При поддержке Минобрнауки в Москве официально запустилась «Российская национальная платформа открытого образования», созданная ведущими вузами страны. Планируется, что уже через несколько лет на бесплатных онлайн-курсах будет заниматься миллион студентов из России и других стран. А их виртуальные оценки попадут в настоящие дипломы и резюме. Теперь пользователи смогут за несколько месяцев получить знания по конкретной специальности, вместо того чтобы три-пять лет изучать огромное количество зачастую ненужных предметов.
Самая известная подобная онлайн-платформа, Coursera, была создана в 2012 году преподавателями Стэнфордского университета. Всего за несколько лет аудитория Coursera выросла до 11 миллионов слушателей, с порталом сотрудничает около 120 вузов, в том числе и российские.
«Онлайн-образование и образовательные платформы — это настоящий прорыв. Мы уверены, что в будущем финансовое состояние человека, его социальный статус, пол или место жительства не смогут помешать получить качественное образование и прийти к успеху», — рассуждает президент образовательной платформы edX Анант Агарвал.
Несколько лет назад правительство Франции спонсировало создание портала FUN с бесплатными курсами французских вузов, в Великобритании работает аналогичный сайт Futurelearn, в Китае при серьезной поддержке государства запустилась национальная платформа XuetangX. Создавая курсы на национальном уровне, власти хотят продемонстрировать качество образования в стране, привлечь иностранных абитуриентов, профессоров и, разумеется, инвестиции.
В России национальную образовательную платформу создали восемь ведущих российских университетов, которые уже имели опыт разработки онлайн-курсов: МГУ, НИТУ МИСиС, ВШЭ, МФТИ, ИТМО, УрФУ, СПбГУ и СПбПУ. Каждый университет вложил в проект не менее 50 миллионов рублей и теперь должен представить за год минимум десять учебных курсов от лучших своих преподавателей. Предполагается, что позже к проекту после тщательного отбора смогут присоединиться и другие вузы.
«При создании курсов мы используем современный подход, который с успехом работает на лучших зарубежных площадках. Профессор-создатель курса специально для «Национальной платформы открытого образования» перерабатывает привычную часовую лекцию, добавляет мультимедийные материалы (инфографику, анимацию), разработанные при помощи веб-дизайнеров и программистов. В итоге слушатель получает полноценный курс, состоящий из небольших уроков, буквально по 10–15 минут», — рассказывает «Коммерсанту» ректор НИТУ МИСиС Алевтина Черникова.
При необходимости, вводятся различные виды проверки знаний, проводятся занятия на тренажерах и в виртуальных лабораториях. Кроме собственно лекций слушатель онлайн-курсов может общаться на специальном форуме с другими студентами. Обучение на национальной платформе будет бесплатным – никаких ЕГЭ или вступительных экзаменов не предусмотрено. Пока на ней запущено 46 учебных онлайн-курсов.
«Вузы-учредители разработали специальный документ, который устанавливает жесткие критерии к формату и содержанию курсов, — рассказывают авторы платформы. — Фактически курсы должны соответствовать государственным требованиям к содержанию того или иного предмета. Это, кстати, тоже российская новация — за рубежом делают курсы любого уровня, далеко не всегда они действительно качественные. Наш принцип: слушатель, который прошел такой курс, должен знать и уметь то же самое, что и студент, изучавший его в аудитории вуза».
«В настоящее время проводится работа по созданию специализированных центров достоверной проверки результатов обучения, цель которых — финальная аттестация пользователей. После изучения онлайн-курса у обучающегося будет возможность выбора: сдать экзамен профессору-создателю курса или в специализированном центре», рассказывает ректор НИТУ МИСиС.
Первые занятия на платформе начнутся в конце сентября, но записаться на них можно уже сейчас. «По мировой статистике, 15–20% слушателей MOOC — это абитуриенты. Если раньше значительная часть школьников выбирала вуз по совету родителей или даже просто поближе к дому, то теперь старшеклассники хотят сделать осознанный выбор. И онлайн-курсы помогают в этом, показывают сильные стороны вуза, дают представление о программе», полагают авторы платформы.
В нашей стране уже есть подобные порталы — «Универсариум», UNIWEB, «Арзамас».
Тем не менее, «российский рынок до сих пор остается пустым — в стране существует большое количество людей, которых можно заинтересовать дистанционным обучением. Пространство для работы огромно», уверен Дмитрий Гужеля, основатель «Универсариума».
«Онлайн-курсы никогда не заменят традиционную модель образования, уверен Анант Агарвал.— Но внедрение такого смешанного обучения в учебный процесс заметно его улучшит. Онлайн-курсы смогут высвободить больше времени преподавателей и студентов на дискуссии, практические занятия, общение, совместное решение возникших проблем».