В настоящее время невозможно относить себя к успешному предприятию не имея сертификата, подтверждающего соответствие применяемой системы управления требованиям международных стандартов серии ISO 9000. Не только у зарубежных, но и у российских предприятий отсутствие оного вызывает настороженное отношение к вам, как поставщику продукции и услуг или деловому партнеру. ЗАО «ВЗЩА», являющееся в настоящее время крупнейшим на территории России производителем промышленных аккумуляторных батарей со щелочным электролитом и стремящееся к дальнейшему развитию, не могло не учитывать эти обстоятельства. Сегодня предприятие имеет подтверждающий соответствие применяемой системы управления качеством стандарту ISO 9001 сертификат, выданный TUV NORD CERT GmbH. Позволю высказать появившиеся на основе собственного и чужого опыта идеи, по некоторым аспектам создания системы управления качеством и работы по этой системе.
Об основных принципах построения системы управления
Остаюсь убежденным в том, что стремясь решать задачи развития «дела», вывода предприятия из кризисной ситуации или повышения эффективности его работы, целесообразно обратиться к принципам построения работы предприятия рекомендованными стандартами серии ISO 9000. При этом полагаю, строить необходимо не столько «систему управления качеством», сколько «качественную систему управления» [1]. Можно найти сторонников такого подхода и среди других специалистов, занимающихся проблемами управления [2].
Еще первым «наставником по качеству» У. Э. Демингом было отмечено, что управленческая система, обеспечивающая успех на пути к совершенству, должна опираться на «человеческий фактор» и «научный подход» (см. рисунок 1).
Рассчитывать на успех при решении различных задач в быстро меняющейся ситуации, совершенствовать продукцию или систему управления предприятия, включая внедрение «системы менеджмента качества» (СМК), соответствующей требованиям стандарта ISO 9001 лучше придерживаясь следующих концепций управления:
- (А. Х. Могесен) «Человек, выполняющий данную работу, знает лучше любого другого как ее выполнить, а поэтому, лучше других способен ее усовершенствовать»;
- ( Р. Уотермен) «Управление членами коллектива должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей, побуждая каждого сотрудника участвовать в совершенствовании фирмы и давать возможность полностью реализовать свою индивидуальность».
К важнейшему компоненту научного подхода в управлении относится то, что таковое осуществляется не на основе интуиции и ощущений, а на основе установленных фактов и научного анализа. Основой для научного подхода к управлению является продуманная система сбора достоверной и полной информации и разработанные методы ее анализа.
Главным инструментальным подходом к непрерывному совершенствованию любых аспектов и видов деятельности, включая СМК, является так называемый цикл «Шухарта — Деминга» (см. рисунок 2).
Графическое изображение цикла представляет собой круг, разделенный на четыре сектора, соответствующих определенному характеру действий по улучшению чего-либо.
Суть цикла заключается в логической последовательности действий, включающих планирование, выполнение, проверку или изучение и воздействие, или корректировку.
И сегодня в требованиях действующей версии стандарта ISO 9001 эти принципы и идеи находят отражение.
Проектирование и маркетинг
Исключительно важным для успеха продукта представляются начальные стадии и этапы его жизненного цикла. На этих этапах должны быть установлены исчерпывающие требования к продукту, его образ оформлен и зафиксирован в «конструкторской и технологической документации», а также на предприятии должна быть проведена соответствующая подготовка, обеспечивающая поставку продукта нужного качества и в необходимом количестве. В стандарте ISO 9001 требования к порядку выполнения связанных с выполнением касающихся описанных процессов и процедур изложены в разделе «Процессы жизненного цикла продукции». Требования, касающиеся непосредственно начальных стадий, описаны в подразделах «Процессы, связанные с потребителями» и «Проектирование и разработка».
При построении системы управления необходимо учитывать, что идея нового продукта возникает в результате «связей с потребителем» не только маркетинговых, но и других функциональных служб предприятия. Идея нового продукта должна разрабатываться на основе результатов исследований не только рынка изделий или услуг, но и на основе исследований научного и технического характера. Трудно не согласиться с замечаниями автора [3], касающихся важности действий, требования к которым описаны в подразделе стандарта «Проектирование и разработка», а также полноты изложения требований. Безусловно, при построении системы управления современного предприятия, активно занимающегося разработкой новых изделий, необходима более детальная регламентация порядка выполнения процедур (процессов) на этой стадии. Представляется необходимой подробная регламентация в стандартах предприятия «системы менеджмента качества» или иных регламентах правил выполнения действий, как предшествующих «проектированию», так и реализуемых в процессе разработки, постановки на производство, а также действий по продвижению на этих этапах новых изделий на рынок.
Целесообразно обратится к опыту регламентации действий на указанных этапах, описанному в национальных стандартах советского периода. Советская система стандартизации имела блок стандартов «Система разработки и постановки изделий на производство», хорошо увязанный со стандартами блоков «Единой системы конструкторской документации» и «Единой системы технологической документации», а также с другими государственными стандартами того времени, в том числе регламентирующими порядок проведения исследований, предшествующих разработке.
Объем стандартов и других документов СМК, регламентирующих действия различных функциональных служб предприятия на этапах, предшествующих стадии «проектирование» и в процессе ее выполнения, безусловно, будет характерным для каждого предприятия. В блоке этих стандартов целесообразно увязать действия следующих функциональных подразделений:
- маркетинговых;
- научно-технических исследовательских, конструкторских, технологических;
- производственных и осуществляющих продажи.
Некоторые рекомендации по разработке регламентирующих документов
При разработке этих регламентов обязательно необходимо соблюдать основополагающие принципы системы менеджмента качества, описанные в стандартах серии ISO 9000. Необходимо «привязывать» стандарты СМК или иные регламенты к конкретным разделам и пунктам стандарта ISO 9001. В противном случае, не будет подтверждения тому, что ваша система управления соответствует требованиям указанного стандарта. Тогда как же получить соответствующий сертификат?
Обычно для организации управления начальными стадиями жизненного цикла продукции, разработке подлежат документы, регламентирующие следующие действия:
- подготовку и фиксацию на исследовательских этапах данных, необходимых для разработки образа новой продукции;
- анализ данных и разработку исходных требований, в том числе технических, к новым изделиям;
- выполнение непосредственно разработки («опытно конструкторской работы» и «конструкторской подготовки производства») новых изделий, в том числе оценки промежуточных и «выходных проектных данных» этапа;
- проведение подготовки производства («включая технологическую подготовку производства»), а так же анализ и оценку промежуточных и «выходных проектных данных» этапа;
- реализацию на всех указанных этапах маркетинговых программ и поставок новой продукции потребителям.
Полагаю, необязательно регламентировать порядок выполнения всех действий в стандартах предприятия системы СМК, увеличивая их количество и делая систему трудно читаемой. В качестве регламентирующих действия документов могут и должны быть использованы положения о функциональных структурных подразделениях, должностные и иные инструкции. Этими документами могут быть инструкции и методические указания для отдельных служб и даже для отдельных специалистов-исполнителей. Важно лишь то, чтобы эти регламенты наилучшим образом были увязаны между собой.
Список использованной литературы
- Емельянов В. И. Управление и качество // «ПОЛЕЗНОЕ ЗНАНИЕ. Выпуск второй». — Москва; Общество «Знания» — 2000. [1].
- Конарева Л. А. Коренные причины кризиса качества управления и пути выхода из него // МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. — 2010. — № 4. [2].
- Брод Б. З. Конструкторская документация — основа качества. Закон рынка строг: готовь производство качественно и в срок. Из серии статей «Строим систему качества» // СТАДАРТЫ И КАЧЕСТВО. — 2010. — № 10. [3].
В. И. ЕМЕЛЬЯНОВ,
директор по маркетингу ЗАО «ВЗЩА»