Промышленное оборудование

Основные технические особенности вентильных двигателей

3 октября 2014 г. в 16:02

Для решения задач контролируемого движения в современных прецизионных системах все чаще применяются вентильные (бесколлекторные) двигатели. Такая тенденция обусловлена преимуществами вентильных двигателей и бурным развитием вычислительных возможностей микроэлектроники. Как известно, вентильные (синхронные) двигатели обеспечивают наиболее высокие плотность длительного момента (момент в единице объема) и энергетическую эффективность по сравнению с любым другим типом двигателя.

Современный вентильный привод объединяет электрическую, механическую и электронную подсистемы в единое цельное мехатронное устройство. В рамках такого подхода удается значительно сократить габариты, избавиться от лишних преобразователей и промежуточных элементов, а значит, повысить надежность всего привода в целом.

В рамках данной статьи рассматривается принцип работы и устройство современных вентильных машин, описываются принципы управления вентильным преобразователем для коммутации с применением датчиков положения ротора, а также перечисляются особенности интегрированного исполнения вентильных двигателей.

1. Основные технические особенности вентильных двигателей

Под вентильным двигателем понимают синхронный двигатель, содержащий многофазную обмотку статора, ротор с постоянными магнитами и встроенным датчиком положения. Коммутация такого двигателя осуществляется при помощи вентильного преобразователя. Поэтому его принято называть «вентильным».

По сути, вентильный двигатель с точки зрения метода коммутации представляет собой «инвертированный» вариант коллекторной машины постоянного тока. В вентильном двигателе индуктор находится на роторе, якорная обмотка на статоре. Коммутация осуществляется путем подачи управляющего согласованного воздействия на обмотки статора в зависимости от положения ротора, определяемого с помощью интегрированных в двигатель датчиков обратной связи.

Рис. 1. Структура вентильного двигателя:
1 – задняя крышка, 2 – печатная плата датчиков, 3 – датчики Холла,
4 – втулка подшипника, 5 – подшипник, 6 – вал,
7 – магниты ротора, 8 – изолирующее кольцо, 9 – обмотка,
10 – тарельчатая пружина, 11 – промежуточная втулка, 12 – изоляция,
13 – корпус, 14 – провода.

Рассмотрим структуру вентильного двигателя на примере семейства двигателей Faulhaber (рис. 1). В данном случае в основе ротора лежит двухполюсный магнит, статора трехфазная обмотка, положение ротора определяется с помощью интегрированных в двигатель датчиков Холла. В общем случае ротор может содержать другое количество пар полюсов, а статор иметь более традиционную конструкцию, внешне сходную со статором асинхронной машины. Наиболее распространен статор с тремя обмотками, соединенными «звездой» (реже в «треугольник») без вывода средней точки. Как известно, именно трехфазная структура является наиболее эффективной при минимуме числа обмоток.

При соединении обмоток «звездой» вентильный двигатель имеет большие постоянные момента и меньшие постоянные противо­ЭДС (при соотношении ?3) по сравнению с соединением «треугольником». Поэтому соединение «звездой» используется для управления осями, требующими больших моментов, а соединение «треугольником» – для больших скоростей.

В большинстве случаев обмотки статора выполняются без насыщения, т.е. противо­ЭДС обмоток имеет синусоидальную форму. Такие двигатели зачастую называют AC brushless motor в отличие от DC brushless motor, обмотки статора которого выполняются с насыщением. Такое насыщение в DC brushless motor предназначено для снижения пульсаций тока (и соответственно момента) при применении трапецеидальной коммутации.

Но иногда термин DC brushless motor используют для двигателей с питанием через инвертор от сети постоянного тока, что не совсем корректно.

Обычно количество пар полюсов, определяемое количеством пар магнитов ротора и определяющее соотношение механического и электрического оборотов, равно 4…8. Статор может быть выполнен с железным (iron core) или безжелезным (ironless) сердечником. Конструкция статора с безжелезным сердечником обеспечивает отсутствие силы притяжения магнитов ротора и железа статорной обмотки (magnetic attraction) и зубцового эффекта (cogging), но снижает незначительно (на 10…20%) эффективность двигателя изза меньших значений постоянной момента.

Одно из самых очевидных преимуществ ротора с постоянными магнитами состоит в уменьшении диаметра ротора и, как следствие, в уменьшении момента инерции ротора. Технологически магниты могут быть встроены в ротор или расположены на его поверхности. Но пониженный момент инерции зачастую приводит к малым значениям соотношения момента инерции двигателя и приведенного к его валу момента инерции нагрузки (mismatch ratio), усложняющему настройку привода. Поэтому ряд производителей предлагает наряду со стандартным и повышенный – в 2…4 раза – момент инерции ротора.

2. Датчики положения и дополнительные устройства

В качестве датчика положения, необходимого для коммутации вентильного двигателя, могут быть использованы датчики Холла (цифровые или аналоговые), энкодер (цифровой, аналоговый или абсолютный) или резольвер.

Цифровые датчики Холла используются для наиболее распространенной – трапецеидальной коммутации вентильного двигателя. Цифровые датчики Холла могут быть выполнены также и на оптической шкале энкодера.Аналоговые датчики Холла используются для синусоидальной коммутации вентильного двигателя.

Энкодер имеет три дифференциальных канала – два канала А, В прямоугольных импульсов, сдвинутых на 90 электрических градусов, и нулевой импульс I (индекс). Резольвер представляет собой вращающийся трансформатор с обмоткой возбуждения и двумя выходными обмотками со сдвигом 90 электрических градусов.

Аналоговый энкодер имеет аналоговые sin/cos (1В между пиками peaktopeak) дифференциальные выходы.

Внешний интерполятор позволяет повысить исходное разрешение с коэффициентом умножения до 4096 .Абсолютный энкодер передает информацию по положению по синхронному последовательному интерфейсу (SSI или BiSS), протокол которого задается производителем энкодера. Одними из наиболее популярных протоколов являются Heidenhain EnDat, Tamagawa Smart Abs и Stegman Hiperface протоколы.

Кроме датчика положения дополнительно могут быть встроены: тахогенератор, термодатчик, тормоз или редуктор.

Тахогенератор применяется в случае использования вентильного двигателя в режиме регулирования/стабилизации скорости с высокой точностью.

Термодатчик для защиты обмоток от перегрева представляет собой несколько последовательно соединенных позисторов, т.е. терморезисторов с положительным температурным коэффициентом (positive temperature coefficient РТС).

3. Способы коммутации с применением датчика положения ротора

Способы коммутации вентильного двигателя различаются по типу датчика положения ротора и особенностям регулирования тока в фазах обмоток статора.

3.1. Трапецеидальная или шестишаговая (sixstep) коммутация вентильного двигателя осуществляется по цифровым датчикам Холла. Для 3х датчиков Холла, являющихся «грубым» датчиком положения ротора, возможных состояний на полный электрический оборот будет шесть, каждое из которых соответствует 60 электрическим градусам. При каждом постоянном состоянии датчиков Холла подключаются только две обмотки двигателя, а третья отключена от источника напряжения. Постоянство вектора тока в пределах ±30 электрических градусов от оптимального (создающего максимальный момент) приводит к 17% пульсациям тока.

Преимущества:

  • готовность к работе при включении питания;
  • дешевый усилитель тока;
  • управление током (моментом) аналоговым сигналом ±10В.

Недостатки:

  • пульсации тока;
  • средние показатели быстродействия при позиционировании и равномерности при сканировании.

Область применения: регулирование скорости при невысоких требованиях к эффективности и равномерности перемещения на низких скоростях.

3.2. Синусоидальная коммутация лишена недостатков трапецеидальной коммутации за счет непрерывной и плавной коммутации вектора тока. Это достигается благодаря более высокому разрешению датчика положения ротора (обычно инкрементального энкодера) по сравнению с цифровыми датчиками Холла, имеющими разрешение только 60 электрических градусов. Для стандартного двигателя с соединением фаз в «звезду» достаточно контролировать ток в двух обмотках с помощью двух регуляторов на базе ПИрегуляторов. Такой способ коммутации очень эффективен на малых и средних скоростях, но имеет ошибки на высоких скоростях. В этом случае изза ограниченного усиления ПИрегулятора при заданном напряжении постоянного напряжения (DC bus) мах скорость ограничена. Несколько повысить скорость позволяет метод сдвиг фазы (phase advance).

Преимущества:

  • минимальные пульсации тока;
  • высокие показатели быстродействия при позиционировании и равномерности при сканировании.

Недостатки:

ограничение мах скорости при заданном напряжении постоянного напряжения;

управление током (моментом/силой) при помощи двух аналоговых сигналов ±10В.

Область применения: прецизионные механизмы.

3.3. Непосредственно векторный контроль тока в координатах DQ использует преобразования между статическими DQ и вращающими UVW координатами вектора тока, известными как преобразования ПаркаКларка. В отличие от синусоидальной такой способ коммутации предполагает работу ПИрегулятора с напряжениями постоянного тока, а не синусоидальными напряжениями. Это и обеспечивает качество управления током, независимое от скорости вращения двигателя.

Векторный контроль предполагает регулирование квадратичной (D) и прямой (Q) составляющих тока. Т.к. только прямая (Q) составляющая тока, перпендикулярная к полю ротора, создает момент двигателя, то задание тока подается на вход прямой (Q) составляющей тока. На вход квадратичной (D) составляющей тока подается «0» сигнал.

Преобразования между статическими DQ и вращающими UVW координатами вектора тока производятся с учетом токов фаз и положения ротора.

Векторный контроль при наличии преимуществ синусоидальной коммутации позволяет расширить диапазон скоростей вентильного двигателя за счет более полного использования напряжения постоянного тока.

Следует отметить, что для синусоидальной или векторной коммутации тока при использовании инкрементального (относительного) датчика положения ротора необходимо первоначально (т.е. при каждом включении питания) сфазировать положение ротора относительно фаз статора. Алгоритм такой начальной фазировки обычно является «встроенным».

Трапецеидальная коммутация вентильного двигателя не требует начальной фазировки благодаря использованию датчиков Холла, являющихся абсолютными датчиками положения ротора. Поэтому их иногда применяют вместе с инкрементальным датчиком положения для реализации синусоидальной или векторной коммутации тока без необходимости производить начальную фазировку. Такая конфигурация рекомендуется для механизмов, где реализация процедуры начальной фазировки затруднена, например, механизмов вертикального перемещения.

4. Интегрированное исполнение вентильных двигателей

Одной из основных перспективных тенденций в развитии современных вентильных двигателей является тяготение производителя к интеграции в единый корпус с двигателем управляющей электроники. Такое решение позволяет предлагать не разрозненный набор комплектующих приводной системы, а законченный привод в сборе. Таким образом решаются возможные проблемы совместимости различных компонент привода, а также проблема различных интерфейсов компонент приводной системы.

Рис. 2 Векторный контроль тока вентильного двигателя

Примером интегрированного привода является серия двигателей BG, предлагаемая компанией Dunkermotoren (рис. 3).

В рамках данной серии двигателей производитель предоставляет возможность заказать одну и ту же модель в различных исполнениях:

  • без интегрированной управляющей электроники,
  • с интегрированной коммутирующей электроникой (2wire),
  • с интегрированным контроллером скорости,
  • с интегрированным контроллером движения,
  • с интегрированным контроллером движения с сетевыми интерфейсами (CAN, PROFINET).

5. Преимущества использования вентильных двигателей

При разработке нового изделия разработчик часто сталкивается с проблемой выбора двигателя для решения конкретной задачи движения. Когда речь идет о построении привода средней либо малой мощности, как правило, выбор сводится к сборкам на базе коллекторных, вентильных, а также шаговых двигателей.

Рис. 3 Двигатели Dunkermotoren серии BG

К несомненным достоинствам вентильных двигателей следует отнести:

Высокий запасаемый момент:

  • Идеальное решение при высоких пиковых нагрузках
  • Хорошее ускорение при изменяющихся нагрузках

Высокий диапазон скоростей

Высокую равномерность движения

Высокую точность позиционирования благодаря возможности использования энкодеров и других датчиков обратной связи по скорости/положению.

Двигатели для специальных применений: в среде высокого вакуума, автоклавируемые, погружные с высоким классом IP защиты.

М. Сонных, Л. Ганнель
Статья опубликована в журнале «РИТМ» №10, 2010

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Информация о компании

Компания FAULHABER Drive Systems предлагает наиболее широкий спектр инновационных миниатюрных приводов и микроприводов, которые можно приобрести по всему миру от одного производителя. Предприятие занимается разработкой и производством высококачественной стандартной продукции, а также предлагает индивидуальные комплексные решения в практически любых отраслях, где точность, надежность и компактность имеют решающее значение. В группе компаний FAULHABER по всему миру работают около 1400 сотрудников.
Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Вентиляторы :ца2 964081 дат60-12 , ба2964045 с двигателем мт-30 400а , вент. ад – 90у2 (220в), вент. юл 28 м 74,

вентиляторы :ца2 964081 дат60-12 , ба2964045 с двигателем мт-30 400а ,вент. ад – 90у2 (220в), вент. юл 28 м 74, дак 6-70/400 (БА2.964.062), , ЦА2.964.081 дат 60-12 ,змо -300-8д-2а ,змо-50-8д-2 ,дак 8 -50/400 БА 2964043,мтс-25-8 , дат 6 -5/400,мг-30 -4 соа ,дат -60с- 6 ,эдм-14, электродвигатели: сл – 369 (110в), мэ65в 24в (40в), двн 1 (1.57кг), дм – 10 – 6а , эдм 14 (7,4кг) мо 500 – 8д ,3 мо – 300 – 8д – 2а ,3мо-05-8д-2 ,мтс-25-8 ,одр 61 от 0 – 340 эм-1 (24в) ,дат-16-12 (ца2.964.081) ,му 431 с редуктором ,мо-15-6 ,мэ65в1 , 5мвт – 2в – 103 выключатель дп 702 ,лш 3010040, сельсины: сс – 454 (2кл) , бс 151а (к1) , ди – 454 (1кл) , сс – 405 , бд – 160а (5кл) – 6, трансформаторы: 4мвт-3 вращающийся , вращающийся трансформатор втм -1г ,втм -1в,втм-1н,вг-2 кл.0 – 1шт,4м вт-3 ,дп-702, биф – 112 (1кл) , сквт (0кл) 110v,дпп – 02 ,бд3.256.007 эл. клапан. 9к-69 ,150ат1 ,9г30 0309 ,сб 07-25 (8г33-у) ,992ат – 3 ,9г30 ,га 186м ,9г30 (0613200820) ,9г30 (03029м414064) ,9г30 16 – 420 ,9г30 16 – 400 .рр 350 ,ар 0,15а , преобразователь по-300 ,д 5500 а, дад 8 -300/400, регулятор руг-82 3-я серия ,р10 ткн – 1с,насос скф – 4 счетчик импульса 9в 120 электромагнит эк -69,гидравлический двусторонний замок га88 -00-3к ,рн-10 регулятор напряжения ,следящий мотор сма кл,1 ,ат 231 машина ск-мг ,вс 151 а кл.1 ,вс 151а кл.1 ,бс 155 кл.а ,ди -400 54 кл.1 ,сс 454 кл.2 , сс 454 кл.1, сс-405 кл.1 ,га-168h,фильтр 970 ,предохранитель 6а пип,реле еич .500.004 ,pеле тке 56 пд 1 – снл -5а , ,фильтр 340.044а,дп-702 ,г210 ,лзт -1.0-600в ,лзт -0.5-600в ,лзт-4.0-1200в, лзт-0.4-600в ,лзт -2.0-1200в , лзе – 0.4-600в ,рбс-5,спе-52 пд1 у –,тке 54 пд1 ,уч (пп 6.649.307) ,2гшр , трансформатор та 147 220-400 ,тн 46 220-400 ,та 146 220-400 ,та 122 220-400 ,та 48 220-400 дроссель д58 ,д22 ,д16 ,д24 ,д21,д17, д18,д141 ,д20,ар-015а,по 11-23,токосъемник тм 65 ,9г30 0413 ,9г30 0412, вентилятор,муфта бпм-20 ,первичный преобразователь д-1м ,тнв-45,2с-25,2с-21ам ,иэп14мг ,редуктор ак-6,...
Болев Ярослав · Вентал · 17 апреля · Россия · Пермский край

ПРОДАМ: Двигатели. Датчики. Вентиляторы.

Двигатели. Тахогенераторы. ВТ. АТ-231, зав. упак., 1шт/ 1000р. АТ-503, 1шт/ 3500р. Тахогенератор. БС-1404П, кл.1, 4шт/ 1700р. Сельсин. ВТ-5 КФ3 031055, кл. Б, 6шт/ 1900р. ВТ-5 ЛШ3.010.527-02 кл. Б, 91г, зав. упак., пасп., 5шт/ 2600р. ВТМ-6В, 85г, 1шт/ 1700р. ВТМ-6М, зав. упак., 2шт/ 2200р. Сельсин. Д25Г, 89-91г, упак, 9шт/ 3700р. Д-118Б, зав. упак., 50шт/ 1500р. Д-120, упак, 1шт/ 15000р. ДАТ-250-8, зав. упак., 1шт/ 6000р. ДАТ-250-8, без упак., 1шт/ 5500р. ДР-1,5РВ, 90г, , 1шт/ 2400р. ДМ-2-26, 1шт/ 450р. ДПМ30-Н1-01, плёнка, 20шт/ 1600р. ДПМ30-Н1-05, зав. упак., 9шт/ 1100р. ДПМ30-Н2-04, плёнка, 4шт/ 1300р. ДПР-42-Н1-03, плёнка, 16шт/ 3200р. ДПР-52-Н1-02, 1шт/ 3200р. ДШ-5Д1МУЗ-48В, 7шт/ 1850р. (аналог ДШР-80) КПВК-13, 89-90г, 6шт/ 12000р. Преобразователь. МО-15-6, 81г, 110v-400гц, 2шт/ 2000р. СД150, 2шт/ 3500р. СД75М, 92г, 1шт/ 2300р. СД75М-01, 91г, 1шт/ 2100р. СД20, 91г, 2шт/ 1500р. СД10-В, 91г, зав. упак., 1шт/ 1500р. ТГП-3, 2шт/ 1800р. Тахогенератор. ТГП-5, плёнка, 2шт/ 3100р. Тахогенератор. ШД-1ЕМ, 90г, зав. упак., 17шт/ 600р. ЭМ-15, 81г, зав. упак., 2шт/ 3200р. Датчики. Энкодеры. ВЕ-178 А5 Z-2500, зав. упак., 1шт/ 7500р. ВЕ-178 А5 Z-2500, без. упак., 1шт/ 6500р. ROD 426000-500 HEIDENHAIN, 93г, 1шт/ 15000р. BEI H25D-SS-CCW-8NB-7406-LED-EM20 Encoder, 89г, 1шт/ 19000р. VEB Resolver mit Meßgetriebe 1:5 (Typ 1969.1), 2шт/ 7000р. Д220-13, датчик-реле давления, 84г, 7шт/ 2000р. Вентиляторы 1,0ЭВ-1-2-3270А, упак., 1шт/ 1800р. 1,0ЭВ-0,5-1-3270А, упак., 1шт/ 1700р. 0,8ЭВ-0,5-1-3270Б, упак., 1шт/ 1650р. ХЖ2.964.084, улитка (ДАТ-31660), 1шт/ 2000р. Двигатели, вентиляторы, демонтаж. ДПР-2-Ф1-13, двиг., 2шт/ 700р. выводы 3-5см ДПР-32-Ф1-13, 2шт/ 1500р. выв.6-7см, ДПР42-Ф1-02, двиг., 18шт/ 750р. выводы 3-15см ДПР42-Н1-02, двиг., 11шт/ 750р. выводы 5-9см ДПР42-Н1-03, двиг., 17шт/ 1000р. выводы 10-15см ДПР42-Н1-04, двиг., 1шт/ 1000р. выводы 10 см ДПР62-Н1-03, двиг., 8шт/ 4500р. ДПР62-Н1-07А, двиг., 1шт/ 3500р. ДПР72-Ф1-03, двиг., 1шт/ 5500р. ДПР72-Ф1-03 М2, двиг., 1шт/...
Михаленко Павел · 22 апреля · Россия · Омская обл

ПРОДАМ: Модули управления и контроля для моторов и вентиляторов

Модули управления. Универсальные, с широким выбором конфигураций модули регулирования температуры, давления или скорости перемещаемого воздуха. Эти системы могут не только включать периферийное оборудование, такое как воздушные клапаны, но и управлять внешними регуляторами скорости вентилятора. Поставляются датчики для измерения различных параметров. Применение: холодильные системы, оборудование чистых комнат, системы нагрева, кондиционирование воздуха, сельскохозяйственное оборудование.
Владимирович Виталий · ВентПремиум · 26 апреля · Россия · г Санкт-Петербург
Модули управления и контроля для моторов и вентиляторов

ПРОДАМ: Оборудование, двигатели подъема для электротельферам, двигатели перемещения, запчасти

Электродвигатели подъема серии КГ, передвижение серия А, КК, канатоукладчики, подшипники, накладки фрикционные, роторы, муфты упругие, вентиляторы, контакторы К6Е К10Е К16Е К25Е и т. д. Электродвигатели пр-ва Болгарии (Елматех АД — Троян): Серия Т: Т63, Т71, Т80, Т90, Т100L, Т112, Т132. Серия СТ: СТ100LA, СТ100L, CT132 S, CT132MA, СТ90 S, СТ112 Серия КТ: КТ 56, КТ 63, КТ 71, КТ 80 В наличии и под заказ. Запчасти для них.
Василев В · Elmach · 25 апреля · Россия · г Москва
Оборудование, двигатели подъема для электротельферам, двигатели перемещения, запчасти

ПРОДАМ: Микродвигатели коллекторные Assun Motor

Коллекторный двигатель — это двигатель постоянного тока с постоянными магнитами, который применяется вместо асинхронных электродвигателей, когда их применение нецелесообразно в силу различных технико-экономических причин. Как правило, это маломощные приборы и оборудование. На сайте компании ИНЕЛСО Вы можете подобрать по требуемым характеристикам и купить коллекторный двигатель, подходящий под Ваши задачи. В нашем каталоге представлен широкий ассортимент электронных и электромеханических компонентов и готовых решений ведущих мировых производителей. Мы напрямую работаем с производителями, поэтому готовы предложить полный ассортимент товаров каждого бренда, включая те, что производятся под индивидуальный заказ. Для точной подборки или поиска нужных аналогов по техническим параметрам, оставьте заявку для связи с нашим специалистом. Мы подберем варианты оптимального решения для Вашей задачи из полного ассортимента технических каталогов товаров производителей.
Воронцова Марина · ИНЕЛСО · 24 апреля · Россия · г Санкт-Петербург
Микродвигатели коллекторные Assun Motor
Компания ANDELI GROUP является производителем широкого спектра низковольтного, трансформаторного и высоковольтного оборудования, а также электромонтажной арматуры и сварочного оборудования. Ассортимент производимой продукции насчитывает более 300 серий и свыше 10000 наименований.