Промышленное использование беспилотных воздушных судов — тренд последнего десятилетия. Спектр задач, с которыми дроны справляются, включает в себя геодезические работы, топографическую съемку в сельском хозяйстве и строительстве, инспектирование объектов инфраструктуры, а также наблюдение за дорожной сетью. Кроме этого дроны используются для мониторинга состояния ЛЭП — линий электропередач и сотовых вышек связи. О том, какое значение имеет работа беспилотников на электросетях, расскажет директор по развитию промышленных решений компании Skymec Сергей Заверткин.
Операции, необходимые для регулярного контроля электрооборудования, считаются одними из самых небезопасных: согласно данным Бюро трудовой статистики США, профессия наладчика электросетей занимает 11 место по опасности, а в 2018 году количество смертей среди ее представителей в пять раз превысило средний показатель по стране. В отличие от работников, обслуживающих ЛЭП, у оператора дрона отсутствует необходимость подвергать здоровье и жизнь риску, а контакт ремонтных бригад с высоковольтными линиями сведен к необходимому минимуму.
Опыт использования БВС популярен в во всех странах, например, 70 % энергосистемы города Цинъюань (Китай) располагается на горной местности, что составляет 19.2 тыс. кв. км. Общая линия распределения — 13,1 тыс. км. (10 кВ). Обслуживание территории осуществлялось более 200 дронами, Phantom, Inpsire + XT, Special Operation Drones. Применение беспилотников помогло снизить эксплуатационные риски. После их внедрения в мониторинг электросетей, значительно уменьшилось количество аварий на участках. Осмотр с помощью квадрокоптеров помог избежать «слепых зон» благодаря разным углам осмотра. Таким образом, одна инспекционная бригада БВС, состоящая из двух человек, оказалась в три раза эффективнее, чем традиционные методы инспекции. Сегодня энергосистема Цинъюань насчитывает 115 дронов и 20 пилотов, проходящих обучение, что составляет 10 % от общего числа операторов по техническому обслуживанию.
Качественный мониторинг, проведенный с помощью беспилотных технологий, упрощает и ускоряет обслуживание сетей. Они оперативно находят неисправности, что обеспечивает бесперебойную работу оборудования, а также экономию средств и времени. При восстановлении энергосети после природных катаклизмов и работе в условиях сжатого графика, когда визуальный осмотр затруднен, дроны демонстрируют рекордную скорость инспектирования ЛЭП по сравнению с традиционными наземными бригадами.
В Российской Федерации дроны используют для мониторинга состояния линий электропередач. Железобетонные и деревянные опоры ЛЭП на 10 кВ получили широкое распространение в нашей стране. Зачастую их обслуживанием занимаются местные провайдеры электроэнергии. Из-за небольшого штата сотрудников и огромной протяженности линий, возникают проблемы с инспектированием. Большинство столбов находятся вдоль автомобильных дорог, а некоторые линии проходят через лес. Кроны деревьев нависают над проводами, что приводит к возникновению многочисленных проблем. Для оперативного наблюдения и предотвращения обрыва линий электропередачи хорошо подходит DJI Mavic 2 Advanced и Matrice 300 RTK. Q
Использование БВС положительно сказывается не только на скорости, но и на объеме собираемых данных. Снимки с высоким разрешением, наличие термочувствительных датчиков, а также построение трехмерных моделей методом фотограмметрии при помощи специального ПО позволяют структурировать порядок обслуживания и ремонта, делать высокоточные прогнозы относительно скорости износа различных узлов и порядка их замены.
Дроны принимают участие в процессе работы энергосистемы, путем протягивания тросов, предназначенных для натяжения силовых кабелей ЛЭП, что особенно актуально при работе в труднодоступных районах и на сложном рельефе. Такой метод получил известность в США в ходе устранения последствий природных катаклизмов — ураганов, пожаров, наводнений, когда важна скорость восстановления работоспособности коммуникаций и подачи электроэнергии для деятельности экстренных служб.
Благодаря компактности беспилотника ремонтные группы перемещаются с ним пешком или на малогабаритных транспортных средствах. Наличие камеры с тепловизором позволяет найти участки повышенного износа изоляции, места перегрева или теплопотерь. Обследование ЛЭП при помощи БВС можно проводить без отключения напряжения на расстоянии, что является большим преимуществом поскольку увеличивает эффективность и скорость работы инспекторов энергосети.