Будет ли бизнес финансировать ссузы?

Опубликовано: 16 марта 2015 г. в 15:52, 14 просмотровКомментировать

Ряд средних специальных учебных заведений должен быть на финансировании компаний или просто принадлежать им. Такую позицию недавно озвучил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Опыт соседей

Обсуждая систему российского образования, эксперты все чаще сходятся во мнении о необходимости пересмотра существующей практики сотрудничества средне специальных учебных заведений (ССУЗ) с предприятиями. Здесь, как, впрочем, и по ряду других направлений, России не надо быть первопроходцами, подобный опыт уже есть в ряде стран. Например, в Германии, где концерн «Сименс» на протяжении десятилетий сотрудничает с заведениями аналогичными нашему среднему и высшему профессиональному образованию.

Речь идет о подготовке специалистов по направлениям «Мехатроника и робототехника» и «Технология машиностроения». Огромную роль в подготовке кадров играет Учебная Академия «Сименс» (Siemens Technik Akademy, STA). Сегодня академия является частью компании и занимается обучением будущих сотрудников. Ежегодно компании необходимо порядка 7000 специалистов только по направлению «Мехатроника», а поиск готовых специалистов на рынке — это сложный и дорогостоящий процесс. Именно поэтому и создана такая школа. При этом STA не является полноценным учебным заведением, оно сотрудничает с рядом немецких технических университетов, которые отслеживают качество преподаваемых предметов в Академии «Сименс». Обучение по ряду предметов осуществляется непосредственно в институтах партнеров. После четырех лет студенты защищают дипломные проекты в одном из ВУЗов, и им присваивается степень бакалавра по специальности «Мехатроника». Для поступления в STA ежегодно подают около 40 ООО заявок, из нихтолько 7000 абитуриентов зачисляются. Эту немецкую модель Академии «Сименс» можно сравнить с российскими высшими техническими университетами (ВТУЗ), когда студент 50% времени учится, а вторую половину работает на предприятии.

«Один из таких примеров, с которым мне пришлось столкнуться, произошел именно в STA, — рассказывает Александр Кудинов, руководитель группы по поддержке заказчиков «Сименс» в России. — Я познакомился со студентом 3 курса, который работал над проектом создания 3D принтера с бюджетом 250 евро. Одного из делегатов, которых я сопровождал, что-то заинтересовало, и свой вопрос он задал по-русски. Неожиданно для нас студент повернулся и ответил: «Вы можете задавать вопросы и на русском. Я говорю на трех языках». Не это ли показатель высокой подготовки? И в STA таких учащихся около 80 процентов».

Еще один пример успешного сотрудничества — работа «Сименс» с Технической школой в городе Ансбах (Германия), где идет подготовка операторов станков ЧПУ по токарной и фрезерной технологии на станках, укомплектованных СЧПУ Sinumerik. Интересен сам принцип формирования Технической школы и ее учебного процесса. Перед открытием направления подготовки операторов, Министерство образования Германии обратилось к руководству школы с вопросами: какое оборудование и какие системы управления будут использоваться при обучении? Профильное ведомство тесно сотрудничает с промышленными ассоциациями и располагает данными по типу оборудования, которое используется на предприятиях. Вместе с тем, школа может принять и собственное решение без рекомендаций министерства, но в данном случае заведение получает доступ к списку заказчиков, где применяется аналогичное оборудование. Государство (в лице Министерства образования) может финансировать данную школу и вкладывать средства в ее инфраструктуру.

«Сименс» сотрудничает с Технической школой, предоставляя ей собственные методики обучения, программное обеспечение и не рассчитывает на краткосрочный результат. Некоторые из сотрудников концерна начинали свою карьеру именно с изучения СЧПУ Sinumerik. При этом компания не осуществляет прямого финансирования школы. Обучение длится три года, затем студент идет работать на предприятие. После окончания годовой практики он может вернуться и продолжить обучение по инженерной специальности, что займет еще два года. Ежегодно из школы выпускается 190 человек.

«В Германии между «Сименс» и учебными заведениями существуют различные схемы сотрудничества, но при этом всегда в процессе участвуют три явных участника — государство, компания и учебное заведение, — продолжает Александр Кудинов. — Учебные заведения финансируются из различных источников, и даже если школа работает на базе предприятия, то все равно в процессе принимают участие институты и государственные органы. Для эффективной подготовки высококвалифицированных кадров необходима структура, которая позволит участникам рынка договариваться и подготавливать таких специалистов. Именно так можно устранить «пропасть» между учебными заведениями и компаниями».

Наши реалии

Действительно, вопрос формирования запросов на отдельные специальности должен представлять собой хорошо отлаженный механизм с учетом заинтересованности всех участников процесса, то есть как государства, так и предпринимательского сообщества.

«На мой взгляд, здесь бизнес и госструктуры должны выступать в качестве партнеров, как в вопросе мониторинга и учета спроса на определенные специальности, так и в сфере удовлетворения этого спроса — считает Татьяна Млынчик, директор по связям с общественностью компании Quadro Electric. — Конечно, тезис Дмитрия Анатольевича о ссузах, полностью финансируемых бизнесом, пока что звучит достаточно утопично, сначала должна наладиться хотя бы непрерывная практика сотрудничества российских предпринимателей с ссузами, софинансирование, кураторство кафедр, обучение студентов прикладным знаниям».

И на самом деле, по мнению представителей бизнеса, крупные энергетические предприятия, участвующие в процессе формирования экономики, сегодня вполне в состоянии организовывать обучение будущих кадров для своих нужд. Однако горизонт планирования учебных процессов предполагает охват в десятки лет, что в наше такое разное и зачастую непредсказуемое время бизнес не рискнет себе позволить. Вот почему регулятором и инициатором здесь в первую очередь все-таки должно быть государство.

Сегодня в сфере технических специальностей наблюдается огромная проблема подготовки специалистов: только что получившие профессию студенты приходят работать по специальности и понимают, что ввиду крайне ограниченной практики, для нормальной работы им надо много месяцев учиться дополнительно. Существенный разрыв между знаниями, которые ребята получают в ссузах и вузах и реальными навыками, которые от них требуются при приеме на работу, приводит к плачевным результатам.

«Молодые технические специалисты опускают руки и идут работать менеджерами, продавцами и лицедеями — считает Т. Млынчик. — Потому что, когда ты молод, легче сбежать с цирком, нежели настроить себя на трудоемкое дополнительное обучение — все мы осознаем тонкости молодежной психологии — все там были. В стране колоссальные проблемы с практикующими специалистами электроэнергетики, например. И предприниматели — это именно та социальная категория, которая может и, как я считаю, обязана совместно сучебными заведениями заняться решением этой проблемы и доработкой системы практического образования».

И чтобы данный процесс оформился, наверное, следует начать с разработки соответствующих программ, повсеместным информированием предпринимателей и призывом их к дальнейшему сотрудничеству. Очевидно, что подобный глобальный проект способно запустить только правительство.

Бизнес готов, главное — объяснить

А пока среднее специальное образование, по сути, находится в ведении регионов. И очевидно, что раз наверху заговорили о переменах, то они не за горами. Тем более, что востребованность таких специалистов растет, вместе с ростом желающих получить именно средне специальное образование в противовес высшему. Об этом свидетельствуют последние данные портала Superjob.ru. В минувшем году колледжи и техникумы выбрала пятая часть (20%) выпускников (в 2011 году — 11%, в 2010 — лишь 8%). Осталось сделать первые шаги, варианты возможны самые разные.

«Можно оформить это как некое общественное движение, я не сомневаюсь, что бизнес-сообщество, состоящее в основном из сознательных и неравнодушных людей, с готовностью сядет за стол переговоров в таком крайне полезном начинании — резюмирует Татьяна Млынчик. — А когда маховик будет запущен, и через какое-то время каждый предприниматель будет знаком хотя бы с заведующим кафедры, выпускающей специалистов в его отрасли, можно будет говорить уже и о финансируемых бизнесом специализированных ссузах, а потом и вузах. Главное здесь — объяснить необходимость такого подхода всем его потенциальным участникам, а каким образом это осуществить, уже дело государственных мужей».

А пока ситуация напоминает подпись к политическому плакату шестидесятых годов прошлого столетия: «Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!», где сегодня в роли последнего выступает бизнес, уже подтверждающий готовность к работе.

«Компания «Сименс», работающая в России более 160 лет, заинтересована в высококвалифицированных специалистах и готова поделиться накопленным опытом в этой сфере — уверен А. Кудинов. — Сейчас прорабатывается возможность передачи методик подготовки бакалавров по программам четырехлетнего дуального образования для ведущих институтов и университетов России. Надеемся, инициатива сверху поможет ускорить становление нового профессионального образования России».

Теперь дело за партией.

Тимур ЖЕМЛИХАНОВ
Статья опубликована в журнале «Электротехнический рынок» №1 (61), январь-февраль 2015 г.

Рекомендуем почитать

Комментировать

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.