Электрическая генерация

Как не разориться на зарядке: оптимизация энергопотребления в крупном электродепо

19 июля 2021 г. в 15:23

С увеличением количества электромобилей, в том числе в коммерческой эксплуатации, инфраструктура ночной зарядки для сотен автомобилей станет обычным явлением в городах. Однако одного лишь размещения точек зарядки будет недостаточно. Ситуация намного сложнее: многие автомобили и электробусы въезжают в депо и выезжают из него в разное время суток, у них разные потребности в энергии. К тому же тарифы на электричество обычно зависят от времени суток. Возможны и ограничения по мощности из-за недостаточного подключения к сети — как следствие, придется рассмотреть различные типы зарядных устройств. Задача состоит в том, чтобы своевременно заряжать автопарк необходимым количеством энергии при минимальных затратах. Чтобы справиться с этим уровнем сложности, депо необходимо использовать возможности искусственного интеллекта (ИИ) и «Интернета вещей» (IoT). О том, как это эффективнее сделать, рассказывает Тимоти Хьюз, менеджер по продукту программного обеспечения для электротранспорта в управлении «Интеллектуальная инфраструктура» компании «Сименс».

Подключение зарядных устройств и применение ИИ

Первым делом необходимо подключить зарядные устройства в депо к системе мониторинга и управления. Наиболее эффективно это достигается путем их присоединения к облачной системе IoT, которая собирает данные (обычно более двадцати параметров, в том числе о используемой энергии, напряжении или температуре) и позволяет отслеживать и контролировать зарядные устройства. В идеале подключение для управления различными зарядными устройствами в пределах станции обеспечивается через открытый протокол, например, через Open charge point protocol (OCPP).

Это первый шаг и основа для оптимизации мощности и энергопотребления в депо. Для этого необходимо учитывать все аспекты, относящиеся к эффективной зарядке, например, параметры транспортного средства (тип аккумулятора, максимальная скорость зарядки), параметры зарядной станции (максимальная мощность зарядного устройства, количество разъемов и т. д.), особенности счетов за электроэнергию (сборы за потребление, ставки времени использования) и, наконец, расписание транспортных средств (время въезда и выезда каждого транспортного средства, а также энергия, необходимая для запланированного маршрута). Как только эта информация, поступающая из разных источников — из системы управления депо, от поставщика электроэнергии депо и т. д., собрана и подготовлена, можно начинать оптимизацию.

Цель оптимизации — управление комбинированными графиками зарядки для каждого транспортного средства, при этом в ее рамках могут ставиться конкретные рабочие цели — допустим, минимально возможный счет за электроэнергию для депо. С одним транспортным средством это просто: электричество обычно стоит дешевле после 22:00, поэтому автомобиль дешевле зарядить после этого времени. С пятью автомобилями все еще возможно найти приемлемую комбинацию времени зарядки, но с несколькими сотнями автомобилей оптимизация быстро выйдет из-под контроля.

И здесь в игру вступают определенные умные математические и вычислительные мощности, называемые интеллектуальной зарядкой на основе ИИ, которые будут искать множество возможных графиков зарядки для каждого зарядного устройства и транспортного средства, чтобы предложить решения, обеспечивающие наименьшую стоимость (или другой набор целей). Это достигается за счет снижения общего потребления энергии или мощности в депо в дорогостоящие периоды времени. Оптимальные индивидуальные графики зарядки для каждой зарядной станции затем загружаются из облачной системы управления с использованием встроенных возможностей IoT зарядных станций.

Снижение эксплуатационных затрат на 40-50 % для крупного депо

Приведём пример, демонстрирующий возможности ИИ и показывающий, как он может помочь снизить эксплуатационные расходы для большого парка электромобилей. Представьте себе депо, в котором находится 150 автобусов, каждый из которых требует около 160 кВт·ч электроэнергии каждый день. Депо строит свою работу, предполагая, что автобусы возвращаются в депо в конце дня в три потока. При неконтролируемой зарядке каждое зарядное устройство запускается, как только оно подключено к сети, и это дает профиль мощности с двумя основными пиками 4,6 и 3,9 МВт в 21:00 и 2:00 соответственно, а также меньший пик примерно в 9:00.

Чтобы понять, что это значит для эксплуатационных расходов депо, примите во внимание, что у большинства коммерческих клиентов в счетах есть два платежа:

  • Счета за электричество: это плата за электроэнергию, которую они используют (кВт·ч), умноженную на цену за электроэнергию (долл. США/кВт·ч).
  • Плата за потребляемую мощность: это плата за необходимый объём электроэнергии. Это максимальная мощность (кВт), используемая в течение 15-минутного интервала максимальной нагрузки, умноженная на плату за потребление локальной коммунальной службы (долл. США/кВт).

    В большинстве городов есть тариф по времени использования, согласно которому плата за энергопотребление в определенное время дня дешевле. Очевидно, что для снижения эксплуатационных расходов депо должно использовать большую часть энергии, когда она дешевле всего.

    Рисунок 1
    Рис. 1. Примерный расчет затрат на электроэнергию для большого депо со 150 электробусами с неконтролируемой зарядкой на основе коммерческих тарифов на электромобили (тарифы на время использования) от PG&E

    Пример использования № 1. Сокращение расходов на электроэнергию

    Приведём пример: ставки на коммерческий электротранспорт, предлагаемые американским коммунальным предприятием PG&E, применяются к приведенному выше профилю мощности депо. Приблизительно 11 000 кВт·ч электроэнергии потребляется при пиковой нагрузке, 14 000 кВт·ч — при внепиковой нагрузке, и практически никакой нагрузки при использовании сверхвысокой скорости непиковой нагрузки. Ежедневные затраты на электроэнергию составят почти 5 000 долларов США. Чтобы сократить расходы, необходимо перенести потребление электроэнергии с пиковой нагрузки на непиковую. Также контролируется общий уровень мощности депо, чтобы минимизировать затраты на электроэнергию. Алгоритмы ИИ будут искать оптимальное решение, которое одновременно изменит использование энергии (смещение нагрузки), а также снизит максимальную мощность (уменьшение нагрузки) для депо. Это, по сути, многомерная проблема.

    Оптимальный профиль мощности для той же станции, определенный алгоритмами ИИ, изображен на рисунке 2. В него включены 150 индивидуальных графиков зарядки (по одному для каждого из 150 автомобилей), которые в сочетании позволяют сократить потребление энергии вне дорогостоящего периода времени, а также снизить общий уровень энергопотребления. В результате новый счет за электроэнергию составляет менее 3000 долларов США в день. Это экономит около 40 % и достигается без каких-либо эксплуатационных ограничений — график выдерживается, автобусы по-прежнему въезжают и покидают депо в нужное время и получают необходимую энергию для выполнения своих задач.

    Рисунок 2
    Рис. 2. Расчет примерных сборов за потребление для большого депо с парком в 150 электробусов с контролируемой оплатой с помощью программного обеспечения «Сименс» для управления депо на основе повременных сборов за электроэнергию согласно классификации услуг PG&E

    Пример использования № 2. Сокращение платы за потребление электроэнергии

    Плата за потребление зависит от его максимальной мощности и, как правило, от времени суток. Для снижения этих расходов есть два рычага: во-первых, уменьшение пиков мощности, а во-вторых, переключение нагрузки из области первичного спроса (то есть после 22:00). Например, компания Con Edison использует две схемы оплаты: одну — летом и другую — все остальное время в течение года. Летнюю оплату можно увидеть на рисунке ниже, где также показан профиль мощности депо (рис. 3). Очевидно, что пики, вызванные неконтролируемой зарядкой, имеют сильное финансовое влияние, а максимальный пик приходится на период с 9 до 21:30. В этот период задается высокая плата за электроэнергию (с 8:00 до 22:00), во все остальные часы стоимость ниже. Ежемесячная плата за электроэнергию составляет почти 162 000 долларов США.

    Рисунок 3
    Рис. 3. Расчет примерных платежей за электроэнергию для крупного депо со 150 электробусами с неконтролируемой зарядкой на основе повременных сборов за электроэнергию согласно классификации услуг Con Edison № 9

    Оптимизированный для искусственного интеллекта профиль мощности для депо (рис. 4) показывает значительное снижение общих пиковых значений с 4,6 до примерно 2,5 МВт. Более того, энергопотребление смещено из наиболее дорогостоящих промежутков времени. Вместе эти два улучшения могут снизить ежемесячную плату за потребление примерно на 50 % по сравнению с неконтролируемыми процессами зарядки. Как и в первом случае, это может быть достигнуто без последствий с точки зрения эксплуатации: автомобили заряжены и готовы к использованию в случае необходимости.

    Рисунок 4
    Рис. 4. Расчет примерных платежей за потребление электроэнергии для крупного депо с парком в 150 электробусов с контролируемой зарядкой с помощью программного обеспечения «Сименс» для управления депо на основе повременных сборов за электроэнергию согласно классификации услуг Con Edison № 9

    Краткие сведения

    Управление зарядкой в депо — ключ к экономичной и эффективной эксплуатации электрифицированного автопарка. Оно может значительно повысить мобильность экологичного транспорта. Для небольших автопарков управление нагрузкой (его иногда также называют «умной зарядкой») — ключевой инструмент для снижения как капитальных, так и операционных затрат. Такие передовые технологии, как искусственный интеллект, необходимо применять по мере роста парка машин. Хотя точные цифры варьируют в зависимости от объекта, затраты на электроэнергию могут быть снижены до 40 %, а сборы по запросу — до 50 %. Такой масштаб экономии имеет под собой экономическое обоснование и обладает важным значением для долгосрочного успеха электротранспорта.

    Источник: «Сименс АГ»

    👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

    Читайте также
    Новости по теме
    Объявления по теме

    ПРОДАМ: Автономное зарядное устройство для миниатюрных элементов питания

    Продам автономное зарядное устройство для миниатюрных элементов питания (например, типа СЦ и т. п., в т. ч. — импортных), которое позволяет подзаряжать севшие элементы и эффективно восстанавливать их утраченный заряд в любых условиях. Устройство собрано на базе миниатюрной солнечной батареи, в подключении к электросети не нуждается и требует для своей работы всего лишь любого освещения (солнечного или даже света настольной лампы). Габариты изделия 45×22×18мм (ударопрочный пластиковый корпус). Оптовая цена — 80р.
    Валентинович Виктор · "ERYDAN" · 26 апреля · Россия · Краснодарский край
    Автономное зарядное устройство для миниатюрных элементов питания

    ПРОДАМ: Электростанции, дизель генераторы от 10 до 500 кВт

    Электростанции от 10 до 500 кВт, (АД-10, АД-12, АД-30, АД-60, АЛ-100, АД-200, АД-500) с госхранения, стационарные, передвижные, напряжение 230/400 В, частота 50 Гц, род тока -переменный трехфазный, система охлаждения -радиаторная. Производство Россия. Гарантия. ООО «Звезда Сибири» Ремонт, продажа. Заключаем договоры на ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.
    Звездасибири Александр · Звезда-С · 25 апреля · Россия · Новосибирская обл
    Электростанции, дизель генераторы от 10 до 500 кВт

    УСЛУГИ: Аренда генератора на 9 кВт в Киеве

    Бензиновый генератор на 9 кВт от производителя ELEMAX SHT 11500 сдается в аренду компанией AC/DC Generators. Он позволит вам подключать любое оборудование, обеспечит 5 часов бесперерывной работы без дозаправки топливом. Плюс ко всему, вы сможете подключить к нему электроинструмент там, где в принципе не проведён свет. Эта электростанция обладает специальным мобильным корпусом, что дает возможность легко перемеать установку в нужно место. СКИДКИ НА АРЕНДУ ГЕНЕРАТОРОВ: от 3-15 суток скидка 10% от 15-30 суток скидка 20% от 30 суток скидка 30%
    Дзюбенко Андрей · ACDC Generators · 18 апреля · Россия · г Москва
    Аренда генератора на 9 кВт в Киеве

    ПРОДАМ: ЭТК «Энергия» представляет новую продукцию. Зарядные и пуско-зарядные устройства.

    Уважаемые партнёры! Рады представить вам новинку - зарядные и пуско-зарядные устройства Энергия Старт. В преддверии осенне-зимнего сезона, компания Энергия представляет новую продукцию в нашем ассортименте: — Импульсные зарядные устройства — Трансформаторные зарядные устройства — Пуско-зарядные устройства (трансформаторные) Зарядные устройство предназначено для зарядки аккумуляторов мотоциклов, автомобилей, аккумуляторов для ИБП. Зарядные устройства имеют защиту от перегрузки, перегрева, короткого замыкания, неправильной полярности. Они предназначены для длительной эксплуатации, умеют производить стандартные и быстрые зарядки аккумуляторных батарей напряжением 6-12-24 В, номинальной емкостью до 1000 ампер часов. Все наши зарядные устройства работают с тремя типами АКБ: С жидким электролитом (WET)С абсорбированным электролитом (AGM) С гелеобразным электролитом (GEL) Зарядки имеют компактные габариты и могут свободно перемещаться в нужное место. Для выбора зарядного устройства необходимо знать напряжение на клеммах аккумуляторной батареи и емкость. Зарядные устройства поступили на склад и их можно заказать уже сейчас.
    Рыжов Сергей · ЭТК Энергия · 22 апреля · Россия · г Москва
    ЭТК «Энергия» представляет новую продукцию. Зарядные и пуско-зарядные устройства.

    УСЛУГИ: Аренда нагрузочных стендов Crestchic для испытания генераторов

    Предлагаем в аренду нагрузочных стендов Предлагаем резистивные нагрузочные стенды Crestchic Loadbanks мощностью от 100 кВт до 2800 кВт в аренду для проведения пусконаладочных испытаний дизель-генераторных установок (испытание ДГУ). В стоимость аренды включены силовые кабели и оператор. Не требуют сборки и наличие фундамента. Название предприятия: ООО «Арендные решения» Город: Москва
    Тетель Игорь · Техника в движении · 22 апреля · Россия · г Москва
    Аренда нагрузочных стендов Crestchic для испытания генераторов
    Компания ANDELI GROUP является производителем широкого спектра низковольтного, трансформаторного и высоковольтного оборудования, а также электромонтажной арматуры и сварочного оборудования. Ассортимент производимой продукции насчитывает более 300 серий и свыше 10000 наименований.