Сжатие спроса на отечественном рынке алюминия в наибольшей степени сказалось на производителях алюминиевых профилей и кабельной продукции, считает Роман Андрюшин, директор «Русала» по сбыту на рынках России и стран СНГ. Однако, по мнению собеседника «Коммерсанта», уже сейчас можно говорить о позитивной динамике.
Несмотря на падение спроса, активная позиция «Русала», его огромная проектная работа с участниками рынка, с Министерством промышленности и торговли России и другими ведомствами позволила не только смягчить ситуацию, но и увеличить поставки алюминия на внутренний и зарубежные рынки. По итогам нынешнего года, продажи алюминия на рынок России и стран СНГ должны вырасти на 5%, до 800 тыс. тонн, причем 50% придется на сплавы с исключительными характеристиками.
Так, в 2016 году «Русал» освоил серийное производство алюминий-циркониевой катанки, используемой для изготовления высокотемпературных проводов линий электропередачи, востребованных в жарких регионах. Начаты поставки катанки из алюминиевых сплавов 8-й серии, применяемой для производства кабелей для внутренней проводки зданий (кстати, широко распространенных в применении, например, в Китае и США). Идет работа по перспективной теме алюминий-ионной батареи. Все это дает основания для дальнейшего роста и развития компетенций предприятия в области глубокой переработки алюминия.
По мнению Р. Андрюшина, основными секторами роста потребления в следующем году станут энергетический комплекс благодаря успешной квалификации отечественной кабельной продукции в странах ЕС и производство алюминиевого проката вследствие увеличения его поставок за пределы России.
В то же время, продолжает собеседник, вызывает беспокойство широкое применение контрафактных кабелей, которые становятся причиной пожаров в домах. В подобных кабелях сечение не соответствует принятым в России нормативам: попросту говоря, оно меньше, чем положено, поэтому такие кабели не выдерживают напряжение в сетях. Неслучайно Алюминиевая ассоциация и ассоциация «Электрокабель» подписали декларацию «Честная позиция», направленную на снижение количества подобной продукции на рынке.
В целом, 2017-й год готовит предприятию очень серьезные вызовы, потому что совокупность проектов и инициатив «Русала», участников рынка и Алюминиевой ассоциации должна способствовать выходу продаж на уровень докризисного 2007 года с показателями продаж на территории стран СНГ порядка 850-900 тыс. тонн алюминиевой продукции с увеличением доли сплавов до 55%.