Альтернативная энергетика

На «Российской транспортной неделе» обсудили специфику использования электромобилей в нашей стране

21 ноября 2023 г. в 10:33

Весьма распространено мнение, что электромобили — это не для российских просторов. Или, по крайней мере, транспортные средства на аккумуляторах должны использоваться у нас не так, как во многих других странах. Так ли это на самом деле и что надо сделать, чтобы электротранспорт приносил реальную пользу, обсудили 29 сентября на заседании «чайного клуба» «Россия электромобильная. Что даст электромобилизация людям и бизнесу». Мероприятие прошло в московском «Экспоцентре» в рамках «Российской транспортной недели», ее организатором выступил интернет-портал «Зеленая точка старта».

Во вступительном слове модератор дискуссии основатель и главный редактор портала «Зеленая точка старта» Станислав Макухин обозначил основную тему, вынесенную на обсуждение: «Мы явно видим прирост числа электромобилей в России. Поэтому нам постепенно, системно нужно решать вопросы, связанные с зарядной инфраструктурой и обслуживанием электротранспорта».

Основная проблема, характерная для электро-мобилей на сегодняшний день, — значительное время зарядки аккумулятора до 80% от максимальной емкости, которое в лучшем случае составляет от 15 минут до 1 часа, а то и несколько часов. Предполагается решать эту проблему за счет быстрой замены тяговых аккумуляторов в электромобилях, электрических грузовиках, электроскутерах и т. п.

на специальных станциях. Время замены составляет от 1,5 до 3 минут. Данное решение получи-ло название «swap-технология». Для России с ее большими расстояниями, а значит, необходимостью многократной зарядки аккумуляторов при путешествии на электромобиле из одной точки страны в другую swap-технология является достаточно полезным решением.

О swap-технологии рассказал в своем выступлении Станислав Макухин. Широкое внедрение таких станций началось с Тайваня, потом ее преимущества оценили на материковой части Китая. В первую очередь сервис по быстрой замене аккумуляторов внедрили применительно к электроскутерам.

Станислав Макухин
Станислав Макухин

Замена разряженных аккумуляторов на свежезаряженные — это не только убыстрение процесса зарядки, но и принципиально новая бизнес-модель. Теперь нет необходимости покупать вместе с транспортным средством аккумулятор (стоимость которого у электромобиля составляет примерно 30–40% от общей стоимости машины, — Прим. автора), можно пользоваться сервисом «аккумулятор как услуга». Уже сейчас в некоторых странах можно приобрести скутер без аккумуляторов и пользоваться сменными аккумуляторами по подписке. В результате электротранспорт на аккумуляторах становится доступнее по цене. Система «аккумулятор как услуга» сейчас активно продвигает в своих скутерах японская компания Honda как на японском, так и на перспективном индийском рынках.

Развивать swap-технологию для электромобилей, по словам Станислава Макухина, первоначально хотела компания Tesla. Но потом Илон Маск сделал ставку на систему ускоренной зарядки. Тем не менее электромобили со swap-технологией сейчас уже серийно выпускает китайская компания NIO, один из ее продуктов был представлен на «Российской транспортной неделе».

Эта же компания развивает и сеть станций для быстрой замены аккумуляторов. Процесс замены источников питания на них полностью автоматизирован. Опыт NIO стали перенимать и другие китайские производители, а теперь идет речь и о внедрении данной системы и в США.

В России применительно к электроскутерам swap-технология также развивается. Первопроходцем стала компания AXU motors из Ижевска. На «чайном клубе» выступил ее основатель Рус-лан Эминов. Компания создала скутер с быстрой заменой аккумуляторной батареи и зарядно-об-менную станцию для него. Наряду с заменой аккумуляторов, для пользователей электроскутеров производства AXU motors предусмотрена и возможность зарядки аккумулятора на зарядной станции, либо самостоятельно дома. Но в таком случае время зарядки достигает 3,5 ч. Расстояние, которое скутер проходит от одной зарядки, составляет 140 км.

Прообразом системы стали аналогичные решения, реализованные на Тайване. Но российские разработчики сейчас заняты их усовершенствованием. В ближайшее время появится мобильное приложение, с помощью которого клиент сможет открывать шкаф для обмена аккумуляторами. Кроме этого, данное приложение позволит коммерческим пользователям, обладающим целым парком скутеров, отслеживать их местоположение и состояние их батарей.

Руслан Эминов
Руслан Эминов

Модератор поинтересовался у присутствующего на мероприятии генерального директора компании «Грин Драйв» (занимается развитием сети зарядных станций для электромобилей в России) Сергея Яковлева, готов ли он поддержать начинание AXU motors и принять участие в строительстве зарядно-обменных станций. На это Сергей ответил, что проект представит интерес для его компании, если количество обслуживаемых скутеров будет измеряться тысячами.

На этапе, когда количество обслуживаемых скутеров измеряется только десятками, проект для него не представляет коммерческого интереса. Также Сергей Яковлев отметил, что видит перспективу применения swap-технологий не только в скутерах, но и в электросамокатах, выдаваемых напрокат кикшеринговыми компаниями. Но опять-таки для коммерческого успеха здесь требуется большое количество транспортных средств.

Снежана Трантина
Снежана Трантина

Директор по транспорту компании Electro.сars Наталья Нехорошева поинтересовалась, как в одной системе обмена аккумуляторами будут сосуществовать частные и корпоративные пользователи, например, курьеры. У вторых интенсивность использования аккумуляторов значительно больше. Получается, частные пользователи будут получать в свое распоряжение изношенные аккумуляторы с уменьшенной емкостью? У Руслана Эминова нашелся ответ на этот вопрос. Важный элемент системы — дистанционный интеллектуальный контроль за состоянием аккумуляторной батареи. Благодаря этому удается своевременно выявлять неисправные батареи. При необходимости можно установить ограничение по падению емкости. Например, не пускать в обмен аккумуляторы, емкость которых упала ниже 60% от первоначального значения.

Большой интерес вызвало выступление Снежаны Трантиной, генерального директора проекта Next electro, АО «СпецАвтоИнжиниринг». Данная компания уже 10 лет производит электрические малотоннажные грузовые электромобили на отечественной технологической платформе с использованием отечественных комплектующих. Кроме этого, компания выпускает электробусы для корпоративных заказчиков. Снежана отметила, что в настоящий момент возглавляемый ею проект не занимается swap-технологией в практическом аспекте, тем не менее, по ее мнению, данное решение может оказаться полезным для электротранспорта. Выпускаемые АО «СпецАвтоИнжиниринг» машины по своей конструкции уже готовы к внедрению swap-технологии, поскольку тяговая аккумуляторная батарея располагается в раме, а рама открыта. Это позволяет автоматически заменить батарею в полностью автоматическом режиме с использованием робота. Но в настоящее время реализация данной возможности, по мнению Снежаны, не актуальна. Next electro специализируется только на выпуске электромобилей. Заниматься развитием зарядно-обменных станций у нее нет возможности. Вот когда на этот рынок выйдут крупные игроки вроде компании «Грин Драйв», тогда можно говорить о производстве машин с функцией быстрой замены аккумуляторов. Кроме этого, участники дискуссии отметили, что в климатических условиях России при размещении аккумуляторной батареи на раме, открытой снизу, т. е. самом удобном варианте с точки зрения автоматической замены, придется зимой дополнительно потратить время на очистку снимаемой батареи от противогололедных реагентов. Тогда время, затраченное на замену аккумулятора, будет уже вполне сопоставимо с временем заряда на самой быстрой станции (15 мин.).

Название «чайный клуб» никак не намекает на элитарность и закрытость, просто, в отличие от обычного круглого стола, было предусмотрено еще и ознакомление с китайской чайной культурой
Название «чайный клуб» никак не намекает на элитарность и закрытость, просто, в отличие от обычного круглого стола, было предусмотрено еще и ознакомление с китайской чайной культурой

В общем, в российских условиях быстрая замена аккумуляторов уже сейчас вполне реализуема на скутерах. Но применительно к автомобилям swаp-технологию придется доработать в соответствии с нашими климатическими условиями. Например, разработать какую-либо иную компоновку узлов электромобиля, чтобы не было необходимости в очистке заменяемой батареи. На это потребуются время и средства, но двигаться в данном направлении есть смысл, поскольку дальнейшее увеличение скорости зарядки аккумуляторов может оказаться еще более дорогостоящей затеей.  

Источник: Алексей Васильев, опубликовано в журнале «Электротехнический рынок» №6 2023 год

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Васильев Алексей Владимирович
Все новости и публикации пользователя Васильев Алексей в персональной ленте вашего личного кабинета на Elec.ru
Подписаться
Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

КУПЛЮ: Куплю аккумуляторные батареи дорого.

Покупаем аккумуляторные батареи различного назначения. Предлагаем услуги по выезду сервисной службы по Москве и Московской области также в регионы России. Любая форма оплаты для физических и юридических лиц. Опыт работы 15 лет на электротехническом и строительном рынке России. Более подробную информацию можете получить у наших специалистов.
Плешков Анатолий · ЭТК Мобил Плюс · Вчера · Россия · г Москва
Куплю аккумуляторные батареи дорого.

ПРОДАМ: Электродвигатели 22квт, 30квт, 37квт в наличии.

Доставка в любой регион России. Эл двигатели 22квт, 30квт, 37квт всегда есть в наличии на складе Мегаватта (г.Санкт-Петербург) -на 3000об/мин, 1500об/мин, 1000об/мин, 750об/мин -российские и импортные электродвигатели -на лапах и с фланцем 22 квт, 30 квт, 37 квт -с тормозом и без электромагнитного тормоза -серии АДЧР -взрывозащищенные -крановые и тельферные и многие другие на 22квт, 30квт, 37квт
Мегаватт Мегаватт · ТПК Мегаватт · 9 апреля · Россия · г Санкт-Петербург
Электродвигатели 22квт, 30квт, 37квт в наличии.

ПРОДАМ: Котельная электрическая установка транспортабельная

Мобильные электрокотельные модульные могут использоваться коммунальными и техническими службами в качестве резервных или аварийных источников теплоснабжения для предотвращения негативных последствий возможных аварий и неисправностей котельных и теплосетей. Электрические котельные применяются как в качестве основного, так и резервного источника тепла. Их преимущества: экономия места — под электрическую котельную нет необходимости выделять отдельное помещение, низкие инвестиционные затраты и простота в обслуживании, высокий КПД и длительный срок службы оборудования. Полная комплектность: циркуляционный насос, мембранный расширительный бак, запорно-регулирующая и измерительная аппаратура, группа безопасности для системы отопления, всё это смонтировано на электрокотельной. Автоматический режим работы без постоянного обслуживающего персонала. Конструкция электрокотельной обеспечивает полную защиту и безопасность.
Манеев Игорь · Промышленная компания · 18 апреля · Россия · Алтайский край
котельная электрическая установка транспортабельная

КУПЛЮ: Куплю дизельные и бензиновые генераторы.

Покупаем отечественные и импортные дизельные и бензиновые генераторы новые бывшие в употреблении в любом техническом состояние. Для удобства предлагаем услуги выездной сервисной службы по Москве и Московской области также в регионы России. Опыт работы 15 лет на электротехническом рынке. Любая форма оплаты для физических и юридических лиц. Более подробную информацию можете получить у наших специалистов.
Плешков Анатолий · ЭТК Мобил Плюс · Вчера · Россия · г Москва
Куплю дизельные и бензиновые генераторы.

ПРОДАМ: Контактор iEK КТИ 5225 400 Вольт (до 660В) 225 А (315 А) электромагнитный для АВР

Новые, в наличии 2 шт., цена 21 000 р / шт., возможен безнал. Отправка по России транспортной компанией в надёжной упаковке. Контакторы электромагнитные серии КТИ предназначены для использования в схемах управления для пуска и остановки трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором в электрических сетях с номинальным напряжением до 660 В переменного тока, а также могут быть использованы для включения и отключения других электроустановок: освещения, нагревательных установок и различных индуктивных нагрузок. Применяются в вентиляторах, насосах, печах, кран-балках и в системах автоматического ввода резерва (АВР). Технические характеристики Номин напряжение питания цепи управ Us AC 50 Гц: 400 В Номин напряж питания цепи управ Us пост тока DC: — В Номин рабочий ток Ie 400 В: 225 А Тип подключения вспомогат цепей: Винтовое соединение Кол-во вспомогат норм разомкнутых-НО конт: 1 Номин раб напряжение переменного тока Ue: 230; 400; 660 В Номин напряжение изоляции Ui: 1000 В Номин импульсное напряжение: 8 кВ Условный тепловой ток Ith при АС-1: 315 А Номин мощность при AC-3 230 В: 63.0 кВт Номин мощность при AC-3 400 В: 110.0 кВт Номин мощность при AC-3 660 В: 129.0 кВт Макс кратковременная нагрузка: 1800 А Условный ток короткого замыкания Inc: 10000 А Защита от сверхтоков — предохр gG: 315 А Мощность рассеяния при Ie АС-3: 16 Вт Мощность рассеяния при Ie АС-1: 32 Вт Момент затяжки: 35 Нм Шина двойная — каждая размером: 32×4 мм Метрический диаметр винта: 10 мм Диапазоны напряж управления при срабатыв Uc: 0,8…1,1 Диапазоны напряж управления при отпускании Uc: 0,35......0,55 Время срабатывания при замыкании: 20…35 мс Время срабатывания при размыкании: 7…15 мс Комутационная износоуст при АС-1: 0,4 млн циклов Комутационная износоуст при АС-3: 0,7 млн циклов Сечение провода с наконечником: 185 мм² Гибкий кабель 1 или 2 провода: 1…4 мм² Гибкий кабель с наконечником 1 пров: 1…4 мм² Гибкий кабель с наконечником 2 пров:...
П Вячеслав · 23 апреля · Россия · Ярославская обл
Контактор iEK КТИ 5225 400 Вольт (до 660В) 225 А (315 А) электромагнитный для АВР
Компания ANDELI GROUP является производителем широкого спектра низковольтного, трансформаторного и высоковольтного оборудования, а также электромонтажной арматуры и сварочного оборудования. Ассортимент производимой продукции насчитывает более 300 серий и свыше 10000 наименований.