Современная электроэнергетика развивается с учетом широкого внедрения электротранспорта. Появляются новые задачи: интеллектуальное распределение энергии между зарядными станциями и другими потребителями, отдельный учет электроэнергии, поставляемой автомобилистам и т. п. Поэтому одним из центральных мероприятий в рамках Международного электроэнергетического форума RuGrids-Electro, прошедшего 18-19 октября 2016 г. в Центре международной торговли на Красной Пресне в Москве, стал круглый стол «Инвестиции в будущее: развитие электротранспорта как часть стратегии инновационного развития». Этот круглый стол проводился при участии Аналитического центра Правительства РФ. В дискуссии приняли участие высокопоставленные чиновники, представители бизнеса и авторитетные эксперты.
Участники «круглого стола» (слева направо): Татьяна Алексеева, заместитель председателя Подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере ТПП РФ (модератор); Леонид Неганов, министр энергетики Московской области; Андрей Панков, генеральный директор ЗАО «Рено Россия»; Владимир Софьин, директор Департамента технологического развития и инноваций ПАО «Россети»; Вячеслав Бурмистров, заместитель лиректора Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ; Роман Бердников, первый заместитель генерального директора ПАО «Россети»; Михаил Подорожанский, главный редактор журнала «Авторевю»; Дмитрий Холкин, руководитель Проектного центра развития инноваций фонда «Центр стратегических разработок»
Поводом для дискуссии стала приближающаяся дата 4 ноября, которая не только является важным государственным праздником, но и станет началом действия Парижского соглашения по климату, подписанного Россией в 2015 году. Согласно документу, Россия должна сократить выброс парниковых газов на 25 — 30%, то есть до уровня 1990 года. Вряд ли нужно объяснять, что все больший вклад в загрязнение воздуха в нашей стране вносят автомобили. Поэтому добиться снижения выбросов в атмосферу можно достичь, только если серьезно заняться переходом на электромобили. На «круглом столе» шла дискуссия, каким путем можно стимулировать развитие электротранспорта.
С одной стороны, электромобиль — это модно и удобно. Как правило, автомобилист, пересевший с машины, имеющей двигатель внутреннего сгорания, на электромобиль, уже не захочет вернуться обратно, если только его не принудят к этому отсутствие инфраструктуры или экономические проблемы. Но, с другой стороны, пока электромобиль стоит дороже обычного автомобиля. Значит, государство должно дать начальный толчок процессу перехода на электромобили, как с помощью экономических, так и с помощью организационных мер.
В мире наметилось две модели перехода на электрическую тягу. Первая, принятая в Китае, Франции, Италии и Норвегии, предполагает активное участие государства путем предоставления льгот владельцам электромобилей, введения ограничений для двигателей внутреннего сгорания, а также директивные указания подконтрольным государству электроэнергетическим компаниям по развитию инфраструктуры электрических зарядных станций. Вторая модель характерна для США и Великобритании. Бизнес проявляет инициативу «снизу» по внедрению электромобилей, государство его поддерживает путем привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты.
В Китае при покупке электромобиля государство дает дотацию покупателю в размере $9400. Уточним, в городах, где автомобильные номера разыгрывают в лотерею, эта мера ограничения роста личного транспорта на электромобили не распространяется. Во Франции государство вкладывает деньги в строительство сети станций зарядок для электромобилей рядом с основными трассами. В Италии строительством электрических зарядок для электромобилей занимается энергетическая компания Enel, блокирующий пакет акций которой принадлежит государству. В Норвегии при покупке электромобилей не берется НДС, на электромобилях можно ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. Строительством электрических заправок занимается специально созданная госкорпорация. Также в этой стране существуют бесплатные муниципальные зарядки для электротранспорта, которые отличаются от платных меньшей скоростью зарядки. В США предусмотрены налоговые льготы как для производителей электромобилей, так и для компаний, устанавливающих зарядные станции. В Великобритании правительство субсидирует покупателей электромобилей.
Станция зарядки для электромобилей, созданная Рязанским радиозаводом
В России также идут по пути, характерному для Китая и континентальной Европы. У нас зарядные станции для электромобилей, устанавливаемые ПАО «Россети», пока обслуживают клиентов бесплатно, в Москве электромобили могут парковаться там, где для обычных автомобилей действуют ограничения. Технические проблемы, связанные с климатом и состоянием дорог, во многом решаются за счет совершенствования самих электромобилей. В целом, современные модели электромобилей уже пригодны для эксплуатации круглый год. Участники дискуссии были едины в позиции, что электромобиль нам нужен. Вопрос лишь в том, насколько государство в нынешней ситуации может помочь развитию, когда бюджетные средства ограничены.
По-видимому, придется совмещать как «китайский», так и «американский» подходы. Государство может дать толчок развитию электромобилей, закрепив законодательно на федеральном уровне льготы на парковку. Но придется привлекать и частные инвестиции, к чему подконтрольное государству ПАО «Россети» готово. Эта компания предлагает несколько недорогих вариантов построения зарядных станций, позволяющих устанавливать их в каждом дворе. Например, можно объединять зарядную станцию с трансформаторной подстанцией. Или же снабжать станцию аккумулятором большой емкости, чтобы она накапливала электроэнергию ночью, когда она дешевая, и отдавала днем. При таком решении не потребуется прокладывать дополнительно мощную линию электропитания. Участвовать в финансировании таких проектов может и малый бизнес. Снизить расходы на создание сети электрозаправок может и производство станций в России на основе собственных разработок. На форуме Рязанский радиотехнический завод демонстрировал созданную им зарядную станцию для электромобилей, мало чем уступающую зарубежным аналогам, но стоящую значительно дешевле.
Другой вопрос — как позиционировать электротранспорт в условиях нашей страны с ее огромными территориями. Одни участники дискуссии считают электромобиль транспортом исключительно для города и ближайших пригородов, другие надеются на полный переход в будущем к электромобилям. Надо отметить, что основной проблемой для нашей страны является большое время зарядки аккумулятора электромобиля — во время дальних путешествий приходится несколько раз подзаряжаться, при использовании обычных станций зарядки на это уходит не менее 3 часов. Но прогресс не стоит на месте, и компания ABB, также принимавшая участие в форуме, недавно установила в Москве высокоскоростную зарядку Terra 53, позволяющую за 10 минут зарядить электромобиль, после чего он способен проехать до 120 км. То есть можно заряжать электромобиль за то время, когда водитель делает остановки, чтобы «пройти, размяться, кофе попить», то есть процесс зарядки не будет нарушать естественный ритм поездки. При установке таких зарядных станций, скажем, через каждые 100 км, путешествие на электромобиле будет столь же быстрым, как и путешествие на обычном автомобиле — процесс зарядки станет незаметным. Но это еще не самое впечатляющее достижение — та же ABB установила в Швейцарии несколько заправок мощностью 500 кВт каждая для зарядки электробусов. При этом зарядка производится за 15-20 секунд во время остановки машины. Отечественных быстрых зарядок для электромобилей, к сожалению, пока не выпускается. И не потому, что сделать их наша промышленность не способна. Просто отсутствует соответствующий ГОСТ, на который могли бы ориентироваться отечественные производители (на медленные зарядки он уже есть).
В то же время, никто не оспаривает необходимость приоритетного развития электротранспорта сначала в мегаполисах, так как именно в них наиболее сложная ситуация с экологией. Кроме этого, электромобили позволят уменьшить неравномерность потребления электричества во времени, характерную для крупных городов, что позволит повысить эффективность работы электросетей.