сентября · Россия · Белгородская обл

    ПРОДАМ: Преобразователи частоты Systeme Electric STV320

    ООО «Драйвика» специализируется на приводной технике и предлагает преобразователи частоты Systeme Electric STV320 из наличия: 1×220-240 В STV320SU07M2 — 0,75 кВт STV320SU15M2 — 1,5 кВт STV320SU22M2 — 2,2 кВт 3×380-440 В STV320U07N4 — 0,75 кВт STV320U15N4 — 1,5 кВт STV320U22N4 — 2,2 кВт STV320U40N4 — 4,0 кВт STV320U55N4 — 5,5 кВт STV320U75N4 — 7,5 кВт STV320D11N4 — 11 кВт STV320D15N4 — 15 кВт STV320D18N4 — 18,5 кВт STV320D22N4 — 22 кВт STV320D30N4 — 30 кВт STV320D37N4 — 37 кВт STV320D45N4 — 45 кВт STV320D55N4 — 55 кВт STV320D75N4 — 75 кВт STV320D90N4 — 90 кВт STV320C11N4 — 110 кВт
    Зайцев Павел · Драйвика · 18 сентября · Россия · г Санкт-Петербург

    ПРОДАМ: Преобразователи частоты Delta Electronics VFD-E

    Современная эффективная серия преобразователей частоты, сочетающая в себе компактное конструктивное исполнение с широким диапазоном возможностей и высокими эксплуатационными характеристиками. Векторный и вольт-частотный алгоритмы управления. Автотестирование и автоматическое определение параметров двигателя при векторном алгоритме управления. Благодаря встроенному PLC (программируемый логический контроллер) преобразователь частоты легко адаптировать для различных технологических задач без применения дополнительных приборов (контроллеров, таймеров, счетчиков и др.), что позволяет снизить общие затраты. Более эффективный теплоотвод допускает плотную установку преобразователей частоты в шкафу. Встроен радиочастотный фильтр (в моделях 230В/1ф и 460В/3ф) для снижения электромагнитных помех и соответствия стандартам ЭМС. Модульная конструкция VFD-E и разнообразие плат расширения такие как, плата входов/выходов (I/O card), плата реле, плата энкодера (PG card), USB-карта и др., позволяют гибко изменять функциональность преобразователя частоты для технологической задачи. Выносной пульт управления со встроенным потенциометром и индикацией. Встроенный порт RS-485 (MODBUS), а так же дополнительные модули расширения для поддержки коммуникационных протоколов: Profibus, DeviceNet, LonWorks и CANopen. Развитые функции защиты, включающие в себя высоко-точное измерение тока, полную защиту от перегрузки по току (oL, oL1 и oL2), токоограничение и предотвращение перенапряжения, защиту от короткого замыкания, автоматическое повторное включение, поиск скорости и защита двигателя от перегрева (PTC-термистор). В базовой комплектации имеется: 6 дискретных программируемых входов; 2 аналоговых входа (4...20мА, 0...10В) и 1 аналоговый выход; 1 релейный и 1 цифровой (с открытым коллектором) многофункциональные программируемые выходы. Область применения Подъемно-транспортные механизмы: ленточные конвейеры, автоматические двери, вращающиеся заслонки,...
    Смолич Елена · НПК Электроэнергетика · Сегодня · Россия · Московская обл
    Преобразователи частоты Delta Electronics VFD-E

    ПРОДАМ: Преобразователь частоты Danfoss FC-101P37KT4E20H2XXXXXXSXXXXAXBXCXXXXDX

    Преобразователь частоты Danfoss FC-101P37KT4E20H2XXXXXXSXXXXAXBXCXXXXDX: Напряжение питания 3 фазы 380 В; мощность 37 кВт; номинальный ток 73 А; степень защиты IP 20; встроенный логический контроллер; встроенный ЭМС фильтр; встроенный дроссель звена постоянного тока; RS485; штатные входы/выходы: 2 AI; 2 AO; 4 DI; 2 DO; 2 RO; цифровая панель. Гарантийные обязательства 24 месяца.Цена 115700 руб/шт. Монтаж и подключение преобразователя частоты 8100 руб/шт.
    Барчуков Михаил · Энерго-Сервис · 11 сентября · Россия · Свердловская обл
    Преобразователь частоты Danfoss FC-101P37KT4E20H2XXXXXXSXXXXAXBXCXXXXDX
    ООО «КМ-профиль» — российский производитель кабеленесущих систем и электромонтажных изделий для прокладки кабеля, провода, магистральных, телекоммуникационных линий и других инженерных сетей. Компания выпускает свои изделия под брендом «Системы КМ».