Новая энергетика – без углерода и кислорода

6 ноября 2002 г. в 10:58

Современная наука мобилизовала себя на борьбу с углекислым газом — продуктом горения. При этом все как бы смирились с тем, что выработка энергии неизбежно связана с ростом содержания в атмосфере Земли углекислого газа. Однако ученые ищут пути уменьшения количества СО2 в природном кругообороте веществ. И вот уже появились идеи подлинно революционные: решительно изгнать углерод и кислород из энергетики, построив ее на совершенно других элементах. На одной из химических фабрик в Германии на складе вдруг начал “кипеть” кремний, хранившийся в состоянии тонко измельченного порошка в атмосфере азота. Никаких неприятностей не произошло, но загадочное поведение всегда спокойного элемента — кремния — озадачило руководителей предприятия. История дошла до профессора химии Норберта Аунера из Франкфурта-на-Майне. И она взбудоражила его, наверное, не меньше, чем Колумба, когда тот услышал от матросов: “Видим землю!”. А дело в следующем. У Аунера уже давно зародилась мысль, что энергию можно получать не только традиционным образом, сжигая в кислороде углерод, но также химическим путем, при взаимодействии других элементов. Взоры ученого, естественно, обращались к тем из них, запасов которых на планете не меньше, чем нефти, угля, газа. Более детальное исследование случая, произошедшего на фабрике, выяснило, что в одной емкости с кремниевой пылью и азотом оказались следы окисла меди. Очевидно, присутствовавший в емкости чистый азот тоже был вовлечен во взаимодействие. Возникла реакция, которая противоречила всему опыту обращения с таким инертным элементом, как азот. Но факт остается фактом: реакция произошла, и в день, когда на фабрике “закипел” кремний, пришлось приложить немало сил, чтобы успокоить “вскипевшую” пыль. Как выяснилось, кремний способен весьма энергично соединяться с азотом. Стартовая температура для начала реакции - 500 градусов; второе условие: кремний должен быть очень тонко измельчен. Окисел же меди играет роль катализатора. Ценность этого случайного открытия не подлежала сомнению. Если кремний так легко горит (а он — составная часть песка), не станет ли этот элемент главным топливом человечества в будущем? Во-первых, наша планета богата песками, а во-вторых, горение в азоте не сопровождается выделением в атмосферу парниковых газов, прежде всего — двуокиси углерода. Новое горение оставляет после себя тот же песок, только не на кислородной, а на нитратной основе. В идеале можно представить себе такую картину: человек отказывается от использования угольных и нефтяных запасов, электростанции получают кремниевую пыль, автомобили этой же пылью заправляются на станциях и там же выгружают мешки с “золой” — песком. Конечно, было бы не совсем грамотно провозгласить: “Песок — нефть будущего”. Ведь песок не горит, горит кремний. В природе кремний в чистом виде не встречается и чтобы его получить из песка, надо израсходовать энергию, к тому же немалую. Она уходит главным образом на то, чтобы отщепить атомы кислорода от атомов кремния. Но эти энергетические затраты будут с лихвой возмещены за счет соединения с азотом. Профессор Аунер предполагает, что фабрики восстановления кремния выгоднее располагать в экваториальных пустынях, где есть все необходимые условия для производства: песок, воздух и солнечная энергия. Она, вырабатывая ток, приведет в действие реакторы, восстанавливающие кремний. Подобным образом гелиоэнергетические установки могут расщеплять и воду на кислород и водород. Водород — превосходное топливо: сгорая, он выделяет много тепла, оставляя после реакции лишь воду. В этом тоже есть заинтересованность. Крупнейшие автомобильные фирмы — “Даймлер-Крайслер” и “Форд” — рассматривают водород в качестве заменителя бензина. Правда, водород перед транспортировкой надо превратить в жидкость, а для этого его приходится охлаждать до минус 253 градусов, так что техника снабжения топливом получится очень дорогой. Кроме того, смесь водорода с кислородом — взрывчатый газ огромной силы, а следовательно, обращение с ним связано с немалыми трудностями. От всех такого рода проблем, свободна работа с кремнием — блоки этого топлива могут путешествовать на любом виде транспорта, им не страшны открытые источники тепла, даже такие, как сварочные горелки. Пока блок не измельчен в пыль, он не горюч. Но в пылевидном состоянии он так же опасен, как водород. Есть, однако, сомневающиеся в верности пути, намеченного профессором Аунером. Их главный аргумент “против”: “Если в пустыне будут получать ток для восстановления кремния, то не лучше ли посылать вместо блоков энергию, как обычно, по проводам?”. Современные линии электропередач, использующие постоянный ток высокого напряжения, при передаче энергии на расстояние в 3000 километров теряют около 20 процентов мощности. И тем не менее это в денежном выражении намного меньше того, во что обойдется морская транспортировка будущей энергии в виде блоков кремния. Но как тогда быть с автомобильным транспортом, который также предлагается перевести на кремниевое питание? Сегодня говорить о практическом воплощении замыслов профессора Аунера еще рано. Производство чистого кремния дорого, и на рынке его мало. Главным потребителем кремния выступает промышленность, изготовляющая компьютеры и другую электронику. Остальным достаются крохи. Правда, гелиоэнергетическое оборудование тоже требует для своих батарей немного кремния. Мировое потребление его для солнечных панелей не достигает и тысячи тонн, но и эти тонны гелиотехники получают с трудом. Конечно, надо преодолеть множество технологических проблем, на что, по оценке Аунера, уйдет от десяти до двадцати лет, пока технические аспекты созреют и воплотятся в проекты. “Но химическая сторона дела, — утверждает профессор, — ясна!” “Золой” новой энергетики будет служить кремненитрид. Из него можно получать дешевый аммиак, пригодный для производства азотистых удобрений. Кстати, сегодня в мире выпускается 100 миллионов тонн аммиака. Производство его связано с неудобствами и обходится довольно дорого. “Если человечество перейдет к кремнию, — считает профессор Аунер, — азотистые удобрения появятся у нас в изобилии”. Но это не все. Н. Аунер рассмотрел возможность замены углерода на кремний во многих отраслях хозяйства. Из аммиака, например, если он будет дешев, можно получать водород и к тому же много эффективнее, чем из воды: его производство обойдется примерно в одну десятую сегодняшней стоимости. Особого успеха ученый ожидает и от заправки автомобиля не бензином, а кремнием. Идея, правда, не нова, еще тридцать лет назад немецкие химики фирмы “Вакер” поставили опыты с автомобилем, бак которого заполнили вместо бензина кремнийсодержащей жидкостью — тетраметилсиланом. Она при сжигании давала столько же энергии, что и бензин. К сожалению, в семидесятых годах опыты прекратились: песок, образовывавшийся при горении, останавливал мотор. Сейчас Аунер видит выход из этого затруднения. По его мнению, надо часть ответственных деталей мотора заменить на керамические. Но как бы там ни было, впервые высказана идея новой энергетики! В Периодической системе элементов Менделеева углерод и кремний стоят рядом, по химическим особенностям они во многом схожи. “Для меня остается загадкой, — говорит профессор Норберт Аунер, — почему никто не догадался... Ведь все лежит на поверхности”.

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Публикации по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Установки для приготовления экзотермического газа ЭК-80

ОАО «ЭЛЕКТРОТЕРМОСВАР» продает со склада в Московской области установки ЭК-80 производства ООО «ЗЭТО» (Молдова), предназначенные для приготовления экзотермической контролируемой атмосферы путем сжигания углеводородных газов. Экзотермическая атмосфера используется в операциях отжига малоуглеродистых сталей, меди, бронзы медноникелевых сплавов; нормализации, спекании и пайки в печах малоуглеродистых сталей, продувки термических печей и аппаратов.
Мельников Николай · ЭЛЕКТРОТЕРМОСВАР · 11 апреля · Россия · г Москва
Установки для приготовления экзотермического газа ЭК-80

ПРОДАМ: Вихревые расходомеры "ЭМИС-ВИХРЬ 200", "ЭМИС-ВИХРЬ 205"

Вихревые счетчики применяют для измерения текущего расхода газа, пара, жидкостей: — водорода, кислорода, перегретого, насыщенного пара, углекислого и сжатого газов — неэлектропроводных, загрязненных, взрывоопасных, агрессивных жидкостей (вязкостью до 7 мПа*с), — воды и теплоносителей в системах ХВС, ГВС, — отопления в промышленности, коммунальном хозяйстве. — Чаще всего расходомер применяется для учета расхода нефти с водой и нефтепродуктов невысокой вязкости. Особенно актуален расходомер для учета сточных вод. — Вихревой преобразователь расхода ЭМИС — Высокая стабильность работы обеспечивается за счет: — Сохранения точности измерений при изменении параметров процесса; — Устойчивости сенсора к гидроударам; — Отсутствия движущихся частей; — Стабильной работе при высоких температурах; — Обеспечения низких потерь давления по сравнению с сужающими устройствами; — Адаптивной настройки обработки сигнала на базе рядов Фурье, что снижает влияние вибрации на точность измерений; — Контроля достоверности метрологических характеристик. Счетчик не требует периодической перекалибровки, а диагностика и замена узлов производится без демонтажа. Доставляют счетчики только после прохождения обязательного пролива на поверочном стенде. Удаленная передача данных, настройка, поверка приборов (через RS-485 на базе протокола Modbus RTU) позволяют снижать расходы на обслуживание. Счетчик имеет широкий динамический диапазон измерений; важным преимуществом является наличие конструктивного исполнения с коническими переходами. Вихревой расходомер пара, газа, жидкости Высокая точность измерений позволяет использовать вихревой счетчик газа и пара для коммерческого учета в составе теплосчетчиков и счетчиков пара — учет насыщенного и перегретого пара — учет попутного нефтяного газа (ПНГ) — учет природного газа При покупке любого прибора мы предоставляем вам поддержку при проектировании, разработке комплексов и измерительных систем, индивидуальном подборе. В зависимости от...
Отдел Продаж · ЭМИС · Вчера · Россия · Челябинская обл
Вихревые расходомеры "ЭМИС-ВИХРЬ 200", "ЭМИС-ВИХРЬ 205"

ПРОДАМ: Газовый генератор 200 кВт, АГ-200, АГП-200, ЭГП-200, ГПУ-200, ГПЭС-200 (цена от 5.500.000 руб.)

Газовые генераторы 200 кВт, АГП-200, АГ-200, ЭГП-200, ГПУ-200, ГПЭС-200 (в открытом и контейнерном исполнении, с когенерацией тепла) Основные технические характеристики газогенераторной электростанции 200 кВт на базе двигателя ЯМЗ-7514.Г: Наименование параметра Единицы измерения Значение Тип охлаждения Радиаторный Номинальная мощность (длительная) кВт / кВА 200 / 250 Максимальная часовая мощность кВт / кВА 220 / 275 Род тока переменный трехфазный Номинальное напряжение В 400 Номинальная частота Гц 50 Номинальный коэффициент мощности 0, 8 Номинальный ток А 360 Частота вращения вала двигателя мин-1 1500 Давление газа кг/см² 0, 5-5 Удельный расход топлива при номинальной мощности м3/ч 60 Система охлаждения 53 Система смазки 34 Габаритные размеры без кожуха мм длина x ширина x высота 2950 x 1320 x 1610 Масса сухого агрегата Кг 2960 Ресурс до капитального ремонта м.ч. 50000 Первичный двигатель ЯМЗ-7514.Г Генератор синхронный LSA 46.2 «Leroy Somer» Франция (или аналог) Пульт (щит) управления АГ-200.1 (ЩАУ-200.1) Комплектация и описание газового генератора АГ-200С-Т400-1Р в открытом исполнении на базе двигателя ЯМЗ-7514.Г: • Двигатель газопоршневой ЯМЗ-7514.Г (V8 с турбонаддувом) оборудованный: зарядным генератором и стартером; газовым редуктором; системой топливоподачи; • Генератор силовой синхронный: LSA 46.2 «Leroy Somer» Франция (или аналог); • Система охлаждения: система охлаждения водяным радиатором РВ-240; охладитель надувочного воздуха типа «воздух-воздух»; система охлаждения масла со встроенным в двигатель жидкостно-масляным теплообменником; • Система выпуска с глушителем шума; • Система впуска с воздушными фильтрами; • Тосол в системе охлаждения двигателя; • Дизельное масло в системе смазки двигателя; • Комплект АКБ 6СТ-190 и соединительный кабель; • Пульт (щит) управления 1-й степени автоматизации с ручным запуском - цифровой дисплей русифицированный на базе контроллера InteliLite NT MRS 11/16 «ComAp» (или...
Султанов Вугар · ООО КОМПАНИЯ "ДИЗЕЛЬ-СИСТЕМ" · 17 апреля · Россия · Ярославская обл
Газовый генератор 200 кВт, АГ-200, АГП-200, ЭГП-200, ГПУ-200, ГПЭС-200 (цена от 5.500.000 руб.)

ПРОДАМ: Газовый генератор 250 кВт, АГ-250, АГП-250, ЭГП-250, ГПУ-250, ГПЭС-250 (цена 6.700.000 руб.)

Газовые генераторы 250 кВт, АГП-250, АГ-250, ЭГП-250, ГПУ-250, ГПЭС-250 (в открытом и контейнерном исполнении, с когенерацией тепла) Основные технические характеристики газогенераторной электростанции 250 кВт на базе двигателя ТМЗ-8435.Г: Наименование параметра Единицы измерения Значение Тип охлаждения Радиаторный Номинальная мощность (длительная) кВт / кВА 250 / 313 Максимальная часовая мощность кВт / кВА 275 / 344 Род тока переменный трехфазный Номинальное напряжение В 400 Номинальная частота Гц 50 Номинальный коэффициент мощности 0,8 Номинальный ток А 450 Частота вращения вала двигателя мин-1 1500 Давление газа кг/см² 0, 3-5 Удельный расход топлива при номинальной мощности м3/ч 75 Система охлаждения 68 Система смазки 34 Габаритные размеры без кожуха мм длина x ширина x высота 3200 x 1350 x 1850 Масса сухого агрегата Кг 3200 Ресурс до капитального ремонта м.ч. 50000 Первичный двигатель ТМЗ-8435.Г Генератор синхронный «Leroy Somer» (или аналог) Пульт (щит) управления 1-й степени автоматизации АД-250.1 (ЩАУ-250.1) Комплектация и описание газового генератора АГ-250С-Т400-1Р в открытом исполнении на базе двигателя ТМЗ-8435.Г: • Двигатель ТМЗ-8435.Г оборудованный: зарядным генератором и стартером; газовым редуктором; системой топливоподачи; заслонкой аварийного останова; • Генератор силовой синхронный: LSA 46.2 VL12 «Leroy Somer» (Франция); • Система охлаждения: водяным радиатором РВ-300; встроенный в двигатель охладитель надувочного воздуха (ОНВ); система охлаждения масла со встроенным в двигатель водомасляным радиатором (ВМР); • Тосол в системе охлаждения двигателя; • Дизельное масло в системе смазки двигателя; • Комплект АКБ и соединительный кабель; • Пульт (щит) управления 1-ой степени автоматизации с ручным запуском - цифровой дисплей русифицированный на базе контроллера InteliLite NT MRS 11/16 «ComAp» (или аналог): первая степень автоматизации - запуск станции по команде оператора с лицевой панели шкафа; ...
Султанов Вугар · ООО КОМПАНИЯ "ДИЗЕЛЬ-СИСТЕМ" · 17 апреля · Россия · Ярославская обл
Газовый генератор 250 кВт, АГ-250, АГП-250, ЭГП-250, ГПУ-250, ГПЭС-250 (цена 6.700.000 руб.)

ПРОДАМ: Газовый генератор 315 кВт, АГ-315, АГП-315, ЭГП-315, ГПУ-315, ГПЭС-315 (цена от 8.700.000 руб.)

Газовые генераторы 315 кВт, АГП-315, АГ-315, ЭГП-315, ГПУ-315, ГПЭС-315 (в открытом и контейнерном исполнении, с когенерацией тепла) Основные технические характеристики газогенераторной электростанции 315 кВт на базе двигателя ЯМЗ-8503: Тип охлаждения Радиаторный Номинальная мощность (длительная) 315 кВт / 394 кВА Род тока переменный трехфазный Номинальное напряжение 400 В Номинальная частота 50 Гц Номинальный коэффициент мощности 0,8 Номинальный ток 570 А Частота вращения вала двигателя 1500 об/мин. Давление газа 0.2-6 кг/см² (0.019-0.58 МПа) Удельный расход топлива при номинальной мощности (0,3 м3/ч х 1 кВт) 95 м3/ч Удельный расход масла (% от расхода топлива) 0,3 % Система охлаждения 150 л Система смазки 65 л Габаритные размеры в открытом исполнении (ДхШхВ) 4600 x 1500 x 2340 мм Масса сухого агрегата 4700 кг Ресурс до капитального ремонта 50000 м/ч Первичный двигатель ЯМЗ-8503.Г Генератор синхронный «Leroy Somer» (Франция), Stamford «Cummins Inc» (Англия), «Linz Electric» (Италия) Щит управления ШУГГ-100 на базе контроллера «Huegli Tech» HT-GC-600 Швейцария, InteliLite NT «ComAp» Чехия, «Lovato» Италия, «Motortech» Германия Комплектация и описание газового генератора АГ-350С-Т400-1Р в открытом исполнении на базе двигателя ЯМЗ-8503.Г • Двигатель ЯМЗ-8503.Г (V12 с турбонаддувом) оборудованный: зарядным генератором и стартером; газовым редуктором; системой топливоподачи; заслонкой аварийного останова; • Генератор силовой синхронный: LSA 47.2 «Leroy Somer» (Франция); • Система охлаждения: водяным радиатором РВ-400; встроенный в двигатель охладитель надувочного воздуха (ОНВ); система охлаждения масла со встроенным в двигатель водомасляным радиатором (ВМР); • Тосол в системе охлаждения двигателя; • Дизельное масло в системе смазки двигателя; • Комплект АКБ и соединительный кабель; • Пульт (щит) управления 1-ой степени автоматизации с ручным запуском - цифровой дисплей русифицированный на базе контроллера InteliLite NT MRS 11/16 «ComAp»...
Султанов Вугар · ООО КОМПАНИЯ "ДИЗЕЛЬ-СИСТЕМ" · 17 апреля · Россия · Ярославская обл
Газовый генератор 315 кВт, АГ-315, АГП-315, ЭГП-315, ГПУ-315, ГПЭС-315 (цена от 8.700.000 руб.)
Один из ведущих российских поставщиков и производителей светотехнического и электротехнического оборудования под брендом IEK®, оборудования промышленной автоматизации ONI® и продукции ITK® для IT технологий.