Магазин одежды, в отличие от остальных магазинов должен быть очень хорошо освещен. Дело не только в яркости, но и в том, каким светом эта яркость достигается. Здесь не должно быть нарушения цветопередачи, свет должен быть максимально приближен к солнечному, во избежание нареканий со стороны покупателей.
Норма освещенности для магазина одежды
Согласно документам регламентирующим освещенность ( СНиП (23-05-95), СанПиН (2-21..), МГСН (2-06-99) и др.) в том числе и в магазинах, норма освещенности для магазинов одежды очень высокая — 700 люкс, не менее. Для сравнения напомним норму освещенности торгового зала продовольственного магазина — 400 люкс, это почти в 2 раза меньше.
Что необходимо знать, при освещении магазина
Зайдя в любой магазин одежды можно увидеть явную и неявную секционированость торгового зала, даже если он и не разбит на секции. Визуальное разделение создается интенсивностью освещения. Замечено, что лучше продается тот товар, который ярче освещен. По этой причине, чем выше цена товара, тем ярче его освещение.
Индекс цветопередачи
Индекс цветопередачи, как уже было сказано выше, тоже очень сильно влияет на продажу товара. Этот индекс должен быть близким в 100, то есть близким к солнечному свету, дабы товар в магазине и на улице оказывался одинакового цвета.
Указанным дефектом очень сильно страдали люминесцентные лампы, у которых индекс цветопередачи был меньше 70. Натриевые лампы в торговых залах вообще никогда не применялись из-за того, что данный индекс был в пределах 22...40.
Светодиодные светильники идеально подходят для освещения магазина одежды, потому, что имеют индекс цветопередачи CRI в пределах 75...97. Но необходимо подбирать не только индекс цветопередачи. Но и цветовую температуру излучаемого лампой света.
Цветовая температура
Напомним, что цветовая температура солнечного света меняется в течении дня. Именно по этой причине некоторые пейзажи кажутся нам красивее утром и невзрачными днем, а другие как раз наоборот. Цветовую температуру небосвода, которая, как нам всем известно, меняется в течение дня, сведем в таблицу.
Положение солнца на небосводе (его отсутствие) | Цветовая температура К |
Начало рассвета с красным оттенком | 1900 |
Смена красного на желтоватый оттенок при восходе солнца | 2500 |
Солнце у горизонта | 3400 |
Солнце с утра до полудня | 4300...4500 |
Солнце в полдень | 5000 |
Солнце от полудня до вечера | 6000...7000 |
Вечерние и утренние сумерки | 7500...8500 |
На северной стороне перед восходом солнца безоблачное синее небо | 9500 |
Голубое ясное небо зимой | 15000 |
В приполярных и полярных широтах синее безоблачное небо | 20000 |
Разделение зала на группы товаров
Разделение зала должно быть не только по ценовой категории товара, это как бы, само собой разумеется, но и по группам в зависимости от того, из чего изготовлена одежда. Дело в том, что ткани выгоднее смотрятся при цветовой температуре светильника 5000 К и выше, а вот кожа, наоборот, требует мягких тонов, с цветовой температурой 2500...3500 К. Это очень важно для увеличения продаж.
Типы светильников, применяемых в магазинах одежды
По типам освещения светильники в магазине одежды можно подразделить на светильники для общего освещения и для акцентного. Для общего освещения зала можно применить светодиодные светильники Армстронг. В зависимости от типа подвесного потолка это могут быть Армстронг или Грильято. Если подвесных потолков нет, или они выполнены из гипсокартона, то идеальным решением будет применение светодиодных панелей, они легкие и тонкие, они практически не видны на плоском потолке, что создает иллюзию встроенности этих светильников.
Акцентное освещение можно осуществить с помощью карданных светильников (с возможностью изменения направления светового потока) или так называемых DOWNLIGHTов (светильников направленных строго вниз).
Трековые светильники имеют малую мощность и узконаправленный свет, по этой причине устанавливаются на стенах и акцентируют внимание покупателя на том или ином товаре более ярким пятном света. Их легко перенаправить, если состоится распродажа или прибыл новый товар.
Дополнительное освещение примерочных кабин осуществляется при помощи настенных накладных светильников или бра. В обязательном порядке они должны иметь возможность выключения самим покупателем, для того, чтобы примерять товар, как при ярком освещении, так и при более мягком общем освещении. Если примерочная кабина оснащена глухим потолком, то верхнее освещение организуется при помощи светодиодных панелей или светильников типа DOWNLIGHT.
Преимущества светодиодных светильников
Кроме существенной (в несколько раз) экономии электроэнергии, светодиодные светильники имеют еще ряд преимуществ перед галогенными и металлогалогенными лампами (МГЛ). Дело в том, что при применении МГЛ и галогенных ламп ткани, которые постоянно освещены ими выгорают, теряя яркость окраски. Этого не происходит при применении светодиодных источников света. Светодиодные лампы имеют исключительно высокую долговечность, экономия на обслуживании и замене ламп существенная.
Индекс цветопередачи, как уже было сказано выше, очень высокий у светодиодных ламп, это, несомненно, повышает уровень продаж товара.
Пример освещения торгового зала магазина одежды
Заказчиком заявлена освещенность зала в 1500 лк. Площадь помещения 470 кв. метров.
После проведенных расчетов в торговом зале установлено:
- карданных светильников мощностью 60 Вт и с оптикой 60 градусов — 110 шт.
- карданных светильников мощностью 30 Вт и с оптикой 60 градусов — 22 шт.
- светодиодных светильников типа DOWNLIGHT мощностью 24 Вт — 18 шт.
- трековых светильника мощностью 35 Вт — 66 шт.