Инструменты, цифровые технологии, связь, измерения

Измерительные технологии HBM для вертолетной техники

29 июля 2016 г. в 09:04

Прошло четыре года с момента проектирования первых чертежей до первого успешного полета. И еще два года до момента поставки первой партии из 10 вертолетов первым заказчикам в 2016 году.

Таковы амбициозные планы швейцарской компании Marenco Swisshelicopter (Marenco) по выводу на рынок вертолетов серии Marenco SKYe SH09.

Данная серия вертолетов является первой, разработанной в Швейцарии, и представляет собой совершенно новую разработку. Небольшой одномоторный многоцелевой вертолет оснащен корпусом из оптоволоконных и композитных материалов, что является уникальным решением на рынке.

Проектирование столь новаторской модели оказалось вызовом для разработчиков вертолета Skye SH09, требовавшим от них приложения максимума усилий. Также было необходимо найти надежных партнеров, которые могли бы помочь им сделать мечту о полете на первом швейцарском вертолете реальностью.

Так, для решения задач в области испытаний и измерений, партнером компании Marenco стала компания НВМ, осуществляющая поддержку проекта в измерительных технологиях, ноу-хау и стремлении сделать проект вертолета SKYe SH09 историей успеха.

SKYe SH09. Разработан с нуля

Marenco Swisshelicopter разработала полностью инновационный вертолет в классе до 2,5 тонн в рекордные сроки. Проектирование вертолета началось в 2010 году, поставка первым заказчикам запланирована на 2016 год. Разработка велась с нуля, т.е. непосредственно с эскизов, поскольку до этой модели на рынке не существовало аналогов или похожих по характеристикам типам воздушных судов.

Для удовлетворения спроса самых требовательных клиентов модель SKYe SH09 устанавливает новые стандарты в своем классе с точки зрения высокой производительности, пониженной шумности, экономичности и вариантов конфигураций. Это стало возможным благодаря сочетанию мощного двигателя и не имеющего аналогов в мире фюзеляжа, сделанного полностью из углепластика, который можно адаптировать к различным условиям эксплуатации.

Высокие требования к надежности результатов

Башня испытаний несущего винта для измерения нагрузок сжатия и растяжения ротора вертолета

Сборка двигателя в башне испытаний несущего винта с помощью датчиков силы НВМ

Решения для законченной измерительной цепи, включая датчики специального исполнения

Стенд для испытаний главного редуктора

Датчик крутящего момента T40B в испытательном стенде главного редуктора

Остановив свой выбор на HBM, Marenco полагалась на высокотехнологичные решения в самых решающих задачах, особенно при испытаниях несущего винта, главного и хвостового роторов. В башне для испытаний несущего винта установлены три датчика силы серии U10M для измерения статических и динамических нагрузок сжатия и растяжения главного редуктора вертолета. Значения крутящего момента рассчитывались на основе результатов измерения силы с помощью трех датчиков U10M. Стенд для испытаний главного редуктора оснащен цифровым датчиком крутящего момента серии T40B с магнитной системой измерения скорости вращения для высокоточных результатов даже на малых скоростях. Кроме этого, специально для компании Marenco HBM разработала четыре трехкомпонентных датчика силы, которые использовались для динамических измерений продольных усилий Fz и поперечных усилий Fx и Fy. Таким образом, можно было моделировать реальные нагрузки при маневрах в полете и получать результаты измерений с помощью трехкомпонентных датчиков. В 2016 году НВМ представила новую разработку – MCS10 – многокомпонентный датчик серийного производства для измерения силы и крутящего момента одновременно по трем осям, прототипом которого и стали датчики специального исполнения, разработанные для компании Marenco. Датчик MCS10 формирует трехмерный образ проводимых испытаний, т.е. фактически является 3D- датчиком силы с выдающимися параметрами минимизации взаимного влияния измерительных сигналов по различным осям, которые могут возникать в многокомпонентных датчиках.

Установив высокие стандарты для первого швейцарского вертолета, компания Marenco также предъявляла высокие требования и к своим партнерам по проекту, чтобы успеть осуществить первые поставки в 2016 году. Разработчикам требовалось высокоточное испытательное оборудование для проверки безопасности, чтобы вертолет мог получить соответствующий сертификат от Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) и Федерального управления гражданской авиации США (FAA). Поэтому особенно важно было выбрать надежные технологии измерений для получения достоверных результатов.

Разработчики уже имели положительный опыт работы с измерительными решениями НВМ, поэтому при испытаниях новой модели вертолета выбор был также сделан в пользу оборудования НВМ: в проекте использовались датчики деформации, силы и крутящего момента.

Новый многокомпонентный датчик серии MCS10 для измерения силы и крутящего момента

Испытательный стенд хвостового ротора оснащен датчиком серии T22 для простых задач в области измерения крутящего момента и также датчиком силы S9M. В дополнение к стендовым испытаниям с помощью датчиков силы и крутящего момента, компания Marenco также проводила экспериментальный анализ напряженно-деформированных состояний комплектующих вертолета. Для этой задачи использовались тензорезисторы НВМ. Тензорезисторы монтировали на испытуемые образцы, проводили измерения с помощью ведущей системы сбора данных НВМ QuantumX и анализировали полученные результаты с помощью ПО Catman. По итогам проведенных испытаний измерительные технологии НВМ намного превзошли ожидания разработчиков, поэтому компания Marenco планирует и в дальнейшем использовать оборудование НВМ в решении актуальных и будущих задач.

Трехкомпонентный датчик силы специального исполнения в испытательном стенде главного редуктора

Датчик силы U10M в опорах испытательного стенда

Источник: По материалам публикаций НВМ

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Наконечник нижней заправки ННЗ, LOGICON HJS-63, АНЗ-1, ТН-4, Carter

Наконечники нижней заправки для заправки самолетов и вертолетов под давлением авиационным топливом (с пробоотборником/ без пробоотборника топлива) ННЗ 2561А5, А8, Dy50,63,75 мм. Пробоотборник ННЗ значительно упрощает и сокращает время для анализа качества авиационного топлива, заправляемого в авиационную технику. Отбор пробы керосина можно производить в процессе заправки самолетов и вертолетов. Технические данные: Диаметр проходного сечения — 60 мм. Рабочее давление — не более 10 кгс\см2. Рабочая жидкость — авиационное топливо. Температура рабочей и окружающей среды от -50 до +50 0С. Пропускная способность — 1600 л\мин. Масса изделия — 6,1-6,8 кг. Присоединительные размеры соответствуют международным стандартам Средства заправки: ННЗ 2561 А-5, 2561А-8, Топливный наконечник ТН-4 (аналог ННЗ-2561А-5 с пробоотборником Ду-75), Наконечник закрытой заправки АНЗ-1 (Ду=50,63,75) с отбором проб, Наконечники для заправки топливом под давлением Carter (США) с п/о топлива и регулятором давления, LOGICON HJS-63A Наконечник нижней заправки (ННЗ) LOGICON HJS-63 (с регулятором/без регулятора давления) применяются в системах авиатопливообеспечения авиации, в сферах производственной деятельности по заказу стыкуется с бортовым штуцером ВС, соответствующим международному стандарту ISO 45 1980 (E), BH 5942-86, а так же ГОСТ Р 18.12.02-2017 (Оборудование типовых схем авиатопливообеспечения). (Аналог ННЗ производства Carter, Meggitt и пр.) Быстроразъёмное соединение с концевиком типа (Ёрш) ДУ50, ДУ63, ДУ75, оснащены хомутами искробезопасного исполнения для обеспечения безопасного соединения ННЗ к напорным и напорно-всасывающим топливным рукавам диаметром 50; 63; 75 мм. Резьбовой адаптер, для ННЗ LOGICON HJS-63A для обеспечения безопасного резьбового соединения ННЗ к напорным и напорно-всасывающим топливным рукавам диаметром 50; 63; 75 мм. Внутренняя резьба 2½» BSPP. Шаровой кран проверки сетчатого фильтроэлемента, для LOGICON™ HJS-63A со смотровым окном, является опционной...
Ltd Deka · ПКФ ДЕКА · 27 марта · Россия · Ростовская обл
Наконечник нижней заправки ННЗ, LOGICON HJS-63, АНЗ-1, ТН-4, Carter

ПРОДАМ: Продам для авиа ИЛ611, РВ-50М, СВ1-0, 2, ПО-500А-2С и т. д.

Продам редукторы с хранения; ИЛ611-150-20 7шт ИЛ611-150-40 1шт ИЛ611-150-75 3шт ИЛ611-150-80 6шт 992АТ-2 (вентиль) -3шт 950500(клапан) --4шт. РВ-50М редуктор воздушный 88г. -16шт КС7153-05 клапан -29шт ОСС-61 --1шт. СВ1-0,2 91г.сигнализатор высоты -40шт СВ1-0,1 91г.сигнализатор высоты -5шт 2026.58000.00 89г.вентиль --6шт 1536В (редуктор) --7шт ПТ-1500СЧ-4И преоброзователь--1шт ПО-500А-2С б/упак.б/пасп. -4шт ПО-500А-2С б/упак.пасп. -1шт МПА-4 механизм --1шт Р-27Л (регулятор) 89-91гг. упак. -60шт. LUN 3159/11-7 концевик 88г. -50шт. 228 чп 88г. -1шт. 228чп-110 89г. -1шт. ГА 164М/1 б/упак.б/пасп.-1шт ГА 185У/1 плёнка. б/пасп.-1шт ГА 144 б/пасп.б/упак. -1шт ГА 186М б/упак.б/пасп.-1шт Ф-70 Фильтры снижения помех сетей питания б/упак.б/пасп.--1шт УА 542 б/упак.б/пасп. --1шт МУ-333Т б/упак. б/пасп. -1шт УТ-2М б/упак.б/пасп.--1шт КППМ-1 комбинированный пилотажный прибор, б/пасп. -3шт Продам щелочные, никель-кадмиевые аккумуляторы: 2НКП-24М 89г. 60шт, без электролита Продам стеклотекстолит фольгированный, двухсторонний, 2 мм. 90г. -500кг. стеклотестолит СТЭБ-ОП-П 0,5 мм. 90г.-1500кг. Предложите Вашу цену.
Евгений Евгений · Вчера · Россия · Владимирская обл

ПРОДАМ: Ротаметр пневматический РП-0, 4жуз, РП-2, 5жуз.

Продам новый с хранения ротаметр пневматический РП-0,1ЖУЗ-1шт-9029-00р за шт, РП-0,4жуз -2шт -12000-00р за шт,РП-2,5жуз -1шт -14000-00р за шт , ротаметр РМФ-0,16Ж-1шт, индикатор расхода ротаметрический РПФ-И-0,16 -1шт со склада в Перми.
Томилов Николай · ООО Электромонтаж · 5 марта · Россия · Пермский край

ПРОДАМ: Неликвиды: Новая лампа-фара ЛФСМ28-200+130 самолетная

Новая лампа-фара ЛФСМ28-200+130 самолетная. Малый/большой свет. Напряжение — 27-28/27-28 В. Мощность — 200/130 Вт. Длина — 95 мм. Диаметр колбы — 145 мм. Для лодок/катеров, тракторов, авто. большегрузов, т. д. Отправлю в другой город почтой РФ, СДЭК цена = 1000р.
Менеджер Специалист · Предприятие "СОЮЗ" (ООО) · 25 марта · Россия · Челябинская обл
Неликвиды: Новая лампа-фара ЛФСМ28-200+130 самолетная

ПРОДАМ: Крыльчатка, ходовая часть, вал, улитка, карман дымососа ДН-22х2-0, 62(ГМ)

ООО «Машзавод „Тарвент“ занимается изготовлением котельного и котельно-вспомогательного оборудования. Одни из самых распространенных типов машин: — центробежные (ВД, ВДН, ДН, Д), — мельничные (ВМ, ВВСМ), — осевые (ВО, ДО, ДОД), — специальные (ВВН, ВВР, ДА и др.), — горячего дутья (ВГДН, ВГД, ВВГД). — цементные (ДРЦ, ДЦ), — регуляции горячих газов (ДРГ, ГД, ДРГД). Рады предложить изготовление машин не только из углеродистой стали, но и из спец. сталей — нержавеющей, жаропрочной, титана.
Хижняк Татьяна · Машзавод Тарвент · 15 марта · Россия · Алтайский край
Машзавод Тарвент, ООО
Российский производитель и бренд низковольтной аппаратуры: электрооборудования для ввода, распределения и учета электричества, локальной автоматизации технологических процессов, а также комплексных энергоэффективных решений для любой отрасли индустрии.