Еще в прошлом году профильными специалистами разных областей и гражданами России с активной жизненной позицией на форумах и в соцсетях достаточно интенсивно обсуждались положения проекта Минэкономразвития России «Энергоэффективность 2.0» (или «перезагрузка» энергетической эффективности), разработанного и опубликованного в мае 2017. С учетом сильно затянувшегося на год официального обсуждения многие, в том числе эксперты уже отнесли проект к категории документов «под сукно», однако Правительство РФ своим распоряжением от 19 апреля 2018 г. № 703-р утвердило Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации и, стартом «рестарта» энергоэффективности в регионах стало Постановление Правительства Московской области от 19 июня 2018 года N 390/21 «О Порядке осуществления регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Московской области и внесении изменения в Положение о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области».
К чему готовиться при перезагрузке энергоэффективности в Московской области и России в целом
Если анализировать майский Проект Минэкономразвития России «Энергоэффективность 2.0» и введенный в действие с 19 апреля 2018 г. Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации, то можно смело утверждать, что год обсуждений не внес кардинальных изменений в начальный документ. Так, мероприятия по организационному и финансовому обеспечению повышения энергоэффективности по сути, а в большинстве случаев и по формулировке остались прежними, но смещены по срокам выполнения на один-два квартала.
Однако из пакета для регулируемых организаций по снижению потерь при передаче энергоресурсов исключены мероприятия по формализации порядка и нормативного уровня потерь при передаче электроэнергии в электрических сетях, что по меньшей мере удивительно, поскольку только технологические потери электроэнергии в сетях напряжением 220-110 кВ доходят до 6 %, в сетях напряжением 35 кВ — до 8 %, в сетях напряжением 6 (10) кВ и 0,4 кВ — до 10 % и до 14 % соответственно, а значительная доля этих потерь обусловлена несовершенством способов и механизмов компенсации реактивной мощности.
В то же время и в проекте, и в принятом комплексном плане тщательно проработаны мероприятия по снижению потребления энергии в жилом секторе и бюджетной сфере, а исходя из сути и деталей Постановления Правительства Московской области от 19 июня 2018 года N 390/21 основной объем сокращения энергопотерь планируется получить именно за счет ужесточения требований к энергоэффективности жилых и муниципальных зданий.
Справка: Ключевыми показателями энергетической эффективности для жилых многоквартирных домов пока остаются удельные расходы воды, тепла и электрической энергии на общедомовые нужды, которые согласно «Государственному докладу (Минэнерго) о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2015 году» (по данным Росстата) для ЦФО за 2015 год составили 57,8 м3/чел, 0,18 Гкал/м2 и 16,5 кВт*ч/м2 соответственно. В том же официальном документе в аспекте электропотребления отмечено, что при среднем удельном расходе электрической энергии на общедомовые нужды в многоквартирных домах по РФ в целом по 2015 году в 21,0 кВт*ч/м2 аналогичный показатель для Центрального федерального округа (и, соответственно московской области) ниже на 21%. Таблица (скан) из «Государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2015 году» по удельным показателям потребления топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ (по данным Росстата).
Но тогда вызывают удивление данные того же Минэнерго по энергопотреблению в Государственном докладе о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2016 г. (см. график ниже), где обозначено, что в целом удельный расход за 2016 г. сократился на 7,4 % (!) и составил 26,4 кВт*ч/м2.
Рис. Динамика удельного расхода электрической энергии на общедомовые нужды в многоквартирных домах по данным Росстата из Государственного доклада Минэнерго о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2016 г.
В целом жилой и бюджетный сектора страны могут готовиться (а в московской области уже под формализованным жестким контролем Комитета по ценам и тарифам Московской области, Главного управления государственного строительного надзора Московской области и Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области») к стимулированию принудительно-добровольных действий по энергосбережению за счет обязательного информирования покупателя, арендатора, наследника при продаже/сдаче в аренду/дарении информации о классе энергоэффективности дома при установлении Минэкономразвития и Минфином РФ специальных налоговых ставок в зависимости от класса энергоэффективности, обязательной установки счетчиков, выполнения перечня обязательных мероприятий по повышению энергоэффективности для собственников, энергосервисных мероприятий в случае превышения установленных нормативов потребления и т.д. Кроме того, к концу года ожидается актуализация свода правил «СП 50.13330.2012. Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003», а исходя из действующих требований Постановления Правительства РФ от 20.05.2017 N 603 новые нормы в СП 50.13330.2012 станут на порядок жестче.
Наряду с этим, и жилой и бюджетный сектора в энергосбережении опять и снова ориентируются на установку счетчиков воды, тепла, электроэнергии, утепление домов, использование энергосберегающих источников света, но ни в проекте, ни в действующем комплексном плане нет мероприятий по снижению потерь электроэнергии с силовых сетях потребителей, хотя в зарубежных развитых странах для сложно регулируемых потребительских сетей интенсивно применяют алгоритмы демпфирования статичного (постоянно востребованного) объема реактивной мощности нерегулируемыми установками коррекции коэффициента мощности, причем под динамические (не срезанные) реактивные потоки подбирают автоматические регулируемые установки компенсации реактивной мощности, что позволяет реально снизить энергопотребление в потребительских сетях на 30-40%.