4 июня после подписания ряда соглашений с российскими компаниями топ-менеджмент «Сименс» ответил на ряд вопросов от представителей СМИ.
Что, по сути, подразумевает подписание нового соглашения о международном сотрудничестве между компанией «Сименс» и ОАО «РЖД»?
Дитрих Меллер, президент ООО «Сименс», филиал Siemens AG в России: Речь идет о самых разных проектах: и о подвижном составе, и по инфраструктурным изменениям. Скорее всего, вы слышали и о финансировании нескольких проектов для Сербии и Украины. Это поставки подвижного состава и нескольких локомотивов, произведенных совместно с группой «Синара». Сейчас начинается совместное производство поездов «Ласточка». Это означает, что у нас есть намерение их экспортировать. Однако необходимо помнить, что только РЖД заказало 1200 вагонов, сначала нужно удовлетворить эти потребности. Но, думаю, что в 2016 году наши поезда из Верхней Пышмы пойдут как минимум в Белоруссию, Казахстан, Украину.
Петер Лёшер, президент и председатель правления компании Siemens AG: С РЖД у нас широкие, сильные и глубокие отношения. Следующим крупным шагом (2015-20 гг.) в их развитии станет выход на рынки стран СНГ. В настоящее время там ведется работа, результаты которой позволят шагнуть еще дальше, т.е. и за пределы этих стран.
Какое оборудование «Сименс» производит в России для «Газпрома» и «Лукойла»?
Дитрих Меллер: Для «Лукойла» и «Газпрома» «Сименс» надежный партнер. Впрочем, как и для многих российских предприятий, в числе которых «Роснефть». Немалая часть оборудования — это компрессоры. 60 млн. евро «Сименс» выделил на предприятие в Перми по их производству для трубопроводов российской газовой и нефтяной промышленности. Для газоперекачивающих станций мы выпускаем электроприводы на заводе в Санкт-Петербурге. Если говорить об энергетике, то «Газпром энергохолдинг» планирует строительство завода газовых турбин в Санкт-Петербурге. Это часть нашей инвестпрограммы по газовым турбинам высокой мощности. Кроме того, многое делается по инжинирингу и НИОКР. В настоящее время идет обсуждение нескольких новых проектов, но это пока дело будущего. Могу лишь сказать, что они будет касаться производства малых газовых турбин и сопутствующего оборудования.
Насколько готова площадка в Пышме для выпуска электропоездов «Ласточка»? Каков уровень ее локализации?
Петер Лёшер: Первый заказ «Ласточки», если помните, включает 54 поезда. Первые 38 будут изготовлены в Германии, 16 — в России. Сейчас мы идем с опережением этого графика. К началу выхода поездов в России завод готов. Изначально уровень локализации в Пышме составит 20 процентов, в процессе производства — до 75%.
Дитрих Меллер: Добавлю следующее по Верхней Пышме. Завод уже был там и производил локомотивы. В 2012 году оттуда вышло 120 двухсекционных локомотивов и есть планы по расширению производства. На территории этой площадки мы строим абсолютно новый корпус для «Ласточки» площадью 100 тыс. кв. метров. Сейчас открыта первая очередь этого корпуса — 16 тыс. кв. метров. В 2014 году откроется вторая очередь для производства корпусов вагонов. Приблизительно около года займет сертификация и затем начнется производство. Т.е., где-то 2016 год.
Сейчас разрабатывается законопроект «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором, в частности, есть положение о создании 25 млн рабочих мест. Как «Сименс» может включиться в работу в связи с этим ожидаемым законом?
Петер Лёшер: Наша инвестиционная программа — 1 млрд евро. Поэтому я считаю, что это очень хороший показатель того, что мы не просто можем создавать рабочие места, а высокотехнологичные места. С помощью первых 400 млн. уже создано 2000 рабочих мест. Тот завод (ООО «Уральские локомотивы») по производству поездов для РЖД, о котором мы уже говорили, это хороший показатель. Результаты не заставили себя долго ждать: создан самый мощный локомотив («Гранит») в мире с тягой в 9000 тонн. За один рейс он может пересекать Уральские горы. Или «Сапсан», который по праву считается одним из лучших поездов по своевременности прибытия. Этот показатель составляет 99,6%. Такое возможно за счет использования уникальных технологий, которые могут предсказывать будущие возможные проблемы во время рейса. Внедрение таких решений позволило нам вместе с РЖД создать одну из лучших, по сравнению с другими странами, железнодорожных линий. Плюс, мы постоянно локализуем производство, принося в Россию самые высокотехнологичные решения и повышая производительность труда. К тому же, формируем цепь доверенных поставщиков, чтобы они могли создавать свои рабочие места. Это всегда было нашим подходом, поскольку речь идет о целых индустриальных проектах. Я упомянул лишь один пример. Сейчас нечто подобное реализуется в газотурбинной отрасли, где «Сименс» начинает сотрудничество с «Силовыми машинами». Инвестиции нашей компании составят 275 млн евро плюс самые современные технологии, промышленное программное обеспечение, расширение линии местных поставщиков. Т.е. мы будем делать то же, что с РЖД.
Какие заказы от металлургических предприятий присутствуют сегодня в портфеле «Сименса»?
Дитрих Меллер: «Сименс» один из основных мировых поставщиков оборудования для металлургических предприятий, поэтому в нашем портфеле есть заказы практически от всех ведущих предприятий России: НЛМК, с которым сегодня подписано соглашение, «Северстали», «Металлоинвеста», ММК, Нижнетагильский металлургический комбинат и др. Также поставляем оборудование для металлургических активов Ростеха. В частности, две недели назад в Верхнюю Салду — столицу российского титана. Если говорить об общем объеме заказов, то он составляет порядка 200 млн евро.
Тимур Жемлиханов, «ЭР»