По приглашению Российского экспортного центра (РЭЦ) российский электротехнический концерн «Русэлпром» принял участие в работе Красноярского экономического форума «Россия: Стратегия 2030». На панельной дискуссии «Экспорт 2030. Что можно сделать уже сегодня?» выступил Родион Сурков, коммерческий директор по ключевым клиентам ТД «Русэлпром». Приглашение концерна в качестве эксперта по экспортным вопросам является результатом тесного взаимодействия и финансовой поддержки РЭЦ, «ЭКСАР» и Росэксимбанка. По итогам последних двух лет «Русэлпром» признан ведущим экспортером электродвигателей и генераторов. Для выполнения крупных экспортных контрактов с Кубой, Вьетнамом, Швецией, Узбекистаном и др. компания получила финансирование на сумму более чем в 10 млн евро.
Основной темой дискуссии стало обсуждение возможностей по поддержке экспорта, помимо тех инструментов, которые уже применяются российскими производителями, что требуется подкорректировать или улучшить. Как отметил Родион Сурков в своем выступлении, проблемам экспортеров машиностроительной продукции в последнее время уделяется значительное внимание. Кроме развития институтов содействия экспорту реализуется план мероприятий в рамках распоряжения правительства РФ от 29 июня 2012 г. N 1128-р «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Однако, по его мнению, есть ряд механизмов, на которые стоит обратить внимание.
«В условиях растущей конкуренции и сужения рынков требуется обеспечить «постоянное присутствие» на территориях потенциальных клиентов. Для этого необходимо ускорить запуск пилотного проекта по созданию представительств концерна на базе торгпредств России за рубежом по продвижению российского экспорта на базе инструментов государственно-частного партнерства», – считает г-н Сурков.
Также, по его словам, необходимо проработать порядок компенсации части затрат экспортерам для адаптации продукции на внешних рынках (испытания, тесты и т.п.) и, таким образом, ускорить создание системы поддержки сертификации отечественной продукции за рубежом.
В настоящее время «Русэлпром» заключает договора на сертификацию продукции на соответствие Европейским нормам и стандартам, поэтому готов поддержать развитие данного направления.
«В отношении инновационных и импортоопережающих изделий институтам развития экспорта требуется учитывать всю цепочку создания готового продукта. Зачастую льготные кредиты, гранты и пр. получают производители ключевых компонентов (например, «Русэлпром» по системам электродвижения для транспорта), а сами производители этих продуктов (автобусов, локомотивов, ж/д техники) льгот и поддержки не получают. В результате инновационное изделие не выходит на рынок, — отмечает Родион Сурков и продолжает. — Бывает и другая ситуация. Изготовитель конечных изделий получает господдержку, а применяет значительную часть комплектующих иностранного производства, хотя в России имеются полноценные аналоги. Так, один из крупнейших производителей подвижного состава для исполнения обязательств по экспортному контракту для метрополитена Будапешта купил японские привода, тогда как у нас есть оборудование, не уступающее по качеству».
Анализируя данные внешнеэкономической деятельности электротехнической отрасли на основе информации ФТС, директор ТД «Русэлпром» сообщил, импорт электродвигателей (все коды ТН ВЭД от 750 Вт до более 750 кВт) в 2015 г. в стоимостном выражении сократился на 27%, а экспорт на 21%. «Это значит, многообещающий эффект девальвации национальной валюты на рынке машиностроения не сработал», — говорит он. — Ожидать роста привычных экспортных товаров на традиционные рынки СНГ в ближайшее время также не приходится. Остается рассчитывать на потенциал новых регионов и продуктов. К таким, в нашем случае, относятся системы электродвижения, энергоэффективные двигатели».