Совет Федерации одобрил закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Целью закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности. В документе даются определения «энергетического ресурса», «вторичного энергетического ресурса», «энергосбережения», «энергетической эффективности», «энергетического обследования» и др.
К принципам правового регулирования в данной области отнесены: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергоресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
Согласно закону, государство устанавливает требования к обороту отдельных товаров, назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов. В частности, импортные и отечественные товары должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на этикетках. Это требование распространяется на следующие товары: из числа бытовых энергопотребляющих устройств — с 1 января 2011 г.; компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники — с 1 января 2012 г.; иных товаров — с даты, установленной правительством РФ. Виды товаров, на которые распространяются данные требования, и их характеристики устанавливаются правительством РФ.
Согласно документу, с 1 января 2011 г. к обороту на территории РФ не допускаются электрические лампы накаливания мощностью 100 Вт и более. С 1 января 2013 г. может быть введен запрет на оборот на территории РФ электроламп мощностью 75 Вт и более, а с 1 января 2014 г. — ламп мощностью 25 Вт и более. Напомним, что, по оценкам Минэкономразвития, общая стоимость замены ламп накаливания на энергосберегающие лампы составит до 2014 г. около 100 млрд руб. При этом строительство заводов по утилизации люминесцентных ламп входит в эту сумму.
Документ обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления, собственников зданий, а также жилых домов до 1 января 2011 г. завершить работу по оснащению зданий приборами учета энергоресурсов. Жилые, дачные, садовые дома, которые объединены общими сетями, должны быть оснащены коллективными приборами учета до 1 января 2012 г. Требования по обеспечению учета энергоресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты и объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г., а также на объекты, мощность потребления электроэнергии которых составляет менее чем 5 кВт или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 Гкал/час.
Документ определяет также требования к региональным и местным программам по энергосбережению; требования к энергоэффективности зданий, строений, сооружений, жилищного фонда; обязанности проведения энергетического обследования; требования к энергетическому паспорту и другие.
Отдельная глава закона посвящена господдержке в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. В частности, предусматривается возможность возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских банках на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в этой области. Также предлагается возможность софинансирования государством расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете на соответствующий финансовый год.
В связи с принятием закона об энергосбережении и повышении энергоэффективности вносится ряд изменений в Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, закон «О бухгалтерском учете» и другие.
Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен ст.9.16, предполагающей ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении. Выпуск или ввоз, реализация товара без включения в техдокументацию информации о классе его энергоэффективности влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 до 15 тыс. руб. с конфискацией товаров; на юридических лиц — от 100 до 150 тыс. руб. с конфискацией товаров.
Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции зданий требований об оснащении приборами учета энергоресурсов влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 500 до 600 тыс. руб.
Предполагается также наложение штрафов за несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования, за несоблюдение требования о предоставлении копии энергетического паспорта в уполномоченный орган исполнительной власти и др.