События

RuGrids-Electro 2016: государство должно помочь старту электромобилей

21 октября 2016 г. в 15:51

Современная электроэнергетика развивается с учетом широкого внедрения электротранспорта. Появляются новые задачи: интеллектуальное распределение энергии между зарядными станциями и другими потребителями, отдельный учет электроэнергии, поставляемой автомобилистам и т. п. Поэтому одним из центральных мероприятий в рамках Международного электроэнергетического форума RuGrids-Electro, прошедшего 18-19 октября 2016 г. в Центре международной торговли на Красной Пресне в Москве, стал круглый стол «Инвестиции в будущее: развитие электротранспорта как часть стратегии инновационного развития». Этот круглый стол проводился при участии Аналитического центра Правительства РФ. В дискуссии приняли участие высокопоставленные чиновники, представители бизнеса и авторитетные эксперты.

Участники «круглого стола» (слева направо): Татьяна Алексеева, заместитель председателя Подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере ТПП РФ (модератор); Леонид Неганов, министр энергетики Московской области; Андрей Панков, генеральный директор ЗАО «Рено Россия»; Владимир Софьин, директор Департамента технологического развития и инноваций ПАО «Россети»; Вячеслав Бурмистров, заместитель лиректора Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ; Роман Бердников, первый заместитель генерального директора ПАО «Россети»; Михаил Подорожанский, главный редактор журнала «Авторевю»; Дмитрий Холкин, руководитель Проектного центра развития инноваций фонда «Центр стратегических разработок»

Поводом для дискуссии стала приближающаяся дата 4 ноября, которая не только является важным государственным праздником, но и станет началом действия Парижского соглашения по климату, подписанного Россией в 2015 году. Согласно документу, Россия должна сократить выброс парниковых газов на 25 — 30%, то есть до уровня 1990 года. Вряд ли нужно объяснять, что все больший вклад в загрязнение воздуха в нашей стране вносят автомобили. Поэтому добиться снижения выбросов в атмосферу можно достичь, только если серьезно заняться переходом на электромобили. На «круглом столе» шла дискуссия, каким путем можно стимулировать развитие электротранспорта.

С одной стороны, электромобиль — это модно и удобно. Как правило, автомобилист, пересевший с машины, имеющей двигатель внутреннего сгорания, на электромобиль, уже не захочет вернуться обратно, если только его не принудят к этому отсутствие инфраструктуры или экономические проблемы. Но, с другой стороны, пока электромобиль стоит дороже обычного автомобиля. Значит, государство должно дать начальный толчок процессу перехода на электромобили, как с помощью экономических, так и с помощью организационных мер.

В мире наметилось две модели перехода на электрическую тягу. Первая, принятая в Китае, Франции, Италии и Норвегии, предполагает активное участие государства путем предоставления льгот владельцам электромобилей, введения ограничений для двигателей внутреннего сгорания, а также директивные указания подконтрольным государству электроэнергетическим компаниям по развитию инфраструктуры электрических зарядных станций. Вторая модель характерна для США и Великобритании. Бизнес проявляет инициативу «снизу» по внедрению электромобилей, государство его поддерживает путем привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты.

В Китае при покупке электромобиля государство дает дотацию покупателю в размере $9400. Уточним, в городах, где автомобильные номера разыгрывают в лотерею, эта мера ограничения роста личного транспорта на электромобили не распространяется. Во Франции государство вкладывает деньги в строительство сети станций зарядок для электромобилей рядом с основными трассами. В Италии строительством электрических зарядок для электромобилей занимается энергетическая компания Enel, блокирующий пакет акций которой принадлежит государству. В Норвегии при покупке электромобилей не берется НДС, на электромобилях можно ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. Строительством электрических заправок занимается специально созданная госкорпорация. Также в этой стране существуют бесплатные муниципальные зарядки для электротранспорта, которые отличаются от платных меньшей скоростью зарядки. В США предусмотрены налоговые льготы как для производителей электромобилей, так и для компаний, устанавливающих зарядные станции. В Великобритании правительство субсидирует покупателей электромобилей.

Станция зарядки для электромобилей, созданная Рязанским радиозаводом

В России также идут по пути, характерному для Китая и континентальной Европы. У нас зарядные станции для электромобилей, устанавливаемые ПАО «Россети», пока обслуживают клиентов бесплатно, в Москве электромобили могут парковаться там, где для обычных автомобилей действуют ограничения. Технические проблемы, связанные с климатом и состоянием дорог, во многом решаются за счет совершенствования самих электромобилей. В целом, современные модели электромобилей уже пригодны для эксплуатации круглый год. Участники дискуссии были едины в позиции, что электромобиль нам нужен. Вопрос лишь в том, насколько государство в нынешней ситуации может помочь развитию, когда бюджетные средства ограничены.

По-видимому, придется совмещать как «китайский», так и «американский» подходы. Государство может дать толчок развитию электромобилей, закрепив законодательно на федеральном уровне льготы на парковку. Но придется привлекать и частные инвестиции, к чему подконтрольное государству ПАО «Россети» готово. Эта компания предлагает несколько недорогих вариантов построения зарядных станций, позволяющих устанавливать их в каждом дворе. Например, можно объединять зарядную станцию с трансформаторной подстанцией. Или же снабжать станцию аккумулятором большой емкости, чтобы она накапливала электроэнергию ночью, когда она дешевая, и отдавала днем. При таком решении не потребуется прокладывать дополнительно мощную линию электропитания. Участвовать в финансировании таких проектов может и малый бизнес. Снизить расходы на создание сети электрозаправок может и производство станций в России на основе собственных разработок. На форуме Рязанский радиотехнический завод демонстрировал созданную им зарядную станцию для электромобилей, мало чем уступающую зарубежным аналогам, но стоящую значительно дешевле.

Другой вопрос — как позиционировать электротранспорт в условиях нашей страны с ее огромными территориями. Одни участники дискуссии считают электромобиль транспортом исключительно для города и ближайших пригородов, другие надеются на полный переход в будущем к электромобилям. Надо отметить, что основной проблемой для нашей страны является большое время зарядки аккумулятора электромобиля — во время дальних путешествий приходится несколько раз подзаряжаться, при использовании обычных станций зарядки на это уходит не менее 3 часов. Но прогресс не стоит на месте, и компания ABB, также принимавшая участие в форуме, недавно установила в Москве высокоскоростную зарядку Terra 53, позволяющую за 10 минут зарядить электромобиль, после чего он способен проехать до 120 км. То есть можно заряжать электромобиль за то время, когда водитель делает остановки, чтобы «пройти, размяться, кофе попить», то есть процесс зарядки не будет нарушать естественный ритм поездки. При установке таких зарядных станций, скажем, через каждые 100 км, путешествие на электромобиле будет столь же быстрым, как и путешествие на обычном автомобиле — процесс зарядки станет незаметным. Но это еще не самое впечатляющее достижение — та же ABB установила в Швейцарии несколько заправок мощностью 500 кВт каждая для зарядки электробусов. При этом зарядка производится за 15-20 секунд во время остановки машины. Отечественных быстрых зарядок для электромобилей, к сожалению, пока не выпускается. И не потому, что сделать их наша промышленность не способна. Просто отсутствует соответствующий ГОСТ, на который могли бы ориентироваться отечественные производители (на медленные зарядки он уже есть).

В то же время, никто не оспаривает необходимость приоритетного развития электротранспорта сначала в мегаполисах, так как именно в них наиболее сложная ситуация с экологией. Кроме этого, электромобили позволят уменьшить неравномерность потребления электричества во времени, характерную для крупных городов, что позволит повысить эффективность работы электросетей.

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Информация о компании

Компания «Элек.ру» — команда профессионалов, обеспечивающих эффективную работу и развитие крупнейших рекламно-информационных проектов электротехнической отрасли: Интернет-портала Elec.ru и журнала «Электротехнический рынок».
Публикации по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Электростанции, дизель генераторы от 10 до 500 кВт

Электростанции от 10 до 500 кВт, (АД-10, АД-12, АД-30, АД-60, АЛ-100, АД-200, АД-500) с госхранения, стационарные, передвижные, напряжение 230/400 В, частота 50 Гц, род тока -переменный трехфазный, система охлаждения -радиаторная. Производство Россия. Гарантия. ООО «Звезда Сибири» Ремонт, продажа. Заключаем договоры на ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.
Звездасибири Александр · Звезда-С · 25 апреля · Россия · Новосибирская обл
Электростанции, дизель генераторы от 10 до 500 кВт

ПРОДАМ: Реши проблему сейчас: электростанции для электроснабжения

Дизельные Генераторы, электростанции АД-12, АД-16, АД-20, АД-30, АД-60, АД-100, АД-150, АД-200, АД-250, АД-315, другие дизель генераторные установки до 3000 кВт, CUMMINS, SDMO, DENYO, FG Wilson, дизель и бензо генераторы , ММЗ, ЯМЗ. ТМЗ, VOLVO, DOOSAN, MTU и др., 1,2,3 степень автоматизации, стационарные и передвижные, кунг, шасси, контейнер Север, в наличии и под заказ. Новые, б/у, консервация Доставка авто и ж/д транспортом. Поставки в Атырау, Актобе, Костанай, Рудный, Петропавловск, Кокшетау, Павлодар , Астана, Караганда и др.
Насонова Виктория · ООО ПК НАВИГАТОР · 27 апреля · Россия · Челябинская обл
Реши проблему сейчас: электростанции для электроснабжения

ПРОДАМ: Электростанция 30 кВт

Электростанция 30 кВт «Звезда Сибири» реализует электростанции (дизельные генераторы) мощностью от 10 до 500 кВт. Электростанция (дизель-генератор) АД-30Т/400 стационарная или передвижная на двухосном прицепе, под погодозащитным капотом, с хранения. Обслужена и проверена под нагрузкой. Гарантия. Характеристики: 1-я степень автоматизации, номинальная мощность — 30 кВт (37,5 кВА), номинальное напряжение — 400В, частота- 50 Гц, род тока — переменный трехфазный, ток при напряжении 400 В — 54 А, двигатель ЯАЗ М204Г (Д60Р, Д65), генератор ДГФ-82/4, ёмкость топливного бака — 80л, система охлаждения — радиаторная, расход топлива ~ 8-11 л/ч при номинальной мощности. Масса электростанции — 2000кг, на прицепе — 3770 кг. Габаритные размеры (длина х ширина х высота, мм) — 2400×1000×1670. Габариты электростанции на прицепе (мм) — 6200×2230×2520. Мы работаем с понедельника по пятницу с 9:00 до 17:30 Пожалуйста, при звонке учитывайте разницу в часовых поясах (+ 4ч МСК).
Звездасибири Александр · Звезда-С · 25 апреля · Россия · Новосибирская обл
Электростанция 30 кВт

ПРОДАМ: Электростанция 30 кВт

Электростанция 30 кВт серия АД «Звезда Сибири» реализует электростанции (дизельные генераторы) мощностью от 10 до 500 кВт. Электростанция (дизель-генератор) АД-30Т/400 стационарная или передвижная на двухосном прицепе, под погодозащитным капотом, с хранения. Обслужена и проверена под нагрузкой. Гарантия. Характеристики: 1-я степень автоматизации, номинальная мощность — 30 кВт (37,5 кВА), номинальное напряжение — 400В, частота- 50 Гц, род тока — переменный трехфазный, ток при напряжении 400 В — 54 А, двигатель ЯАЗ М204Г (Д60Р, Д65), генератор ДГФ-82/4, ёмкость топливного бака — 80л, система охлаждения — радиаторная, расход топлива ~ 8-11 л/ч при номинальной мощности. Масса электростанции — 2000кг, на прицепе — 3770 кг. Габаритные размеры (длина х ширина х высота, мм) — 2400×1000×1670. Габариты электростанции на прицепе (мм) — 6200×2230×2520. Мы работаем с понедельника по пятницу с 9:00 до 17:30 Пожалуйста, при звонке учитывайте разницу в часовых поясах (+ 4ч МСК).
Бурындин Александр · ООО "Звезда " · 25 апреля · Россия · Новосибирская обл
Электростанция 30 кВт

ПРОДАМ: Электростанция (дизель генератор) АД 30Т/400

ООО «Звезда Сибири» реализует: Электростанции (дизель генераторы)- стационарная с хранения, открытая (под капотом, передвижная). 1-я степень автоматизации, номинальная мощность — 30 кВт, частота 50 Гц, номинальное напряжение — 400В, род тока — переменный 3-х фазный, двигатель ЯАЗ 204Г, генератор ДГФ-82/4, ёмкость топливного бака — 100л, расход топлива — 8л/ч. Радиаторная система охлаждения, масса — 2000кг. Габаритные размеры (мм) — 2500×1160×1780
Звездасибири Александр · Звезда-С · 25 апреля · Россия · Новосибирская обл
Электростанция (дизель генератор) АД 30Т/400
Один из ведущих российских поставщиков и производителей светотехнического и электротехнического оборудования под брендом IEK®, оборудования промышленной автоматизации ONI® и продукции ITK® для IT технологий.