В своей предыдущей статье я рассуждал о том, как меняется мир, и предлагал несколько идей, позволяющих преуспеть в эпоху стремительных изменений. Это отличный контекст для сегодняшней публикации: там описываются характер и значимость изменений, которые происходят в современном мире как на деловом, так и на социальном уровне.
На этот раз я хотел бы переключить внимание с условий, в которых работает компания, на условия внутри нее. Разумеется, эти понятия тесно связаны. Просто это удобный способ разделить тему на две публикации! Итак, давайте сконцентрируемся на структуре компании и ее важнейшем активе — людях.
Лидер поддерживает развитие навыков
В этом году мой коллега Уве Кюпперс опубликовал статью в блоге, где сравнил скорость изменения навыков, требуемых в промышленности, с законом Мура. Он пришел к выводу, что в современную эпоху перемен навыки, требуемые в промышленности, отличаются от тех, которые мы получали во время обучения, а в будущем они будут отличаться от того, чему мы можем научить сейчас. Это значит, что основополагающим навыком в вашей компании является способность продолжать обучение. Поэтому необходимо создать в ней атмосферу непрерывного обучения.
В этом плане промышленным компаниям полезно было бы взглянуть на то, как меняются подходы к образованию. Например, в школе моей дочери уроки проводят совсем не так, как во время моего обучения. В первую очередь сегодня школьники учатся учиться.
Например, каждый ребенок должен найти две темы для самостоятельного изучения. Одни выбирают языки, другие — программирование, а третьи — технические решения в играх. Школьники ведут дневник о своем опыте, описывают, каким образом они находят учебные материалы, что именно изучают и как.
Если бизнес-стратегия в эпоху перемен дает сотрудникам возможность и стимулы самостоятельно обучаться и выбирать направление для такого обучения, компания сможет удерживать и наращивать свои ценные кадры и поддерживать развитие навыков, необходимых для процветания.
Лидер поддерживает сотрудничество
Это качество в целом не нуждается в объяснениях, но его нельзя не упомянуть как важнейший аспект сильного лидера новой эпохи. Раньше лидеры были не такими гибкими и открытыми для новых идей. Сегодня все изменилось, но иногда еще можно встретить пережитки прошлого. До сих пор существуют компании с жестким вертикальным подходом к управлению.
При этом в лучших компаниях, наиболее приспособленных к эпохе перемен, руководство занимает позицию сотрудничества. Такая позиция позволяет быстрее реализовывать изменения, стимулирует ориентацию на задачи, проекты и решения, а также дает возможность самим сотрудникам двигать компанию вперед. Горизонтальная структура тоже требует сильного руководства: уверенная концепция и кредо компании помогают всем работать в одном направлении.
Лидер поддерживает корпоративную культуру
Развитие инклюзивной корпоративной культуры — это не просто правильный, а самый лучший подход. И вот почему. Различные взгляды, жизненный опыт и происхождение сотрудников делают компанию динамичной. В открытой среде, располагающей к сотрудничеству, они создают конкурентные преимущества. Никто не сомневается в том, что такое разнообразие помогает команде добиваться более высоких результатов. Кроме того, оно помогает сделать условия работы лучше, а сотрудников — счастливее, что, в свою очередь, привлекает в компанию больше ценных кадров.
Внедрение инклюзивной корпоративной культуры — это не просто соблюдение правил, исключающих дискриминацию на основе расы, религии возраста и пола. В частности, с инклюзивностью связаны не самые приятные факты — например неосознанные предубеждения. Для создания по-настоящему инклюзивных условий требуется позитивный подход, источником которого должно выступать руководство высшего звена. Мой коллега Кевин Карпентер недавно опубликовал превосходную статью на эту тему: Как понять, ценит ли ваша компания разнообразие и инклюзивность.
Лидер поддерживает адаптацию
Я уже упоминал, что в прошлом руководство было более жестким и авторитарным. В те времена наиболее ценным качеством лидера считался высокий IQ — коэффициент интеллекта. В последнее время баланс сместился в сторону EQ — коэффициента эмоционального интеллекта.
Это позволило успешным лидерам комбинировать возможности сотрудников и достигать беспрецедентных результатов. Недавно я с удовольствием прослушал выступление Амина Туфани о ценности AQ — коэффициента адаптивности.
Амин очень точно говорит о способности сохранять гибкость во времена перемен: «Если мир стремительно меняется, то способность адаптироваться к этим изменениям — важнейшая предпосылка для успеха». Важно отметить, что адаптивности можно научить, то есть вы можете улучшить этот навык и у себя, и у всего руководства своей компании.
Успешный лидер в эпоху стремительных перемен должен сам принять перемены. Для этого нужно проанализировать изменения на рынке и внутри компании, чтобы внедрить передовой опыт и расширить возможности своего важнейшего актива — сотрудников.
Изменения не остановить. Преуспеют те лидеры, которые готовы их принять и адаптироваться.
Автор: Thomas Donato, President, EMEA, Rockwell Automation