Автоматизированные системы управления технологическими процессами и техническими средствами железнодорожного транспорта. Требования к функциональной и информационной безопасности программного обеспечения и методы контроля
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»).
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 058 «Функциональная безопасность».
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 апреля 2023 г. № 258-ст.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
Введение
Настоящий стандарт разработан с целью повышения безопасности и бесперебойности функционирования автоматизированных систем управления технологическими процессами и техническими средствами железнодорожного транспорта за счет комплексного подхода к обеспечению и оценке функциональной и информационной безопасности их программного обеспечения. Такой подход способствует исключению или снижению вероятности возникновения различных видов ущерба от возможных транспортных происшествий, возникающих вследствие реализации угроз безопасности, связанных с функционированием программного обеспечения.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемое (модернизируемое) или приобретаемое у поставщика программное обеспечение (ПО) следующих автоматизированных систем управления технологическими процессами и техническими средствами железнодорожного транспорта (АСУ ЖТ) и их составных частей (устройств), которые выполняют функции контроля и управления технологическим оборудованием, техническими средствами (исполнительными устройствами) и технологическими процессами управления и обеспечения безопасности движения поездов:
- систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях, сортировочных горках и железнодорожных переездах, перегонах железнодорожных линий, систем диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов, в том числе автоматизированных систем оперативного управления технологическими процессами;
- систем и устройств железнодорожного электроснабжения;
- систем и устройств железнодорожной электросвязи.
Настоящий стандарт не распространяется на ПО систем, комплексов и устройств управления, контроля и безопасности, которыми оснащается железнодорожный подвижной состав. Соответствующие требования и методы контроля для ПО систем, комплексов и устройств управления, контроля и безопасности железнодорожного подвижного состава установлены в ГОСТ 33435, ГОСТ 34009 и ГОСТ 34673.3.
Настоящий стандарт устанавливает требования к функциональной и информационной безопасности ПО АСУ ЖТ, а также порядок и методы контроля соответствия этим требованиям.
Настоящий стандарт применяют:
- при формировании требований к функциональной и информационной безопасности ПО АСУ ЖТ, согласовании технических заданий, технических условий и заданий по безопасности на ПО АСУ ЖТ или на АСУ ЖТ в целом, проводимых на стадии разработки АСУ ЖТ и входящего в их состав ПО;
- организации оценки функциональной и информационной безопасности ПО АСУ ЖТ, выполняемой на всех стадиях жизненного цикла АСУ ЖТ и входящего в их состав ПО;
- заключении договоров на закупку (поставку) и при приемке ПО АСУ ЖТ и АСУ ЖТ в целом (с входящим в их состав ПО).
👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках