Понятие «цифровизация» сейчас у всех на слуху, но что оно в первую очередь значит для бизнеса? По нашему мнению, главное, что может дать перевод рутинных операций в цифровой формат, — повышение эффективности процессов, а также уход от влияния человеческого фактора. Особенно это актуально для крупных бизнес-структур, как, например, компания «Русский Свет». Именно о цифровизации шла речь на бизнес-форуме, прошедшем 10 февраля 2022 года в Иркутске.
Участниками данного мероприятия стали руководители крупнейших промышленных предприятий России, а также стратегические партнеры «Русского Света» — компании DKC, IEK GROUP, Navigator, OBO Bettermann, Schneider Electric.
Открыл конференцию директор по стратегическому маркетингу компании «Русский Свет» Алексей Орловский. Он рассказал присутствующим о достижениях компании и поделился оперативными итогами.
В составе «Русского Света» сейчас работают 143 филиала и представительства, а также 54 магазина в России, Белоруссии и Казахстане. Специалисты компании ежегодно разрабатывают порядка 1400 проектов по разделам «Освещение», «Электроснабжение», «Слаботочные сети». «Русский Свет» входит в число 500 крупнейших по выручке компаний нашей страны по версии РБК (в 2021 г. — на 256 месте). Оборот компании в 2021 г. составил 90 млрд руб.
Особое внимание Алексей Орловский уделил сотрудничеству с ассоциацией «Честная позиция». «Русский Свет» стоял у истоков создания «Честной позиции», поскольку компания изначально придерживалась принципов цивилизованного бизнеса. «Русский Свет» участвует во всех проектах «Честной позиции», способствуя установлению на рынке электротехники норм и принципов ведения бизнеса. При этом высокие этические стандарты предъявляются «Русским Светом» не только к себе, но и к партнерам.
Также Алексей Орловский презентовал единый центр обращений, который будет способствовать дальнейшему повышению клиентоориентированности «Русского Света». Этот центр предоставит возможность клиентам получать консультации по ассортименту, информацию по остаткам, ценам, сервисам интеграции, статусу заказов. К тому же единый центр обращений позволит оперативно получать обратную связь от клиентов и осуществлять ее обработку. В сегодняшних реалиях уже недостаточно обеспечивать поставку продукции по выгодной цене, требуется обеспечить эффективную поддержку клиентов путем предоставления различных сервисов, в том числе и интеграционных.
Единый центр обращений — новый инструмент, который даст возможность клиенту получить консультацию по любому вопросу
Экосистема «Русского Света» решает большинство проблем
Сегодня цифровые сервисы, замкнутые только на одну компанию, мало кому интересны. О создании цифровой экосистемы «Русского Света» рассказал директор компании по информационным технологиям Вячеслав Овчинников.
С какими проблемами сталкиваются обычно предприятия в области закупки товаров для своих нужд? Как правило, процесс закупки товаров структурными подразделениями предприятия не централизован. К тому же отсутствует оценка совокупной потребности всего холдинга (группы предприятий) по конкретной товарной группе, бренду. Квалифицированный отбор поставщиков не ведется, а процедура получения оптимальной цены на каждую товарную группу зачастую отсутствует. Срок поступления материальных ценностей не известен, нет уведомлений о переносе сроков поступления их клиенту.
Корень перечисленных проблем Вячеслав Овчинников видит в том, что информация от продавца передается клиентам в ручном режиме. Сложившаяся практика — ручной ввод информации в EXCEL-таблицы, передача их посредством электронных писем. При таком подходе информация недостаточно оперативна, выдается только в пределах рабочего дня и на ее полноту и достоверность влияет человеческий фактор. В итоге клиенты не имеют оперативной полной картины и по-лучают информацию из разных источников.
Главная задача, которую решает экосистема компании «Русский Свет», — автоматическая передача данных в реальном времени своим партнерам. Информация оперативно появляется в учетной системе клиента: технические характеристики, цены, весогабаритные размеры, складские остатки. На основании этих данных можно уверенно принимать решения о закупке продукции.
Автоматизация решает и кадровую проблему — потребуется на 20–30 % меньше сотрудников, чем при использовании ручного ввода информации. Особенно значительна выгода от автоматизации на предприятиях, где доля закупок электротехники достаточно мала по сравнению с закупками основного сырья (металлургия, химическое производство, производство бумаги и картона) Традиционный подход в закупках требует задействовать дополнительные человеческие ресурсы. К тому же в штате должны присутствовать менеджеры по закупкам, хорошо разбирающиеся в электротехнической продукции. Автоматизация позволяет сократить ресурсы на так называемые малостоимостные закупки (или закупки малого объема).
На сегодняшний день компания «Русский Свет» предлагает своим партнерам несколько стандартных сценариев интеграции.
- Сценарий № 1
Клиент подбирает товар через В2В-портал RS24→Заказ попадает напрямую в «Русский Свет»→Автоматический обмен первичными документами (электронный документооборот). - Сценарий № 2
Клиент подбирает товар на торговой площадке (ЭТП/Marketplace)→заказ попадает напрямую в «Русский Свет»→автоматический обмен первичными документами (электронный документооборот). - Сценарий № 3
Клиент подбирает товар в своей учетной системе→заказ попадает напрямую в «Русский Свет»→автоматический обмен первичными документами (электронный документооборот).
Преимуществами использования В2В-портала RS24 являются:
- авторизированный доступ из учетной системы клиента;
- индивидуальные цены;
- аналоги;
- техническая документация;
- сертификаты;
- история заказов;
- возможность аналитики.
Работа на ЭТП/Marketplace обеспечивает удобный доступ к каталогу поставщика, а также наличие индивидуальных цен. Использование корпоративной информационной системы клиента позволяет сотрудникам работать в знакомом и привычном интерфейсе. Автоматический обмен заказами (внутренние документы) и электронный документооборот (внешние документы) предполагают снижение трудозатрат, исключение ошибок, ускорение процессов. При необходимости стандартные сценарии могут кастомизироваться под бизнес-потребность клиента.
Внутри компании «Русский Свет» используется мощная BI-система сбора и анализа данных. По запросу клиента «Русский Свет» может предоставить выгрузки агрегированных данных в форматах *.xls, *.csv, *.xml в разрезе отдельных предприятий или холдинга в целом.
«Компания "Русский Свет" намерена и дальше развивать и улучшать свои интеграционные сервисы, а также помогать своим партнерам строить более эффективный бизнес с помощью различных информационных систем», — так Вячеслав Овчинников кратко сформулировал сверхзадачу компании перед партнерами.
«Русский Свет» и УГМК: коллаборация лидеров
О перспективах интеграции информационной системы крупнейшего в России металлургического холдинга с экосистемой «Русского Света» с нашим журналом поделился Данила Сафин, менеджер отдела стратегических закупок Уральской горно-металлургической компании (УГМК):
«В соответствии со стратегией развития до 2025 г. УГМК производит сейчас трансформацию всех процессов, связанных с закупками. При проработке вопроса были отмечены две важные особенности. Во-первых, в структуру УГМК входит множество организаций, профиль которых разнообразен — добыча полезных ископаемых, строительство, морской порт и т. п. Во-вторых, указанные организации находятся в разных местах страны, причем каждая из них имеет собственную службу материально-технического обеспечения. Есть планы объединить все эти разрозненные службы в единую, чтобы контролировать весь процесс приобретения материалов холдингом.
На рынке электротехнической продукции присутствуют сотни поставщиков. До 2021 года УГМК не выработала единой стратегии в отношении работы с ними. Закупщики действовали не системно, в зависимости от конкретных проектов. Проанализировав ситуацию на рынке, мы решили централизовать закупки, провести квалифицированный отбор поставщиков, запустить проект по интеграции систем с целью оперативного получения информации.
Когда искали инструменты, позволяющие сделать процесс закупки более прозрачным, а также достичь экономии, то рассматривали различные решения. Нами были протестированы несколько предложений, имеющихся на рынке, в частности, внутри УГМК был создан "внутренний маркетплейс".
Для реализации поставленных задач мы выбрали ключевого игрока на рынке электротехники для сотрудничества. Им стала компания "Русский Свет". Наряду с возможностью интеграции информационных систем нам был предложен набор сервисов, таких как гибкая система кредитования, логистика, инжиниринг.
Компания "Русский Свет" одна из первых приступит к реализации данного проекта: ее специалистами были изучены нюансы про-цесса закупок УГМК, определен состав рабочей группы по внедрению, разработана дорожная карта интеграции».
Производители продукции — активные участники интеграций
Как оказалось, проблема интеграции систем беспокоила всех участников бизнес-форума на Байкале, в том числе и крупнейших производителей электротехнической продукции.
Обладая огромной библиотекой технических документов, банками чертежей, BIM-моделей и фотографий, информацией об остатках продукции на собственных складах, в т. ч. информацией о товарах «в пути» (от производственной площадки до распределительных центров), инструментами расчета энергоэффективности и подбора оборудования, производители продукции ищут способ передать эту информацию конечным потребителям и сделать инструменты общедоступными.
Для решения этой задачи также применяются инструменты интеграции систем. Однако не каждое производственное предприятие и даже холдинг обладает достаточным ресурсом для интеграции своей системы с информационными системами хотя бы трех производителей продукции.
Технология тиражирования интеграционных решений позволяет «Русскому Свету» решить эту задачу, а именно быстро подключать к обмену информацией новых производителей и выступать провайдером для передачи данных конечным потребителям. На сегодняшний день компания аккумулирует и передает своим клиентам различную информацию от 130 ведущих российских и зарубежных производителей.
Подводя итоги конференции
Со стороны клиентов и поставщиков электротехнической продукции на конференции давались самые высокие оценки сотрудничеству с «Русским Светом». Отмечалось, что набор предоставляемых сервисов — гибок и вариативен, а интеграционный сервис компании предоставляет оперативную информацию для различных категорий сотрудников.
Компания «Русский Свет» продолжает оставаться крупной динамической структурой, развивая современные цифровые сервисы, В2В-портал RS24 — все это подчинено одной стратегической цели — повышению эффективности бизнеса компании и ее партнеров.