Распоряжение Правительства РФ от 19 апреля 2018 г. № 703-р по факту формализовало «перезагрузку» энергетической эффективности, вводя в действие «Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации», и:
- даже не учитывая почти год обсуждения проекта Минэкономразвития России «Энергоэффективность 2.0» (опубликован в мае 2017) 6 месяцев официальной реализации Плана должны были принести сколь значимые результаты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- за это время субъектам РФ стоило выработать единую стратегию и объединиться для решения задач Комплексного плана, ведь только «собравши пальцы в один кулак, можно крепко ударить».
В действительности все пошло по традиции — совсем не так, как следовало и наглядный тому пример — Ханты-Мансийск и Тюмень в «перезагрузке» энергетической эффективности.
Реальная реализация «Комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации» в стране.
Первым и едва ли не единственным, кто начал действовать в направлении «перезагрузки» энергоэффективности стал московский регион, хотя Постановление Правительства Московской области от 19 июня 2018 года N 390/21 «О Порядке осуществления регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Московской области и внесении изменения в Положение о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области» свидетельствует больше, об административной, а не масштабной и разнонаправленной реальной деятельности.
Тем не менее, в московской области «сверху донизу», пусть и рефренами, но были заложены нормативно-правовые основы для реализации определенной доли мероприятий комплексного плана, хотя:
- для нормирования продолжают использоваться требования СП 50.13330.2012, актуализация которого по Комплексному плану должна пройти до конца текущего года, а изменения Постановления Правительства РФ от 20.05.2017 N 603 видимо отложены «до лучших времен;
- основными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности остаются внедрение энергосберегающего освещения и установка приборов учета, т.е. то же, что и до «перезагрузки», в то время, как действующим РД 34.09.254 не только формализована в качестве основных мероприятий энергосбережения установка устройств переменного тока для компенсации реактивной мощности в электрических сетях энергосистем (КРМ, УКМ, УКРМ и др.), но и приведены данные по значительной эффективности таких мероприятий в распределительных сетях.
Ханты-Мансийск и Тюмень в «перезагрузке» энергетической эффективности
Показательными в том, как «в команде» работают регионы в решении федеральных задач стали Тюменская область и территориально входящий в ее состав Ханты-Мансийский автономный округ, т.е. «соседи ближе некуда», действующие сегодня в рамках Государственной программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа «Сотрудничество». Так:
- Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийский автономный округ работают по реализации Государственной программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2018 — 2025 годы и на период до 2030 года» с изменениями, внесенными Постановлением Правительства ХМАО от 14.09.2018 № 297-П и в программу внесен емкий пакет мероприятий, в том числе и по интеграции в электрические сети (и сегменты сетей) установок компенсации реактивной мощности КРМ, УКРМ, УКМ;
- Тюмень и Тюменская область буквально игнорируют вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а самая «свежая» программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Тюменской области» на 2010-2020 годы утверждена распоряжением Правительства Тюменской области № 1565-рп еще в октябре 2009 года.
Стоит ли ждать реального эффекта от перезагрузки энергоэффективности в стране при такой работе регионов — вопрос больше риторический, однако:
- пока прошло только полгода, а план рассчитан аж до 2030;
- согласно п.3 Плана Минэкономразвития России должно мониторить его выполнение и давать отчет Правительству РФ раз в полгода, т.е. возможно отдельные регионы «пришпорят» на федеральном уровне;
- надежда всегда умирает последней.