ГК «ПСМ» («Промышленные силовые машины») разработала проект электрификации для морской буровой платформы, которая осваивает сверхглубокие нефтяные скважины в Каспийском море в Азербайджане. Он позволит кардинально модернизировать устаревшую буровую установку за счет двукратного повышения ее эффективности, на 30% сократить расходы на ее эксплуатацию и продлить общий срок службы.
Новый инжиниринговый проект предусматривает перевод буровой платформы с устаревшей механической системы нижнего привода на более надежную и экономически эффективную для процесса бурения – электрическую систему верхнего привода. Технологическая новинка представляет собой комплексную систему энергоснабжения общей мощностью более 5 МВт на базе дизель-генераторых установок с тиристорным преобразователем и консолью управления процессом бурения.
Для проекта компания «ПСМ» выпустит четыре дизель-генератора мощностью 1200 кВт каждый, укомплектованных в соответствии с требованиями Российского морского регистра судоходства. Они будут работать на базе промышленного двигателя Mitsubishi, который оптимально подходит для эксплуатации в труднодоступных, удаленных районах со сложными условиями и дефицитом квалифицированного технического персонала. Дизель-генераторы будут вырабатывать электроэнергию напряжением 600 В.
В состав энергокомплекса войдет тиристорный преобразователь, благодаря которому нагрузка будет равномерно распределяться между дизель-генераторами, а мощность вырабатываемой энергии – изменяться в зависимости от потребностей лебедки и насосов буровой платформы. Специальная консоль управления в режиме реального времени позволит отслеживать все параметры бурения и рабочие характеристики энергоблока.
Дополнительно в комплекте предусмотрен дизель-генератор ПСМ ADDo-300 мощностью 300 кВт. Он обеспечит комфортную работу сотрудников буровой установки за счет подачи энергии для бытовых нужд.
В настоящее время подавляющее большинство буровых эксплуатируются на месторождениях нефти и газа уже более 40-60 лет. В основном на них применяется механический привод. При этом для каждого элемента буровой требуется отдельный силовой агрегат, и для того чтобы запустить ротор, лебедку и насосы, необходима энергия от 5 до 9 дизельных двигателей. Поломка хотя бы одного из них останавливает работу всей буровой установки. Модернизация энергетической системы буровых позволит продлить срок их службы, многократно увеличит эффективность работ и сэкономит денежные средства.