Гибкость производства неслучайно является целью многих компаний. Во всех отраслях промышленности лидирующие позиции занимают те организации, которые смогли реализовать на своем производстве гибкие технологические процессы.
Задумайтесь, например, о том, как Amazon и Alibaba добиваются стабильного успеха у покупателей, предлагая все новые и новые решения или о том, как автопроизводители приспосабливаются к постоянно ужесточающимся требованиям по сокращению вредных выбросов. В новых рыночных обстоятельствах именно гибкость, а вовсе не жесткость организации становится конкурентным преимуществом.
Но что на самом деле означает быть гибким производителем? Прежде всего, гибкость — это скорость адаптации. Это быстрый и безостановочный переход от потребности, возникшей у потребителя, до поставки продукции, от принятия решения до его реализации, от постановки задачи до ее решения.
Настоящая гибкость позволяет производителям находиться в одном ритме с рынком, заменяя жесткие и статичные производственные модели новейшими системами многоуровневого управления с высокой скоростью реакции.
Гибкость — это намного больше, чем набор технологий. Да, технологии лежат в ее основе и помогают все время находить новые пути инновационного развития. Но одни лишь технологии не приведут к быстрым изменениям, если они не опираются на гибкую организационную структуру предприятия. По этой причине, чтобы определить перспективы гибкости вашего производства, нужен очень широкий взгляд, учитывающий не только вопросы оборудования и аппаратуры, но и многое другое.
Сконцентрируемся
Перед тем как приступить к повышению уровня гибкости производства, необходимо выявить потенциальные препятствия. Вам потребуется провести комплексный анализ всех аспектов работы предприятия, влияющих на то, с какой эффективностью вы удовлетворяете имеющийся на рынке спрос. Такое подробное изучение вашей деятельности поможет не только определить нерешенные задачи, но и оптимальным образом распределить ресурсы, необходимые для усовершенствования.
Аспекты работы с заказчиками
Технологии
На техническом уровне гибкость может быть повышена за счет интеллектуальных систем. Много десятилетий подряд производство базировалось на статичных и несвязанных друг с другом линиях, часто управлявшихся неэффективными и тяжеловесными производственными технологическими системами.
Сегодня, в эпоху цифровизации, компании могут объединять производственные технологии с информационными, что позволяет им собирать и анализировать производственные данные на любом уровне детализации. Результаты такого анализа впоследствии используются для адаптации и оптимизации деятельности в форме положительной обратной связи, самосовершенствующейся по мере эксплуатации систем.
Квалификации
Одной из фатальных ошибок, которые может допустить производитель, является концентрация внимания только на технологиях, без учета человеческого фактора. Гибкому производству необходимы квалифицированные операторы, инженеры и аналитики. Вряд ли вам удастся реализовать потенциал дополнительных возможностей, если ваши сотрудники не обладают необходимыми знаниями. А следовательно, для гибкого подхода необходима специализация персонала и его готовность к дальнейшему обучению: только так можно гарантировать, что технологическое развитие будет полностью отвечать имеющимся ресурсам.
Административная поддержка
Помимо прочего, гибкость зависит и от структуры принятия решений. Начинать ли изготовление абсолютно нового продукта, необходимого клиентам, сворачивать ли недавно прибыльную производственную линию в ответ на очевидные рыночные изменения — решение необходимо принимать быстро и совместно с коллегами. Если в вашей компании есть уполномоченные менеджеры, знающие специфику работы всех бизнес-подразделений и опирающиеся при принятии решений на четкую административную практику, шансы инновационного проекта на успех многократно возрастают.
Модели потребления
Одним из наиболее заметных бизнес-трендов последнего десятилетия стал переход на модель потребления по подписке. Мы познакомились с таким подходом на примере мобильных приложений и онлайн-сервисов, а сегодня его начинают применять и в капиталоемких отраслях. Владение машинным оборудованием само по себе является непростым делом, ведь производителю приходится подстраиваться под жизненный цикл этого актива. Для большей гибкости производители все чаще задумываются о подходе, который можно назвать Machine-as-a-Service (MaaS). Такая стратегия позволяет снизить эксплуатационные издержки и расширить возможности обновления или модификации машин при появлении на рынке новых моделей.
Понимание рынка
Наконец, важнейшим аспектом является понимание того, чем руководствуются при выборе продукции заказчики. Во многих организациях маркетинг воспринимается как обособленное направление деятельности, отвечающее за увеличение продаж, но никак не влияющее на саму продукцию. Такой подход следует признать устаревшим. Сегодня, чтобы опережать конкурентов, необходимо интегрировать маркетинг и продажи в производственную цепочку. Понимая, кто является вашим заказчиком, чего именно он хочет (прямо сейчас) и в каком виде, вы можете адаптировать производство под эти потребности. При этом речь идет не только о характеристиках и качестве продукции, но и об этических и экологических вопросах, которые вызывают все большую обеспокоенность среди заказчиков.
Испытания и масштабирование в режиме реального времени
Обеспечив гибкость производства с точки зрения всех названных аспектов, вы создадите мощный фундамент для выстраивания архитектуры эффективного предприятия. Мы помогаем нашим заказчикам в оценке гибкости их производств и предлагаем решения для оптимизации.
Благодаря разветвленной партнерской сети мы затем помогаем при разработке и проверке стратегии, что позволяет нашим заказчикам испытать ее в условиях, приближенных к реальным. Как правило, для верификации новых процессов и отслеживания их эффективности требуются начальные инвестиции и выделение соответствующих ресурсов.
Когда же эффективность подтверждена и все вспомогательные операции на линии организованы, мы помогаем нашим заказчикам масштабировать проект и развернуть его в рамках всего производственного процесса.
Гибкость с самого начала
При формировании производственной среды в эпоху интеллектуальных технологий и внимания к конечному пользователю гибкость становится ключевой стратегией организации производства.
Рыночная динамика зависит и от внезапных событий, и от долгосрочных тенденций и для того чтобы к ней адаптироваться, необходим особый менталитет. Больше нельзя цепляться за старые инвестиции и методы работы, напротив, только открытость всему новому позволит добиться успеха. Это означает, что нужно двигаться быстрее — не только с отдельными производственными линиями, но и со всем предприятием. При этом скорость движения всецело определяется мощностью заложенного фундамента — гибкости производства.