Даже при существующем в настоящее время многообразии товаров есть люди, которые не могут подобрать себе одежду. Одно дело, если человек ограничен в выборе одежды из—за нестандартной фигуры, и другое — если ему просто ничего не нравится (цвет, фасон). Несмотря на высокий уровень обслуживания, ассортимент тканей и фактур, одной из актуальных проблем остается качество освещения магазинов одежды. В этом плане весьма показательным является случай, который произошел в одном из московских магазинов. Покупатель, выбрав пиджак серого цвета и выйдя из магазина, с удивлением обнаружил, что купил чудесный пиджак, но с зеленым оттенком. Вернувшись в торговый зал, он понял: при здешнем освещении ткань кажется абсолютно серой. Продавцам-консультантам же, воизбежании подобных казусов при таком освещении приходится применять чудеса красноречия, определяя оттенок ткани нашим скудным в этом отношении русским языком, — японцам это сделать, было бы легче, так как их язык богаче в определении цвета. Владельцы магазина не позаботились о качестве освещения, и покупатель больше не вернется в этот магазин.
Сейчас магазины одежды становится освещать все сложнее. Ткани, используемые при пошиве одежды, имеют все больше фактур и цветов. Существуют некоторые особенности демонстрации и продажи одежды.
Во-первых, планировка магазина должна обеспечивать удобный выбор одежды.
Во-вторых, торговое оборудование должно обеспечивать: полный и удобный обзор ассортимента, легкий доступ к товару, возможность его быстрой и простой замены персоналом магазина.
В-третьих, освещение должно удовлетворять общим и специальным критериям. В некоторых магазинах, в частности в магазинах спортивной одежды, принято использовать холодные тона света, в других мягкие теплые тона света, так как они ближе к тем условиям, в которых одежда из продаваемой ткани будет носиться. Но в любом случае свет должен распределяться равномерно, быть с высокой степенью яркости. Торговым предприятиям в виду большого многообразия тканей изделий, не только натуральных, но и искусственных, необходимо уделять пристальное внимание освещению в торговом зале. Только специалисты-светодизайнеры, имея достаточно богатый опыт проектирования, помогут подготовить любое помещение к эффективной демонстрации и продаже, сделают расчет освещения и подберут светильник.
Обычно магазины одежды располагаются в торговых центрах или в помещениях на первых этажах жилых домов, где нет больших панорамных окон, что не позволяет покупателям правильно определить цвет изделия. В идеале торговый зал должен быть просторным и светлым. В магазине должны быть высокие потолки (не ниже 3–3,5 м), хорошее освещение, потому что существуют ткани—хамелеоны, которые по—разному выглядят в зависимости от освещения. И тут на помощь приходят дизайнеры по свету. С помощью правильно подобранного освещения они помогут сделать зонирование помещения с акцентом на новые коллекции тканей. К тому же современные светильники позволяют сэкономить до 70% электроэнергии.
Как правило, в магазинах используется как общее, так и акцентное освещение.
Общее освещение необходимо для обеспечения видимости и задания общего тона всего помещения. Для данного вида освещения в торговых залах применяют светильники встраиваемые типа downlight. Это довольно популярный тип светильников. Они могут быть с различными источниками света галогенными, мателлогалогенными и компактными люминесцентными.
Наиболее распространенное освещение с использованием металлогалогенных ламп. Основным аспектом здесь является экономичность: при высокой световой отдаче они потребляют гораздо меньше энергии. Обычно металлогалогенная лампа служит до 10 000 часов. Другим аспектом здесь являются превосходные характеристики света, огромный выбор цветовых температур, начиная от самых теплых желтоватых тонов света, заканчивая холодными ярко-белыми тонами. Кроме того, свет, излучаемый такой лампой максимально приближен к дневному.
Поскольку основным назначением светильника downlight является сбор и перераспределение светового потока от источника света (лампы) в требуемом направлении, к точности геометрии светильника и к оптическим свойствам отражателя и рассеивателя этих светильников предъявляются повышенные требования. Цоколь светильника должен располагаться таким образом, чтобы лампа находилась в строго определенном месте внутри отражателя, даже незначительные отклонения в расположении цоколя ведут к ухудшению характеристик светораспределения.
Металлогалогенные светильники наиболее часто применяются в магазинах одежды, так как помогают наиболее четко передать цвета и оттенки окружающих предметов.
При проектировании освещения, светильники равномерно распределяются по площади торгового зала, обеспечивая ровное освещение всего пространства, без теней и черных углов.
В отличие от общего акцентное освещение в магазинах выполняет несколько иную функцию, оно предназначено для акцентного освещения постеров, манекенов, мест распродаж или новых коллекций. освещения стеллажей с тканями. Для этих целей используют встраиваемые поворотные светильники под галогенную или металлогалогенную лампу. При данном виде освещения важно правильно распределить светильники, чтобы линии светового потока не ослепляли покупателей излишней освещенностью. И если раньше специалисты светотехники советовали придерживаться уровня освещенности в торговом зале не более 700-1000 Lux, то сейчас можно встретить магазины, где данный показатель достигает 1500-1700 Lux. Это связано с желанием владельцев выделится ярким магазином среди конкурентов в череде галереи торгового центра. Желание понятно, но не всегда оправданно. Зачастую при высоком уровне освещенности покупателю находится в помещении не комфортно и возникает обратный эффект. Покупатель покидает такой магазин.
Конкуренция среди магазинов и салонов одежды высока. Не выдерживая, многие магазины закрываются. В последнее время все больше экспертов отмечают: профессиональный свет помогает магазинам выжить в мире конкуренции. Освещение — помощник в увеличении продаж и создания приятной атмосферы для покупки. Те, кто это понял, продолжают работать в этой области, и могут считаться настоящими профессионалами — ведь они постоянно выдерживают естественный отбор, характерный для этой отрасли.
По материалам компании