Публикация затрагивает тему информационного коллапса от наслоения «цифровой зрелости» на цифровую трансформацию. Также рассмотрены теоретические вопросы о том, как провести цифровую трансформацию силовой сети объекта без «цифровой зрелости».

Президентское послание Федеральному собранию от 01.12.2016 с отечественной версией европейской четвертой промышленной революции (Industry 4.0) 2011 года и реализующая положения послания национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (актуальное название версии 2017 года) пусть не быстро, но были детализованы в ряде стратегий, в том числе в июньской 2020 г. энергетической стратегии России с достаточно понятными целями, задачами и сроками их исполнения. Т. е. вроде бы перешли от деклараций к действиям, тем более, что уже к моменту принятия стратегии ПАО «Россети» был наработаны, как концепция «Цифровая трансформация-2030» (2018 года) и отраслевые стандарты по цифровым сетям (СТО 34.01-21-004-2019 по цифровому питающему центру, СТО 34.01-21-005-2019 по проектированию цифровых распределительных электрических сетей 0,4 кВ-220 кВ), так и пакет проектных решений, значительная часть из которых уже была реализована к средине прошлого года.
Вместе с тем, почти сразу сработала первая часть «закона Мейера» (усложнять — просто) — Указом № 474 от 21 июля в прошлом году Президент РФ в рамках национальной цели «Цифровая трансформация» поставил задачу достижения ключевыми отраслями экономики «цифровой зрелости» и... страну накрыл информационный коллапс, лоббируемый и представителями IT индустрии, и некоторыми ветками исполнительной власти. Наглядные примеры ниже.
Ноябрьский (2020) приказ № 600 Минцифры России, формализовавший методику расчета той самой «цифровой зрелости» по отношению числа специалистов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (плюс руководители служб по маркетингу, административные работники, использующие ПК с программами) к списочному количеству сотрудников компаний.

Т. е. если предприятие с большим штатом рабочих, техников, инженеров для обеспечения производственно-технологического процесса имеет АСУ ТП с программно-аппаратным комплексом на современной платформе, пакетом программных приложений, оборудование с программируемыми контроллерами, налаженную телекоммуникационную связь, но обслуживаемые одним программистом и одним системным оператором (или передаваемые на аутсорсинг IT партнеру), то оно (предприятие) не отличается «цифровой зрелостью». Причем в энергетике одним из индикаторов «цифровой зрелости» в Методике заявлена доля оплаты услуг потребителями энергоресурсов по цифровым каналам, что нонсенс по сути и de facto.
Главный акцент круглого стола по энергетике на федеральном конгрессе «Приоритеты-2030» в декабре на EnergyNet, по сути, лоббирующем уже более 4 лет внедрение еще одного посредника между потребителем и поставщиком электроэнергии.
И это при том, что в самой «Стратегии цифровой трансформации электроэнергетики Российской Федерации» от ассоциации «Цифровая энергетика» действительно интересного для энергетиков силовых сетей предприятий и распределительных компаний есть только «умные трансформаторы», хотя вряд ли разработчики хотя бы на минимальном уровне понимают концепцию и принципы работы регулируемых полупроводниковыми ключами реакторов (Тhyristor-controlled Reactor).
Как провести цифровую трансформацию силовой сети объекта без «цифровой зрелости»

Паразитирование «цифровой» демагогии в достаточно сложный период подготовки силовых сетей к цифровой трансформации было предсказано и описано генеральным директором завода «МИРКОН» А. Ю. Чудаковым в июньском (№ 6) выпуске журнала «Главный энергетик» еще до принятия новой энергетической стратегии, причем там же дан традиционный для нашей страны выход из проблем при реализации реформ — «караван должен идти и идет вне зависимости от числа и активности лающих собак». Т. е. пока нам пытаются представить программные приложения для онлайн оплаты услуг, платформы менеджмента качества или систем видеонаблюдения, как «искусственный интеллект», рассказывают о «квантовых вычислениях» на ПК текущего уровня, пытаются создать «цифровых двойников» без накопленных баз данных и т. д. стоит понимать так:
Текущие проблемы силовых сетей с нелинейными быстроизменяющимися нагрузками, перетоками реактивной мощности, значительными объемами токов гармоник и т. д. не уйдут даже при официальном выходе на «цифровую зрелость».
Т. е. никакой IT-шник и никакая программа не уберут гармонические искажения и набросы реактивных токов на фундаментальной и нефундаментальных частотах и это придется делать энергетикам с помощью средств компенсации реактивной мощности и фильтров гармоник.
Уже действуют ГОСТ IEC/TR 61000-3-6-2020 и ГОСТ IEC/TR 61000-3-7-2020 по эмиссии/трансмиссии гармоник, в декабре приняты ГОСТ Р 59028-2020 по преобразователям, ГОСТ Р 59029.2-2020 по тиристорным ключам, ГОСТ Р 59032.1-2020, ГОСТ Р 59032.2-2020, ГОСТ Р 59032.4-2020 и ГОСТ Р 59032.3-2020 (принят в январе 2021) по фильтрам гармоник, в том числе АФГ (активным фильтрам гармоник) в сетях переменного тока.
Причем в ГОСТ Р 59032.1-2020 регламентировано распределение ответственности между заказчиком и производителем при изготовлении фильтров гармоник, а в ГОСТ IEC/TR 61000-3-6-2020 и ГОСТ IEC/TR 61000-3-7-2020 — индикативные нормы эмиссии в точке присоединения (или измерения) между сетями разного уровня напряжения.
Т. е. пока надеваем «беруши» для защиты от информационной демагогии и идем вперед по плану цифровой трансформации, определенному новой энергетической стратегией страны — благо нормативно-правовая база для этого постепенно наполняется.
Фото взято из открытых источников