Инструменты, цифровые технологии, связь, измерения

Единая система коммерческого учёта коммунальных ресурсов как инструмент энергоэффективности и урегулирования отношений поставщиков и потребителей

16 мая 2018 г. в 11:18
9 лет назад 23.11.2009 вышел в свет Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении...». Напомним — основными задачами данного закона было:
  • Повышение энергетической эффективности отечественной экономики, за счет снижения энергоемкости путем ежегодного снижения затрат на энергоресурсы на 3 %;
  • Формирование прозрачности данной сферы для всех ее участников, за счет мониторинга потребления энергетических ресурсов.
  • Установка прибора учета не всегда спасает УК от расчетов по нормативу. Например, некачественный прибор учета часто выдает ошибку, в итоге за весь период будет произведено начисление по среднему потреблению или нормативу.
  • Протечки и прочие аварийные ситуации выявляются далеко не сразу, и счета за сверхнормативные расходы ложатся на плечи УК.

Класс энергоэффективности

Рассмотрим подробно второй, фундаментальный пункт, т. к. именно он является тем базисом, без которого невозможно говорить о эффективной реализации государственной политики в области энергосбережения.

Итак, согласно 261-ФЗ в его форме на 2009 год органы государственной власти до 01.01.2011 должны были обеспечить 100 % оснащения зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов. За 10 лет данная задача в большинстве своем была решена, в рамках 1-ого этапа установки (100% обеспечения приборами учета добиться так и не удалось). В целом массовая установка приборов учета была выполнена в 2013 году. За последние 5 лет эта отрасль стала более понятна, но, к сожалению, не стала более прозрачна. Кроме этого сама установка приборов учета, как инструмента энергосбережения, не принесла существенных результатов. Массовые скандалы и суды между потребителями и Управляющими компаниями (УК), УК и Ресурсоснабжающими организациями (РСО) продолжаются и по сей день.

Постараемся разобраться в существующей проблематике отрасли:

  • Установка прибора учета не всегда спасает УК от расчетов по нормативу. Например, некачественный прибор учета часто выдает ошибку, в итоге за весь период будет произведено начисление по среднему потреблению или нормативу.
  • Протечки и прочие аварийные ситуации выявляются далеко не сразу, и счета за сверхнормативные расходы ложатся на плечи УК.
  • Сравнение «выходных показателей», имеющихся у поставщика ресурсов с «входными показателями», имеющимися у потребителя осуществляется в ручном режиме, который крайне редко осуществляется с точки зрения эффективности, поэтому достоверного анализа потерь сетей и необходимости их модернизации нет, что зачастую ведет к необоснованному увеличению расходов РСО.
  • Многие жители заметили, что после введения приборов учета в «квартирах стало жарче». Это связано с тем, что чем больше ресурса прошло через прибор учета, тем больше потребители платят поставщику. При этом никакой эффективности. При «перетопе» происходит естественный завышенный отбор ресурса, за который возможность предъявить претензию на основании договора призрачна.
  • Жители не доверяют УК и, не понимая проблематики, отказываются платить за ресурсы. Кроме этого, жители зачастую не имеют доступа к данным с общедомового прибора, поэтому начинаются махинации как с одной, так и, с другой стороны.
  • Контролирующие органы не способны навести порядок и изменить что-либо, разбирая лишь единичные случаи нарушений.

Далее рассмотрим один из методов, который поможет, если не решить, то хотя бы уменьшить количество проблем.

Если рассмотреть основные модели учета и расчетов в сфере ЖКХ за рубежом, то самым ярким представителем, который один из первых внедрил систему независимого контроля, была Великобритания. По их модели установку приборов и учет ведет РСО, однако с помощью компаний Meter Operator или в нашем переводе «Оператор коммерческого учета» (ОКУ). В настоящее время в Великобритании работает довольно много ОКУ. Большинство из них объединены в ассоциацию «Association of Meter Operatos».

В России впервые термин Оператор коммерческого учета начали использовать не так давно — в начале 2000-х годов в рамках РАО «ЕЭС» после организации сетевых и сбытовых компаний. Но более корректно все же говорить о независимом операторе коммерческого учета, который должен выступать исключительно как независимый орган, представляющий услуги по сбору, обработке и расчетах обеим сторонам, а также государственным органам.

Кто же может стать ОКУ? Как и следовало предположить РСО в некоторых регионах пытались стать таким органам, но потребители данным организациям не доверяют, опасаясь, что это будет дополнительный инструмент в руках РСО по взысканию долгов и «выигрыванию» судов. В свою очередь поставщики опасаются того же самого, если ОКУ станет потребитель.

Попытки взять на себя ряд функций ОКУ производятся отдельными производителями приборов учета с учетом особенностей российского законодательства, но обслуживают они только свои приборы и выбор такого варианта приведет к монополизации рынка приборов учета.

Основная обязанность ОКУ — создание единого информационного пространства, которое должно гармонизировать и упорядочить взаимоотношения между поставщиками, потребителями различных услуг ЖКХ, а также сервисных компаний. В задачу оператора входят функции коммерческого съема показаний, диспетчерские функции, полноценное и достоверное ведение информации о всех объектах, ведение прозрачной и независимой модели расчетов потребления на основе законодательства, анализ и контроль режимов потребления и поставки и своевременное уведомление участников процесса о проблемах. Все это возможно только в рамках автоматизированной системы коммерческого и диспетчерского учета поставки и потребления ресурса.

Хотя ОКУ в настоящее время законодательно не определен, есть понимание всех сторон конфликта, что без такого органа не обойтись. Поэтому нужно уже сейчас по собственному желанию поставщиков и потребителей энергоресурсов создавать его в каждом муниципальном образовании. Кроме этого ОКУ будет являться муниципальным или региональным инструментом реализации обязательных требований законодательства об энергосбережении.

Таким образом, передача функции учета фактических данных потребления тепловой энергии специализированному органу, система коммерческого учета потребленного тепла в Москве становится прозрачной для всех участников процесса. Данное решение позволяет исключить разночтения при формировании размера платежей и избавляет от необходимости производить ежегодные перерасчеты и доначисления потребителям.

Для решения вышеуказанных задач в Москве, в соответствии с распоряжением Правительства г. Москвы № 403-РП от 14.07.2015, была создана автоматизированная система учета потребления ресурсов, состоящая из единого вычислительного центра обработки, анализа, хранения и распределения информационных ресурсов и подключаемого к нему оборудования, которые обеспечивают сбор, обработку, передачу и хранение данных о тепловой энергии, горячей и холодной воде, электрической энергии, газе, потребляемых в многоквартирных домах, а так же зданиях и сооружениях социальной сферы города Москвы.

Автоматизированная система учета коммунальных ресурсов

Аналогичной системой является Автоматизированная система учета коммунальных ресурсов «Мой Ресурс», предназначенная для учета фактического потребления ресурсов (электричество, ГВС/ХВС, центральное отопление, вентиляция и т.д.), проведения коммерческих расчетов по нормативным показателям, оценки качества ресурса, дистанционного контроля аварийных состояний приборов учета и автоматизированных узлов учета, обеспечения технологического процесса по обслуживанию и замене приборов учета.

Автоматизированная система учета коммунальных ресурсов «Мой Ресурс»

Система предназначена для автоматизации следующих процессов:

  • получения достоверных данных о потреблении ресурсов;
  • коммерческого учета ресурсов на государственных бюджетных учреждениях муниципалитета и т.д.;
  • контроля качества ресурсов и диагностики параметров состояния приборов учета, измерительно-вычислительных блоков и каналов связи;
  • обеспечения технологического процесса обслуживания и замены приборов учета, обработки заявок потребителей диспетчерами;
  • обеспечения оперативными данными диспетчерского контроля и коммерческого учета эксплуатационных служб и контролирующих органов;
  • формирование аналитических показателей и отчетов по состоянию приборного парка, проведению ремонтных работ и представлению качества ресурса.

В рамках «Мой Ресурс» предусмотрены следующие функции: диспетчеризация поставки ресурсов и каналов связи, коммерческий учет ресурсов, расчет и ведение имущественного учета, обеспечение технического обслуживания и ремонта и т.д.

Автоматизированная система учета коммунальных ресурсов «Мой Ресурс»

Система «Мой Ресурс» состоит из двух иерархических уровней, взаимодействие между которыми осуществляется с использованием комплексной среды передачи данных:

  • нижний уровень (НУ) — информационный комплекс, который проводит сбор параметров потребления ресурсов, формирует и предоставляет первичные данные о количестве и качестве потребляемых ресурсов, обеспечивает промежуточное хранение всей полученной информации по каждому объекту автоматизации;
  • верхний уровень (ВУ) — единый вычислительный центр для обработки, анализа, хранения и распределения информационных ресурсов. На данном уровне формируются итоговые данные «Мой Ресурс» на основании информации, полученной с нижнего уровня и от внешних систем, а также обеспечивается контроль, мониторинг, аудит и администрирование компонентов системы.

Многофункциональные контроллеры Арбитр А02

На нижнем уровне системы «Мой Ресурс» в качестве устройства сбора и передачи данных (УСПД) используются контроллеры отечественного производства Арбитр А02 (Производитель ООО «Синерджи Тиам»), что кроме надежности и качества, полностью соответствует государственной политике импортозамещения.

Многофункциональные контроллеры Арбитр А02, предназначены для измерения и преобразования по аналоговым и цифровым входам значений электрических сигналов с соответствующих вычислителей, корректоров, расходомеров, счетчиков и датчиков, и других приборов, поддерживающих открытые протоколы обмена по цифровым интерфейсам, контроле полученных значений, их обработке и хранении, с последующей передачей в информационные системы.

Контроллеры предназначены для работы в составе следующих автоматизированных систем:

  • коммерческого/технического учёта электроэнергии и мощности (АИИС КУЭ/АИИС ТУЭ);
  • коммерческого учёта тепловой энергии (АСКУТЭ);
  • диспетчерского контроля и телеуправления (АСДТУ);
  • управления технологическим процессом (АСУ ТП).

Арбитр А02 позволяет организовывать информационный обмен с многофункциональными счетчиками электрической энергии, сторонними контроллерами и другими устройствами, поддерживающими открытые протоколы обмена: Modbus ASCII, Modbus RTU, OPC UA, Telnet, Syslog, TFTP, FTP, HTTP, SSH, VPN и т.д.

Кроме этого данные контроллеры могут быть использованы в промышленной автоматизации и автоматизации зданий. На базе контроллера, по мимо сбора данных для «Мой ресурс», можно также создать систему для управления освещением (контроль качества электроэнергии, дистанционное управление освещением, контроль обрывов и замыканий и т.д.) и сбора данных датчиков (дыма, температуры, состояния воздуха, газа, открытия/закрытия дверей и т.д.), установленных в домах и на улице.

Система «Мой Ресурс» позволяет получить преимущества участникам рынка:

Потребитель в лице УК:

  • Прозрачная информация о показаниях приборов или произведению расчетов согласно нормативным документам;
  • Дистанционный съем показаний с прибора;
  • Достоверная информация о работе прибора и документах;
  • Оперативная информация об авариях и утечках ресурса, уход от начисления по нормативу;
  • Оперативная информация о качестве поставляемого ресурса.

Потребитель в лице жителя:

  • Достоверная информация о потреблении дома для проверки расчетов;
  • Оперативная информация о фактах нарушения как со стороны РСО, так и со стороны УК;
  • Контроль платежей.

Органы власти:

  • Оперативная информация о качестве поставляемого ресурса, контроль за «перетопами» и т.д.;
  • Прозрачная информация о показаниях приборов или произведению расчетов согласно нормативным документам, на объектах социальной сферы;
  • Дистанционный съем показаний с приборов учета;
  • Оперативная информация об авариях и утечках ресурса, уход от начислений по нагрузке;
  • Аналитика потребления ресурса, бюджетное планирование расходов;
  • Ведение инвентарного и имущественного учета по структурным подразделениям.

РСО:

  • прозрачная информация о показаниях приборов;
  • достоверная информация о работе прибора и документах, подтверждающих его коммерческую и метрологическую пригодность;
  • информация и анализ сетей и поставки для быстрого реагирования на аварийные ситуации;
  • информация о деградации оборудования и наличия утечек;
  • информация для планирования выработки ресурса на следующие периоды и возможности снижения затрат;
  • информация о нарушениях правил потребления ресурсов потребителями;
  • информацию о «без учётных» кражах ресурса.

В части финансовых эффектов можно выделить следующие основные моменты:

  • Сокращение расходов на «ручной» съем и обработку показаний с приборов учета − экономия затрат на 10−30% за счет сокращения количества трудочасов сотрудников, задействованных в данных операциях;
  • Уменьшение размера платежей за энергоресурсы — экономия до 30%. Из них, 15-20% за счет учета качества поставляемого ресурса, с последующим снижением оплаты по данной статье, и еще 5-20% за счет использования только приборного метода учета в расчетном периоде, без применения способа расчета по нормативу или нагрузке, который часто возникает из-за несвоевременного выявления неработоспособности или отказа прибора учета в расчетном периоде.
  • Выявление фактов воровства ресурсов — возможная экономия при on-line контроле около 5% и т.д.

В заключение стоит отметить, что описанная выше система «Мой Ресурс», а также ее оборудование нижнего уровня, полностью соответствует современной концепции «Умный город» и по сути является фундаментом для ее реализации.

В соответствии с проектом программы «Цифровая экономика РФ» к 2025 году в России должно появиться несколько десятков «умных», инновационных городов, а также созданы инфраструктура и нормативно-правовая база для системного и устойчивого развития всех городов и агломераций.

Последние несколько лет об этом много говорится, но по факту лишь Москва и Санкт-Петербург уверенно идут к статусу «Умного города». Хотя в январе 2018 года была утверждена концепция проекта «Умный город» для Севастополя. Так что перспективы развития данной области в нашей стране огромны.

©Elec.ru
Авторы:
Роман Комиссаров, руководитель проектов ООО «Синерджи Тиам»
Вероника Берстнева,
руководитель проектов ООО «Синерджи Тиам»

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Компания ANDELI GROUP является производителем широкого спектра низковольтного, трансформаторного и высоковольтного оборудования, а также электромонтажной арматуры и сварочного оборудования. Ассортимент производимой продукции насчитывает более 300 серий и свыше 10000 наименований.