Национальные тренды энергосбережения/повышения энергоэффективности, импортозамещения и лозунги. Проблемы интеграции энергосбережения и импортозамещения в один национальный тренд энергосбережение & импортозамещение. Энергосбережение & импортозамещение в судостроительной отрасли Санкт-Петербурга, Астрахани и Мурманска.
Развитие практически всех стран мира в той или иной мере стимулируется руководящими идеями в форме лозунгов, которые могут стать и иногда становятся национальными трендами, но только при соответствующей поддержке правительства, ветки исполнительной власти, отраслевых министерств/ведомств и, безусловно, населения.
Так, энергосбережение (и повышение энергоэффективности) в нашей стране стало национальным трендом благодаря N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009,№ 399-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2013, Энергетической стратегии России на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р) и т.д. В свою очередь в национальный тренд вышло импортозамещение, поддерживаемое Государственной программой №328 «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» от 15.04.2014, положениями антикризисного плана от января 2015 года (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р), отраслевыми программами импортозамещения и т.д. Однако вряд ли корректно причислять к национальным трендам ядерную медицину и промышленное хранение электроэнергии, во всяком случае пока и в том аспекте, как это сделал глава «Роснано» Анатолий Чубайс в рамках Гайдаровского форума 2017 12-14 января текущего года.
Вместе с тем, далеко не все гладко в реализации задач главных национальных трендов страны, особенно если рассматривать их условный неформализованный симбиоз «энергосбережение & импортозамещение», причем проблемы обусловлены не столько дефицитом энергосберегающей продукции со статусом «отечественное изделие», сколько в формализации методик, алгоритмов, целевых показателей, общих и для энергосбережения/повышения энергетической эффективности, и для импортозамещения. Так, на текущий момент в области энергосбережения/энергоэффективности целевые показатели и мероприятия регламентированы в приложениях Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1225 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1045; от 15.07.2013 г. N 593; от 22.07.2013 г. N 615). Для реализации программ импортозамещения только начали применять Распоряжение Министерства экономического развития РФ от 11 августа 2016 г. № 219Р-АУ «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке корпоративных планов импортозамещения государственными корпорациями, государственными компаниями, акционерными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов, организациями, реализующими инвестиционные проекты, включенные в реестр инвестиционных проектов в соответствии с решением Правительственной комиссии по импортозамещению», где рекомендован типовой перечень мероприятий по импортозамещению, но не определены целевые показатели и, тем более, с учетом тренда энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Результатом недостаточной проработки концепции энергосбережение & импортозамещение стала обособленность региональных и муниципальных программ энергосбережения и импортозамещения, взаимная интеграция которых осложнена фактом того, что пока единственными технически адекватными алгоритмами определения статуса «отечественное изделие» для продукта остается «Методика оценки уровня локализации производства электротехнической продукции на территории Российской Федерации» ПАО «ФСК ЕЭС» и (отчасти) «Методика определения уровня локализации производства продукции железнодорожного машиностроения» ОАО «РЖД». Как итог, например, в судостроительной отрасли таких крупных портовых городов, как Санкт-Петербург, Астрахань, Мурманск, работающих над реализацией «Плана мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли Российской Федерации» (Приказ Минпромторга России № 661 от 31 марта 2015 года):
- в плане мероприятий по содействию импортозамещению в Санкт-Петербурге прошлого года большое внимание уделено выставочным мероприятиям, что характерно для активного в этом направлении мегаполиса (семинары-конференции на тему «Импортозамещение в судостроении Санкт-Петербурга», III Международная конференция «Российское судостроение. Импортозамещение» 7-8 апреля 2016 года и т.д.), осуществлению контроля за взаимодействием предприятий инженерно-энергетического комплекса с государственными корпорациями на предмет импортозамещения и развития новых инновационных производств, однако не выведены целевые показатели реализации плана для контроля над его исполнением;
- в плане мероприятий по содействию импортозамещению в Архангельской области на 2016–2020 годы определены перечни продукции, производимой в Архангельской области, инвестиционных проектов и мероприятий в Архангельской области, направленных на импортозамещение, однако в качестве целевых показателей используется только доля импорта, а вопросы энергосбережения и энергетической эффективности не рассматриваются вообще;
- в плане по импортозамещению Мурманской области, где находится единственный в европейской части России незамерзающий глубоководный порт Мурманск, планируют создание центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) и производство полупогружных плавучих и стационарных буровых платформ без конкретных целевых показателей и учета тренда энергосбережения/+повышения энергетической эффективности.