Преобразование в цифровую форму собственными силами — сейчас
В течение многих лет этот термин вызывал общественные споры, не будучи по-настоящему осязаемым: было сказано, что переход на цифровую форму сопровождается фундаментальными изменениями в корпоративных структурах и культуре. Иерархии являются скорее помехой на пути к цифровому преобразованию — команды и проекты должны сломать границы между отделами. Чтобы разрабатывать новые бизнес-модели на цифровой основе, мы должны быть дипломатичными и научиться мыслить еще более ориентировано на текущие процессы и клиентов.
Это, действительно, правильно, но просто неконкретно и мало ощутимо. В последние несколько лет, в поисках надежной площадки, многие руководители компаний приложили дополнительные усилия, чтобы делегировать тему оцифровки и отдать ее на аутсорсинг действующим или предполагаемым экспертным группам. Стартапы были выделены или куплены с целью управления цифровым преобразованием их собственной компании. В конце концов, повседневные дела не должны страдать от преобразований.
LAPP также столкнулся с этим вопросом. И после напряженной дискуссии мы решили взять нашу оцифровку в свои руки. Вместо того, чтобы переносить ответственность на любую цифровую «шлюпку», мы решили объединить усилия со всем кораблем и всей командой, чтобы разделить цифровое будущее. Мы убеждены, что, хоть и не обязательно самый простой способ в краткосрочной перспективе, он лучший для наших клиентов и, следовательно, для нас как компании.
Дигитализация — дело каждого
Причины такого решения столь же сложны, как и сама затея, и начинаются с осознания того, что оцифровка касается всех. Изменения в мышлении и действии, без которых преобразование в цифровую форму не произойдет, должны проникнуть в каждого сотрудника и всю компанию изнутри. Они будут развиваться лучше, если каждый активно будет участвовать в развитии, а не сторониться новых идей и воздействий извне.
Вкратце другими словами: каждая организация, каждый руководитель, каждое отделение — у каждого сотрудника нашей компании есть задача, а вместе с ней и обязанность внести максимальный вклад в переход на цифровую форму. Никто не может и не должен сидеть сложа руки и говорить: «Это то, что наши цифровые коллеги сделают для нас».
Вторым важным аспектом, побудившим нас заняться этой темой самостоятельно, является убежденность в том, что наши сотрудники и корпоративные структуры приносят с собой особенно хорошие предпосылки: мы — семейный бизнес среднего размера, который всегда формировал нашу корпоративную культуру. Личная ответственность, свобода выбора и креативность сильнее выражены среди наших сотрудников, чем иерархическое мышление. Это позволяет распространять «бремя» новых идей и изменяющихся структур мышления на всех, потому что в любом случае это всегда практиковалось нами.
Что касается корпоративных структур, LAPP относительно децентрализован. Это приносит огромную пользу нашим клиентам, потому что локализованы и точно знаем, какие решения они ищут. Однако это также дает непосредственное преимущество нам — помогает в цифровой трансформации: мы работаем без централизованных корпоративных структур, в которых все потоки сходятся в штаб-квартире; это помешало бы быстрым и ориентированным на клиента действиям. Скорее, мы привыкли думать и действовать в локальных проектах, которые внедряют наши местные команды в значительной степени на самостоятельной основе. По сути говоря: у нас короткие, бюрократические процессы принятия решений, и мы уже работаем как стартап на больших расстояниях. Тем не менее, переход к цифровой форме является четкой темой руководства. Важно установить видение и цели, чтобы проекты были соответственно расставлены по приоритетам.
... и это не самоцель
Это, по нашему мнению, выгодные условия. Другое дело, чтобы идея и концепция цифровизации проникли в повседневную деловую жизнь. Ясно одно: цифровое преобразование не является самоцелью. Скорее, оно разработано, чтобы дать возможность компаниям предоставлять своим клиентам еще более качественные услуги и продукты, делая их, одним словом, счастливее.
В принципе, оцифровка влияет на два направления:
- внешнее, то есть во внешнем имидже компании на своих клиентах;
- внутреннее, т. е. в автоматизацию и оптимизацию бизнес-процессов на основе ИТ, а также в оптимизацию творческих процессов и процессов принятия решений.
Говоря о внешнем направлении, например, речь идет об электронной коммерции и онлайн-рынках, об улучшении продуктов и услуг для клиента и разработке тех, которые возможны только посредством дигитализации.
Во внутреннем направлении центральную роль играют уже упомянутая оптимизация процесса и разработка новых бизнес-моделей. Есть много аспектов, которые влияют на клиента, иными словами, они приносят пользу обеим сторонам: логистические услуги, такие как отслеживание товаров и предложений, или автоматизированные системы переупорядочения — предложения, с помощью которых компания может расширить свою зону обслуживания. Не говоря уже обо всех видах цифровых каналов продаж, информации и связи, которые поддерживают прямой круглосуточный контакт между клиентом и компанией, а также упрощают открытие новых клиентских групп.
«Клиентский опыт» из первых рук
Лозунг, который в последние годы все чаще и чаще использовался в контексте цифровизации, является «опыт клиента». Это относится ко всему опыту, который клиент имеет с компанией, во всех так называемых контактных точках: будь то локальный консультант по продажам или торговый представитель, будь то реклама, плакат, буклет или презентация одного из них. Упаковка, публикация на Facebook, онлайн-поддержка или руководство пользователя на веб-сайте компании... Преобразование в цифровую форму почти бесконечно увеличило число потенциальных точек соприкосновения.
По крайней мере, здесь становится понятно: дигитализация — это действительно нечто. В конце концов, каждый сотрудник представляет компанию через свою работу и является — прямо, лично или косвенно в результате своей работы — точкой контакта с клиентом. Очевидно, что если мы задействуем всех сотрудников, мы увеличим вероятность того, что качество обслуживания клиентов будет правильным по всем аспектам. Если мы этого не сделаем, мы рискуем оказаться несовместимыми с нашей фирменной идентичностью и ослабить авторитет нашего бренда.
Доверие к данным
Как, однако, это реализовывается? Прежде всего: даже если это задача каждого, мы создали ключевую команду, которая продвигает цифровизацию, сопровождает ее и постоянно задает новые потенциальные процессы. Основная задача этой команды — показать как можно более конкретно, как хороший анализ и последовательная интерпретация данных могут помочь нам стать лучше. Как данные открывают невообразимые горизонты, приносят удивительные идеи и приводят к новым. Мы даже немного позиционируем себя переводчиками, которые ясно дают понять, что наши данные говорят о наших процессах, о том, как их можно улучшить, если вы доверяете данным как нетленному источнику информации. Таким образом, мы запускаем некоторый вау-эффект и, между прочим, укрепляем желание наших сотрудников перейти к цифровой трансформации.
Конечно, весь процесс трансформации должен проходить во многих отдельных проектах. Помимо прочего, мы разработали инструмент «межфункциональных целевых групп». В то же время у нас есть международные команды из разных областей, которые сотрудничают для реализации проектов. Мы также специально собираем давних и молодых сотрудников. Первые знают наших клиентов и знают, чего они ожидают, а молодые люди полны новых цифровых идей. Это максимально творческий микс.
Разрушение традиционных структур
С такими проектными группами мы не только ломаем структуры между определенными отделами. Это также создает много новых идей, которые возможны только через междисциплинарное сотрудничество. Члены проектных команд часто учатся друг у друга. Они обычно выходят из таких проектов с высокой мотивацией, и их идентификация как с компанией, так и с проектом оцифровывания чрезвычайно возрастает. Кроме того, вполне возможно, что коллеги из небольших областей станут руководителями глобальных проектов. Здесь также мы разбиваем обычные структуры.
Конечно, это часто утомительно, когда, например, сотрудники управления продуктами реализуют совместный проект с ИТ-специалистами, специалистами по маркетингу и коллегами из финансового сектора — в конце концов, иногда встречаются совершенно разные цели и культуры. Но, согласно нашему предыдущему опыту, преимущества гораздо важнее, чем камни, которые нужно убрать с дороги.
По сути, мы разрабатываем новые инструменты, продукты и услуги. Создаются новые структуры и процессы, а наши сотрудники приобретают дополнительные навыки. Например, они получают более глубокое представление о задачах своих коллег и, кроме всего прочего, улучшают свой английский, потому что язык наших проектов в основном английский.
Разумеется, такие проекты не определяют наш повседневный бизнес, и не каждый сотрудник постоянно сталкивается с ним. Тем не менее, цифровая трансформация уже оказывает все большее влияние на нашу повседневную жизнь и все чаще затрагивает каждого сотрудника. Вот почему мы разработали программу электронного обучения на тему «Индустрия 4.0» и дигитализации. Для некоторых модулей базовые модули являются обязательными для всех сотрудников.
Теперь мы познакомим вас с наиболее важными фактами, объясним концепции, представим наиболее важных клиентов, игроков и разработки в этой области, приведем примеры решений LAPP и расскажем о цифровом будущем. Цель состоит в том, чтобы у всех сотрудников было понимание того, к чему это идет, чтобы их компания была в первых рядах. И, конечно же, они понимают задачу как проблему, которая касается их всех.
В конце концов, оцифровка — это не ИТ-проект, а процесс, который касается нашей общей конкурентоспособности в 21-м веке. Проект, направленный на создание новых, актуальных импульсов для нашего основного бизнеса и для наших сотрудников. Это действует продуктивнее, когда все сотрудники собираются вместе, независимо от субординации, отдела или страны, и тем больше у них эмоций и успешных результатов.