Инструменты, цифровые технологии, связь, измерения

Измерение момента вращения при помощи датчиков вращения

11 сентября 2018 г. в 16:52

Как правило, измерение крутящего момента стационарного металлического вала не вызывает затруднений. В случае если предел упругости вала не превышен, величина скручивания вала пропорциональна действующему моменту вращения. Измерили градус скручивания; проверили Модуль Юнга для материала вала; применили формулу из Справочника Инженера, и вот Вы получили величину крутящего момента.

Измерение крутящего момента на непрерывно вращающемся вале — задача существенно более сложная. Существует несколько способов, с помощью которых можно ее решить, но наиболее часто используемым является расчет крутящего момента на основе данных о величине мощности, затрачиваемой на вращение вала. В реальности это обычно подразумевает измерение величины тока, приложенного к двигателю, обеспечивающему движение. Такое измерение просто, понятно, но весьма неточно из-за того, что потребление тока так же зависит от целого спектра факторов: скорости, напряжения источника питания, состояния подшипниковых узлов, температуры и т.д.

Измерение момента вращения с помощью тензометрических датчиков

Существенно более точным способом является измерение скручивания вала с помощью тензометрического датчика или датчика поверхностных акустических волн (ПАВ). Это точная, но очень сложная методика, требующая применения ВКУ или устройств беспроводной передачи данных между тензодатчиком на вращающемся валу и окружающим миром. Как и любой инженер, когда-либо имевший дело с тензометрией, выражусь резко — разница между теорией тензометрических измерений и практикой использования таких датчиков колоссальна. Тензометрическим датчикам присуще иметь большие температурные коэффициенты и свойство отрываться от поверхности измерения при ухудшении условий измерения. Определение крутящего момента с помощью тензодатчиков или датчиков ПАВ целесообразно в лабораторных условиях, но для большинства промышленных применений совершенно не реалистично.

Измерение крутящего момента с помощью угловых датчиков вращения

Существует другой способ. Он не новый, но, похоже, был успешно забыт. Впервые такой вариант был применен в 50-х годах прошлого века для измерения момента вращения в двигателях внутреннего сгорания — наиболее наглядно в турбореактивных двигателях тяжелых грузовых самолетов Hercules и C-130. Техники измеряли величину скручивания и, следовательно, момент вращения с помощью измерения величины фазового сдвига между двумя многопериодными резольверами, установленными и отъюстированными на валу. Термин «многопериодный» относится к выходу резольвера — так двухпериодный резольвер имеет циклический выходной сигнал, определяющий абсолютное положение с точностью 180°; 36ти-периодный резольвер имеет циклический выходной сигнал, определяющий абсолютное положение с точностью 10°.

При вращении вала каждый из резольверов выдает два сигнала: первый изменяется по синусоидальному закону, второй — по косинусоидальному. Для упрощения, на рисунке 1, приведенном ниже, показаны только два демодулированных синусоидальных сигнала.

Измерение момента вращения с использованием многопериодных резольверов
Рисунок 1 — Измерение момента вращения с использованием многопериодных резольверов.

При приложении нулевого момента сигналы с обоих резольверов одинаковы и не имеют сдвига фаз. В случае, когда реальный момент приложен к валу сигнал одного резольвера имеет фазовый сдвиг относительно сигнала другого резольвера. Величина этого фазового сдвига прямо пропорциональна приложенному моменту. Используя многопериодные резольверы с большим числом циклов (например, 128), возможно даже при небольшой величине скручивания получить отклик в виде сравнительно большой величины фазового сдвига. Другими словами, эта методика достаточно прецизионна, чтобы измерять скручивание вала не только на величины менее 1°, но даже и на уровнях менее 0,1°. Из чего следует, что вал, на котором производится измерение, не обязательно должен быть длинным. Действительно, длина вала, необходимого для успешных измерений, может составлять менее 25 мм. Этого можно достигнуть, используя заведомо гибкий вал или располагая резольверы концентрически — один внутри другого — и соединяя внешние и внутренние части вала с применением пружины повышенной крутильной жесткости.

В отличие от тензометрических датчиков, резольверы известны своей надежностью, устойчивостью к внешним воздействиям и точностью, они зачастую используются в космической, оборонной и нефтегазовой технике, где требуются высокие точности и устойчивость к жестким условиям эксплуатации. Поскольку резольвер является бесконтактным измерительным устройством, также исключается необходимость применения токосъемников или оборудования радиочастотной передачи данных.

Итак, почему же эта техника измерений стала немодной? Вероятно, одна из причин в том, что и сами резольверы утратили свою популярность. Плоскопараллельные и плоские с большим полым валом резольверы, идеальные для использования при измерениях крутящего момента, являются откровенно дорогостоящими. Более того, сочетание резольверных двигателей с управляющей электроникой может быть очень сложным. Поскольку в наше время инженеры более привычны к цифровой электронике, они весьма неохотно соглашаются иметь дело и с самой аналоговой электроникой и, тем более, с измерениями фазовых сдвигов аналоговых переменных сигналов.

Новое поколение индуктивных датчиков

В настоящее время резольверы практически полностью заменены более современными устройствами — индуктивными энкодерами или «инкодерами». Технология измерения с помощью инкодеров основана на тех же принципах индукции, применяемых в резольверах, но при этом инкодеры содержат печатные платы вместо массивных и дорогих обмоток трансформаторов. Это позволяет существенно сокращать объем, вес и стоимость датчиков, и одновременно значительно увеличивать возможности измерений. Также в инкодеры обеспечен простой и удобный электрический интерфейс — постоянное напряжение и последовательная шина данных. Поскольку инкодеры базируются на тех же физических принципах, что и резольверы — они обеспечивают тот же набор измерительных возможностей — высокую точность и надежность измерений даже в жестких условиях окружающей среды. Мало того, инкодеры имеют оптимальный для угловых измерений форм-фактор — плоская конструкция с большим полым валом. Это позволяет пропускать вал через центр статора инкодера, а ротор инкодера закреплять непосредственно на вращающийся вал, на котором проводятся измерения. Это исключает необходимость использования ВКУ, точно так же, как это было при использовании резольверов.

Измерение момента вращения и абсолютного положения с помощью индуктивных энкодеров
Рисунок 2 — Измерение момента вращения и абсолютного положения с помощью индуктивных энкодеров.

Нет необходимости специально выбирать электронику и размещать ее отдельно, поскольку вся требуемая для датчиков электроника размещена непосредственно в статоре энкодера. Примечательно, что инкодеры доступны с разрешением до 4 миллионов импульсов на оборот, таким образом, достаточно минимального скручивания вала, чтобы обеспечить высокое разрешение измерений крутящего момента.

Температурные коэффициенты инкодера малы, в сравнении с тем, что может быть получено при использовании самых лучших тензометрических датчиков, а любые динамические искажения, вызываемые вращением вала на большой скорости, могут быть нивелированы с помощью тактового сигнала — единого для обоих инкодеров, обеспечивающего синхронность считывания данных.

В отличие от тензометрической техники, при использовании инкодеров не существует риска повреждения оборудования в случаях избыточного или импульсного приложения крутящего момента. Что еще более важно — технология позволяет проводить два вида измерений — крутящего момента и угла вращения одновременно, и по цене, меньшей, чем требует измерение одного только момента с помощью тензодатчиков.

Это старая технология, которая перестала быть модной, потому, что резольверы потеряли свою популярность. Современные индуктивные энкодеры возрождают применение принципов индукции для выполнения угловых измерений, и одновременно с этим, возвращают удобный, надежный и эффективный способ контроля крутящего момента и угла вращения.

Индуктивные энкодеры, используемые для измерений крутящего момента на валах диаметром 300 мм: статор слева, ротор справа
Рисунок 3 — Индуктивные энкодеры, используемые для измерений крутящего момента на валах диаметром 300 мм: статор слева, ротор справа.

Источник: Сайт компании АВИ Солюшнс

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Информация о компании

Компания «АВИ Солюшнс» (Advanced Valued Intelligent Solutions) осуществляет поставки высокотехнологичных и передовых компонентов и решений для таких отраслей промышленности как авиакосмическая, нефтегазовая, медицинская, машиностроение и другие.
Мосенкова Виктория
Все новости и публикации пользователя Мосенкова Виктория в персональной ленте вашего личного кабинета на Elec.ru
Подписаться
Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Тахометры электронные

Для измерения скорости вращений применяют тахометры, которые представляют собой счётчики, регистрирующие количество оборотов вала иди число импульсов, вырабатываемых датчиком, механически или оптически связанным с движущейся частью машины или прибора. Наиболее часто тахометры используются на транспорте для контроля частоты вращения вала основных и вспомогательных силовых агрегатов, а также в энергетике, для измерения скорости вращения газовых турбин, генераторов, паросиловых установок и т. д. Кроме того, возможность точного подсчёта импульсов за определённый промежуток времени, делает приборы полезными при контроле количества подаваемых на конвейер заготовок, оценке общей наработки агрегатов с целью определения остаточного ресурса, а также во многих других технологических процессах.
Коваль Юлия · ПРОТЕХ · Сегодня · Россия · г Москва
Тахометры электронные

ПРОДАМ: ИП-107 Измеритель осевого сдвига

14 000р. Полный комплект (блок контроля, блок искрозащиты, преобразователь, датчик, ЗИП), в упаковке, с документами. С хранения. Диапазон измерения 2-0-2 мм. Прибор измерения и защиты от осевого сдвига применяется для бесконтактного измерения осевого смещения вала ротора паровых турбин, турбопитательных и электро питательных насосов и турбовоздуходувок, вывода информации на индикатор прибора в цифровой форме, преобразования величины смещения в унифицированный сигнал постоянного тока, сигнализации и формирования сигнала отключения оборудования при достижении заданного предельного значения смещения. Применяется для любых типов турбин и иного вращающегося оборудования. Стоимость датчика при продаже отдельно 5000р.
Менеджер Валерий · "Элесан" · 18 апреля · Россия · Пермский край
ИП-107 Измеритель осевого сдвига

ПРОДАМ: Тахометр СИМ-05т-1-17 (н/м)

Cчетчик (тахометр) СИМ 05т-1 предназначен для измерения и отображения на цифровом индикаторе скорости вращения двигателя в об/мин, а также для подсчета суммарного времени вращения двигателя (время наработки) и числа включений (количество пусков). Когда скорость вращения двигателя становится равной нулю, подсчет времени наработки приостанавливается. Результаты сохраняются в энергонезависимой памяти прибора при отключении электропитания. Время хранения информации не ограничено. Особые возможности: - Напряжение питания DC10-30B - Измерение скорости вращения двигателя об/мин - Подсчет времени работы двигателя и количества пусков - Сохранение результатов счета времени при отключении питания За дополнительной информацией к нашим специалистам!
Тахометр СИМ-05т-1-17  (н/м)

ПРОДАМ: Гироскопы

Для определения скорости вращения объектов применяются специальные датчики — гироскопы. С выхода гироскопов снимается сигнал, характеризующий направление и скорость его вращения вокруг оси чувствительности (или входной оси). В нашем каталоге представлен широкий ассортимент электронных и электромеханических компонентов и готовых решений ведущих мировых производителей. Мы напрямую работаем с производителями, поэтому готовы предложить полный ассортимент товаров каждого бренда, включая те, что производятся под индивидуальный заказ. Для точной подборки или поиска нужных аналогов по техническим параметрам, оставьте заявку для связи с нашим специалистом. Мы подберем варианты оптимального решения для Вашей задачи из полного ассортимента технических каталогов товаров производителей.
Воронцова Марина · ИНЕЛСО · Сегодня · Россия · г Санкт-Петербург
Гироскопы

ПРОДАМ: Датчик Холла, магнитный сдвоенный датчик 2HS-8-DP-NO. Датчик магнитного поля

Применение датчика магнитного поля 2HS-8-DP-NO (датчика Холла): - В системах, где требуется определение направления движения или вращения (измеритель длины, счетчик оборотов, расходомеры, конвейеры) . В тахометрах. - В качестве дублированных бесконтактных концевых выключателей, для повышения надежности. - В системах управления приводами. Преимущества удвоенного магнитного датчика 2HS-8-DP-NO (датчика магнитного поля) - Очень простое использование реверсивных системах, не нужно настраивать смещение при установке 2-х датчиков, просто ставится один датчик и реверсивная система готова. Для изменения направления счета не требуется перекоммутация выходных каналов 2-х датчиков, просто поверните датчик 2HS-8-DP-NO на 180 градусов и направление счета изменится. - Малый габарит позволяет встраивать в любые, даже самые маленькие устройства. - Простое крепление. Требуется всего одно резиновое или гладкое отверстие в платине для надежной установки датчика. - Для срабатывания датчика подходит любая полярность магнита. НАИМЕНОВАНИЕ ПАРАМЕТРА ЗНАЧЕНИЕ Количество чувствительных элементов 2 Напряжение питания 5-24 В Чувствительные элементы датчика реагируют на магнитное поле. Дистанция обнаружения 5 мм (зависит от используемого магнита) Максимальный выходной ток 25 мА (не более) Количество выходных каналов 2 Максимальная частота срабатывания 500 Гц Выход - с открытым коллектором, проводимость PNP (DP) Выходное состояние нормально открытое (NO) Внешние провода 1 м Диаметр корпуса датчика 8 мм Длина резьбы М8-26 мм Общая длина 37 мм
Отдел продаж · ИПГ СМОЛ · Сегодня · Россия · г Санкт-Петербург
Датчик Холла, магнитный сдвоенный датчик 2HS-8-DP-NO. Датчик магнитного поля
Компания ANDELI GROUP является производителем широкого спектра низковольтного, трансформаторного и высоковольтного оборудования, а также электромонтажной арматуры и сварочного оборудования. Ассортимент производимой продукции насчитывает более 300 серий и свыше 10000 наименований.