Федеральный Закон №261 (ФЗ-261), вступив в силу, определил вектор развития энергосбережения на территории нашей страны вплоть до 2020 года. Согласно ему, государство определяет и контролирует достижение целевых показателей деятельности в части энергосбережения и повышения энергетической эффективности на производстве, в бюджетных организациях, а также в ЖКХ. Повсеместная организация приборного учета топливно-энергетических ресурсов в вышеуказанных сферах является одной из важнейших составляющих комплекса проводимых мероприятий.
Сегодня наблюдается резкая активизация процессов массового внедрения в регионах систем учета потребления энергоресурсов. От результатов этой работы напрямую будет зависеть эффективность государственной политики энергосбережения и темпы перехода к цивилизованным рыночным отношениям между поставщиками и потребителями энергии.
ФЗ-261 регламентировал обязательную установку приборов учета, распределил полномочия между министерствами и ведомствами по контролю и координации деятельности в регионах.
Для реализации программ по энергосбережению были определены механизмы финансирования, в том числе и бюджетного. Однако здесь есть нюанс. Особенностью реализации Федерального закона является то, что источником финансирования мероприятий выступают собственники зданий, сооружений, квартир, а бюджетное финансирование в основном направлено на объекты бюджетной сферы и программы софинансирования. В отдельных случаях эти программы предполагают выделение весьма внушительного объема денежных средств. Ярким примером тому является Региональная адресная программа «Повышение энергоэффективности в жилищной сфере», утвержденная Постановлением Правительства Ленинградской области №194 от 03.07.2009 г. и регламентирующая поэтапный переход на отпуск энергоресурсов в соответствии с показаниями приборов учета на территории Ленобласти на 2009-2011 гг.
В прошлом году в рамках Программы на софинансирование работ по установке приборов учета за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, средств ТСЖ и собственников помещений совокупно было выделено более 300 млн. руб. (Прим.: в соответствии с Региональной адресной программой). Аналогичные программы в рамках требований ФЗ-261 запущены во всех регионах России, однако, их качество и полнота исполнения разные, в зависимости от бюджетной политики конкретного региона.
В целом же по стране процесс оснащения объектов жилого фонда приборами учета энергоресурсов и внедрения современных технических решений идет крайне медленно, в связи с чем возникла острая необходимость привлечения средств из внебюджетных источников. Действенное решение проблемы инвестиционной привлекательности коммунального сектора предложила Группа компаний «Взлет», разработав отраслевые методики, способствующие росту энергоэффективности регионов. Структурное подразделение холдинга — ООО «Взлет-Финанс» представило гибкие финансовые схемы их реализации. Взаимодействуя с органами исполнительной власти на местах и в сотрудничестве с крупными кредитно-финансовыми учреждениями, «Взлет-Финанс» уже выполнил ряд комплексных проектов на Северо-Западе России, используя апробированный на рынке инвестиционный инструментарий
Особого внимания заслуживает тот факт, что от региональных заказчиков в данном случае не требуется никаких первоначальных вложений, важна только их заинтересованность в проведении работ, цель которых – выполнение предписаний Федерального закона № 261. При этом заказчиком услуг может выступать как местная администрация и ресурсоснабжающие организации, так и управляющие компании и товарищества собственников жилья.
На первоначальном этапе реализации комплексного проекта важнейшим вопросом для заказчика является выбор производителя и поставщика оборудования, который сможет предоставить наиболее функциональные, надежные и высокоточные приборы учета. Также имеет значение организация внедрения приборного учета, и конкретно — ее финансово-экономические факторы. Заказчики в регионах уже неоднократно имели возможность оценить оперативность и качество решения вопросов поставки, монтажа и наладки оборудования фирмой «Взлет», крупнейшего производителя приборов учета в России, обладающего высоким уровнем отраслевой компетенции и уникальной технологической базой.
Для осуществления комплексных программ энергосбережения ООО «Взлет-Финанс» предлагает наиболее эффективные на сегодня финансовые схемы — лизинг, сублизинг, факторинг. Благодаря гибким механизмам оборота денежных средств заказчик в ходе реализации проекта обеспечен всем, в чем он нуждается: оборудованием, современными техническими решениями и финансовым «рычагом», а также располагает возможностью последующего сервисного обслуживания узлов учета энергоресурсов.
Уникальность проектов ООО «Взлет-Финанс», прежде всего, в том, что компания предлагает муниципальным заказчикам проверенные, реально работающие финансовые схемы для готовых технических решений коммерческого учета энергоресурсов. Широко используется системный подход по внедрению энергосберегающих программ на местах с выстраиванием отношений от верхних уровней региональной власти и до конечного потребителя. Каждый комплексный проект предварительно скрупулезно прорабатывается с учетом перспектив и возможных рисков внедрения энергосберегающих технологий для конкретного заказчика. Техническую безопасность проектов обеспечивает хорошо развитая сеть сервисных центров и наиболее совершенная на сегодняшний день удаленная система управления филиалами ЗАО «Взлет».
Комплексные проекты «Взлет-Финанс» успешно завершены в ряде муниципальных образований Ленинградской области и внесли весомый вклад в рост энергоэффективности жилого фонда региона. Накопленный передовой опыт различных форм привлечения внебюджетных средств в настоящее время внедряется в других субъектах Российской Федерации в соответствии с поставленными государством задачами повышения энергетической эффективности отечественной экономики и рационального использования энергоресурсов.
Андрей Голубев, коммерческий директор Группы компаний «Взлет»