Автор блога «СамЭлектрик. ру» Александр Ярошенко в сегодняшней статье нечаянно открыл ящик Пандоры и заронил сам в себя зерно сомнения. А также подкинет его всем тем, кто публикацию эту прочитает. Однако, если смотреть в корень, то проблема имеет место быть, и рассуждения, представленные ниже, тоже имеют право на жизнь. Поэтому, если не боитесь провести пару тройку дней в пространных размышлениях, приступайте к ознакомлению.
Как определить направление вращения двигателя? Вопрос простой для тех, кто знает. Сейчас расскажу, как определяю направление вращения я. Зачастую направление вращения принципиально важно для правильной работы любого механизма (привода), поэтому при первом пуске всегда первым делом проверяют направление, или, как ещё говорят, фазировку двигателя.
Понятно, что двигатель может вращаться «туда» и «сюда». Если правильно, то вправо и влево, а если по-научному — правое и левое вращение. Также говорят про вращение «вперед» и «назад», либо «прямое» и «обратное», либо «правостороннее» и «левостороннее». Поскольку множество литературы встречается на английском, скажу и про Forward-Reverse, или FWD-REV. Особенно часто это встречается в инструкциях к преобразователям частоты, о которых я много писал на страницах блога. Ну и в довесок упомяну, как в иностранной технической литературе обозначается вращение «по часовой» и «против часовой стрелки» — CW и CCW (Clock Wise и Counter Clock Wise). Удобно, я применяю. «Направлений» много, но суть одна.
В статье буду говорить только про трехфазный асинхронный (по иностранным источникам — индукционный) двигатель.
Кстати, Королевская Академия наук (что может быть авторитетнее в научном мире?) в позапрошлом веке официально утверждала, что асинхронный двигатель — нецелесообразный бесперспективняк. А сейчас этот двигатель применяется в промышленном оборудовании в 99 % случаев. К чему это я? Не верьте даже самым официальным источникам! Проверяйте всё сами!
Что такое правое вращение двигателя
Большинство электродвигателей — более 90 %, — которые крутятся в станках, имеют «правое вращение». Но ведь у двигателя (точнее, у его ротора) есть два конца, на какой смотреть, чтобы определять направление? Правило такое: вращение называется правым, когда, если двигателю посмотреть «в зад», его ротор и вал будет вращаться по часовой стрелке. Это правило я выучил назубок, когда поехал в командировку на другой конец страны.
Пояснение к «прямому» направлению вращения из инструкции к преобразователю частоты Delta:
Если со стороны вала — против часовой. Это будет правое или прямое вращение ротора двигателя. Пример, почему важно обращать внимание на правильность направления вращения двигателя — в статье «Как мы сломали новый немецкий компрессор за много тысяч евро».
Другой пример — как нелепо был сломан механизм перемещения ширины подачи на одном из станков. Всё работало как надо — двигатель включается «вправо», доходит до правого концевого, останавливается. Включается «влево», доходит долевого концевого, останавливается. Но однажды двигатель не остановился, а погнул и выломал металлические направляющие, принеся страдания нашим механикам. Оказалось, электрику в ночную смену было поручено поменять вводной автомат, и он сделал это, не подумав о фазировке.
«Левые» движки
И лишь несколько процентов двигателей по прихоти конструкторов имеют левое вращение — как на фото.
Поэтому на фото и наклеена стрелка — это нестандартный случай. В данном случае это гидростанция подъемника (поршень видно вверху фото), и если устроить ей «правое» вращение, она в лучшем случае не будет работать.
Вывод — если не знаешь, куда должен крутить двигатель — включай его на правое вращение, 90 % что не ошибёшься! Но при первом включении обязательно нужно проверить вращение!
Как определить направление «на глаз»
Если двигатель крутится, его можно выключить, и на выбеге посмотреть на крыльчатку. Если же остановка неприемлема, можно взять тонкую проволочку/бумажку/соломинку, и аккуратно вставить её в крыльчатку (так, чтобы её не поломать). По движению «тестера» станет всё ясно.
Как изменить вращение
Надеюсь, все знают, как изменить направление вращения двигателя? Если нет, то лучше поздно спросить, чем никогда не знать! Всё просто: к трехфазному двигателю подключаются три провода, не считая заземления. Достаточно любые две фазы поменять местами, и двигатель будет крутиться в другую сторону!
Нетрудно сообразить, что есть всего три возможных варианта смены вращения. Все они абсолютна равнозначны, и приводят к одному и тому же — предыдущее направление меняется на противоположное. Это чем-то похоже на принцип работы схемы на проходных переключателях.
Для полноты картины приведу все три варианта:
- L1 — L2 (вариант на рисунке выше),
- L2 — L3,
- L1 — L3.
На всякий случай: землю не трогаем, нейтрали в трехфазных асинхронных двигателях вообще нету. Менять только две любые фазы.
В преобразователях частоты реверс достигается тем же способом, только там фазы формируются и сдвигаются электронным образом.
Когда направление вращения неважно?
Почти всегда это не принципиально, когда в оборудовании есть два равнозначных направления, и они используются одинаково часто. При этом работает режим реверса. Но даже в этом случае лучше всё же определиться, где право, а где лево.
Что говорит ГОСТ?
Я говорил в начале статьи, что никому верить нельзя? Блогерам в том числе. Давайте глянем, что на этот счет говорит ГОСТ. Читаем ГОСТ 22836-77 про направление вращения. Правда, он про двигатели внутреннего сгорания. Первый вопрос — где находится наблюдатель:
Думаю, для электродвигателя больше подходит определение «промышленного», и наблюдатель находится со стороны вала отбора мощности. Читаем дальше: «2.1. Направление вращения двигателя определяется как "правое" (по часовой стрелке) или "левое" (против часовой стрелки) при местонахождении наблюдателя в соответствии с требованиями разд.1 настоящего стандарта».
Что-то не то. Смотрим другой, более подходящий документ — ГОСТ 26772-85 «Машины электрические вращающиеся. Обозначения выводов и направление вращения». А написано там, фактически, то же самое: «3.1 Правым направлением следует считать вращение по направлению вращения часовой стрелки. 3.2 Если машина имеет только один конец вала (или два конца разных диаметров), то направление вращения рассматривают со стороны единственного конца вала или со стороны конца вала наибольшего диаметра».
Отсюда вытекает резонный вывод глобального масштаба — ну и откуда взялась путаница? Я попробую задать этот вопрос специалистам и продавцам частотников и двигателей, может, они всё расставят на свои места?