Повышение потребности в электроэнергии влечет за собой необходимость увеличения мощностей и модернизацию электроэнергетического оборудования. Расширение линий электропередач и развитие инфраструктуры требует все больших временных и финансовых затрат на техническое обслуживание. Возникает повышенная потребность в привлечении большего количества специалистов, обследующих ЛЭП. Есть альтернативное решение этой проблемы – внедрение промышленных беспилотников для проведения регулярного технического мониторинга электроэнергетических объектов.
Специалисты компании Aeromotus, интегратора профессиональных беспилотных решений для промышленных, коммерческих и научно-исследовательских организаций, рассказывают в данной статье о применении новой серии складных дронов Mavic 3 Enterprise в электроэнергетической сфере.
Внедрение беспилотников в работу коммунальных служб и энергетических компаний позволяет эффективно перестраивать и оптимизировать рабочие процессы. Например, если раньше для обследования линий электропередач требовалась бригада специалистов, а за рабочую смену можно было обследовать до 10 км путем наземного обхода, то с помощью беспилотников за 1 час можно обследовать несколько десятков километров при задействии в такой задаче 1-2 специалистов.
Сегодня электроэнергетические хозяйства и коммунальные службы начинают использовать дроны для ускорения цикла проверок сверх установленных нормативов. Это экономичный и эффективный метод, обеспечивающий безопасность и надежность сети. Высокая информационная осведомленность об электроэнергетических объектах позволяет удаленно прогнозировать возможные поломки, обладать актуальными данными о техническом состоянии электрооборудования и предотвращать аварии на линиях и потенциальные значительные расходы на ремонтные работы.
Дроны полезны как при чрезвычайных ситуациях, так и для выполнения планового технического обслуживания. С их помощью можно выполнять инспекции опор, выполненных из дерева, бетона, стали, в том числе, и композитных материалов. Помимо этого, дроны подходят для обследования изоляторов, шплинтов, траверсов, грозозащитных разрядников, трансформаторов, первичных проводов, а также для установки мест возникновения коррозии, гниения древесины столбов, ржавчин, а также трещин и любых других признаков повреждения конструкции.
Какой дрон подобрать для задач: M3E или M3T
В серию промышленных беспилотников Mavic 3 Enterprise вошло две модели. Это коммерческий дрон начального уровня Mavic 3E с 4/3-дюймовой камерой и механическим затвором и дрон Mavic 3T с тепловизионными датчиками, улучшенный по сравнению со своим предшественником – дроном Mavic 2 Enterprise Advanced.
Для задач технического мониторинга в электроэнергетике можно выявить несколько основных отличий между Mavic 3E и Mavic 3T:
- В Mavic 3E не интегрирована тепловизионная камера. Для проведения тепловых обследований подойдет только Mavic 3T со стандартной камерой 640*512@30HzThermal.
- В отличие от Mavic 3T дрон Mavic 3E оснащен широкоугольной камерой с 4/3 CMOS с разрешением 20Мп и механическим затвором.
Более подробное сравнение Mavic 3 Enterprise и Mavic 3 Thermal можно увидеть ниже в таблице:
Mavic 3 Enterprise | Mavic 3 Thermal | |
Вес | 915 г (без аксессуаров) | 920 г (без аксессуаров) |
Широкоугольная камера | 4/3 CMOS; 20 МП | 1/2” CMOS;48 МП |
Телекамера | 1/2-дюймовый CMOS: 12 МП | 1/2-дюймовый CMOS: 12 МП |
Затвор | механический и электронный | Электронный |
Минимальный интервал фотосъемки | 0,7 с | 2 с |
Максимальный зум | 56-кратный гибридный зум | 56-кратный гибридный зум |
Тепловизионная камера | Нет | 640 x 512 при 30 Гц |
Расширяемость | MSDK, PSDK, облачное API | MSDK, PSDK, облачное API |
Встроенный проблесковый маячок для обеспечения безопасности полетов | Да | Да |
Приложение | DJI Pilot 2 (поддерживает планирование нескольких маршрутов) с FlightHub 2 и планированием миссий | DJI Pilot 2 (поддерживает планирование нескольких маршрутов) с FlightHub 2 и планированием миссий |
Совместимо с аксессуарами | Да, включая модуль RTK, громкоговоритель и базовую станцию DJI D-RTK 2 | Да, включая модуль RTK, громкоговоритель и базовую станцию DJI D-RTK 2 |
Подготовка и проведение инспекций с БПЛА
С помощью беспилотных технологий специалисты могут выполнять визуальное обследование (АФС) и тепловизионное. Для таких задач соответственно подойдут Mavic 3E и Mavic 3T с тепловизионными датчиками. В случаях, когда требуется точно измерить стрелу провеса и создать цифровую 3D-копию ЛЭП или электросетевого объекта, то используется технология воздушного лазерного сканирования (ВЛС) и промышленный беспилотный комплекс на основе универсальной платформы DJI Matrice 300 RTK + лидар Zenmuse L1.
Визуальное обследование электроэнергетических объектов с помощью Mavic 3E позволяет точно фиксировать все дефекты оборудования с указанием координат местонахождения. Таким образом, специалисты могут оценить место и степень поломки и рассчитать ресурсы для её устранения. По итогам такого мониторинга составляется отчет о техсостоянии конструкций и элементов обследуемого оборудования.
Тепловизионное обследование с беспилотником Mavic 3 Thermal позволяет эффективно находить точки перегревов на линиях. Это значительно более экономичный и эффективный по качеству собираемых данных метод по сравнению с наземным обследованием с тепловизором или тепловизором, установленном на вертолете. Благодаря наличию тепловых датчиков и визуальной камеры в М3Т специалисты получают возможность собрать полную картину технического состояния оборудования, проверить целостность изоляторов и работоспособность на контактах распределительных устройств.
Учитывая специфику электроэнергетической сферы, обследование с беспилотниками имеет свои особенности. О типах анализа собранных данных и о том, как правильно проводить такие обследования и готовиться к полетным миссиям рекомендуем прочесть 2 часть данной статьи в Блоге Aeromotus здесь.
Если у Вас есть вопросы по данной статье или Вы хотите обсудить различные вопросы, касающиеся внедрения беспилотных технологий, приглашаем Вас присоединиться к телеграм-чату специалистов компании Aeromotus.
Оф. сайт Aeromotus: https://aeromotus.ru/
Учебный центр Aeromotus «Воздух»: https://edu.aeromotus.ru
Новости Aeromotus в Tg: https://t.me/aeromotus_news
Youtube: https://www.youtube.com/@aeromotus
E-mail: info@aeromotus.ru
WhatsApp: +7 926 152-40-54
Телефон: +7 499 938-89-09