Энергетика

К 100-летию ГОЭЛРО: создание карельской энергосистемы

17 июня 2020 г. в 10:04

16 июня 1931 года приказом № 243 по Государственному Всесоюзному объединению энергетического хозяйства, подписанным председателем правления энергоцентра Г. М. Кржижановским, было организовано Районное управление государственных электрических станций и сетей Автономной Карельской Советской Социалистической республики «Карелэнерго» Государственного Всесоюзного объединения энергетического хозяйства «Энергоцентр». Эта дата считается днем рождения Карельской энергосистемы.

Основными задачами новой структуры являлись планирование, регулирование, производственное руководство электрическими станциями и сетями, а также наблюдение за постройкой и подготовкой к эксплуатации строящихся районных электростанций. Это событие дало мощный импульс индустриализации и развитию экономики республики.

Началась интенсивная работа по формированию энергосистемы и переводу на централизованное электроснабжение промышленности, сельского хозяйства и быта Карелии. Однако после ареста в 1935 году первого управляющего Артура Усениуса управление «Карелэнерго» было расформировано, а 21 мая 1936 года было создано Кольско-Карельское районное управление «Колэнерго», находившееся в подчинении Главэнерго НКТП.

После окончания в 1940 году советско-финской войны Советскому Союзу отошла территория Приладожья, на которой находились построенные финнами в период 1900–1936 гг. шесть малых ГЭС общей установленной мощностью 13,1 МВт.

В 1941 году в Карелии насчитывалось 150 электростанций, в основном дизельных и малых ГЭС, установленной мощностью 66,1 МВт, выработка в 1940 году составила 178 млн КВт·ч. Самой мощной из них была Кондопожская ГЭС мощностью 27 МВт, построенная по плану ГОЭЛРО.

Во время Великой Отечественной войны, когда почти половина Карелии вместе с находящимися на ней энергообъектами была захвачена финскими и немецкими войсками, часть оборудования электростанций была демонтирована и вывезена в тыл. В июне 1944 года начались операции Ленинградского и Карельского фронтов по освобождению Карельского перешейка и оккупированных районов Карелии. В этом же месяце энергетики приступили к восстановлению Кондопожской ГЭС. Новые генераторы и турбины были доставлены из Финляндии в счет репарации. В послевоенные годы продолжились работы по восстановлению поврежденных энергообъектов и началось строительство новых.

4 мая 1955 года был выпущен приказ министра электростанций СССР Георгия Маленкова о создании районного энергетического управления «Карелфинэнерго» на базе Петрозаводско-Кондопожского энергокомбината.

16 июля 1956 года Карело-Финской ССР был возвращен прежний статус автономной республики в составе РСФСР, и она стала называться Карельской АССР. Поэтому 26 июля 1956 года «Карелфинэнерго» было преобразовано в Карельское районное энергетическое управление «Карелэнерго».

В 1958 году начальник электролаборатории Сунского каскада ГЭС Михаил Аронович Ледвич поставил вопрос об образовании центральной диспетчерской службы. Обосновать необходимость ее образования удалось не сразу, поскольку на территории Карелии работало три изолированно работающих энергорайона: Южно-Карельский, Средне-Карельский и Приладожский. Однако основываясь на перспективе объединения этих отдельных энергорайонов и планируемом в 1959 году соединением карельской энергосистемы по ВЛ 110 кВ с энергосистемой «Ленэнерго», Ледвичу удалось доказать необходимость образования ЦДС. 20 сентября 1958 года приказом РЭУ «Карелэнерго» № 174 была образована центральная диспетчерская служба, а Ледвич был назначен ее начальником. 1 июля 1959 года ЦДС «Карелэнерго» приступила к круглосуточному оперативно-диспетчерскому управлению.

28 марта 2003 г. был создан филиал Открытого акционерного общества «Системный оператор — Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы» — «Региональное диспетчерское управление энергосистемы республики Карелия» (Карельское РДУ). 1 апреля 2003 года Карельское РДУ приняло на себя функции оперативно-диспетчерского управления энергосистемой республики.

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Публикации по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Газопоршневые электростанции 100 кВт, БКГПЭА-100, ГПУ-100, ГПЭС-100 (цена от 4.250.000 руб.)

Производство и продажа блочно-контейнерных газопоршневых электростанций 100 кВт, контейнерных когенерационных электростанций 100 кВт, типа БКГПЭА-100, АГП-100, ГПУ-100, ЭГП-100, ГГУ-100, ГПЭС-100, КГУ-100, ГПА-100, ГЭС-100, АП-100, АГ-100, на базе двигателя ЯМЗ-238, в том числе: на раме, в открытом исполнении, в утепленных блок-контейнерах типа Север-М (морского типа), в кожухе или под капотом, с когенерацией тепла - системой утилизации тепла (тепловой модуль), параллельной работой с сетью и синхронизация между собой. Конструкция и описание блок-контейнера газопоршневой электростанции 100 кВт: • Утепленный блок-контейнер типа «Север»: силовой металлический каркас (швеллер 120 мм, уголок 100х100 мм), стены выложены из утеплителей сэндвич-панелей толщиной не более 100 мм, или из профилированного оцинкованного металлического листа, применением теплоизоляционных материалов, пароизоляция, гидроизоляция, утеплитель базальтовая плита, потолок утеплен и обшит оцинкованным листом, пол утеплен и покрыт рифлёным листом толщиной не более 4 мм; утепленный блок-контейнер северного исполнения предназначен специально для работы в экстремальных климатических условиях, так как конструкция и применяемый утеплитель обеспечивает эффективную эксплуатацию в диапазоне температур от -50°С до +50°С; влажность: до 98% при + 25°С; наклон относительно горизонтальной плоскости: до 10 градусов; запылённость воздуха: до 0,01 г/м3; (до 0,5 г/м3; не более 3 часов); звуковое давление не более 70 dBA; степень огнестойкости: II, III, С0, С1, согласно СНиП 2.01-85, СНиП 21.01-97; пожарная категория: В2 (по НПБ 105-03); снеговой район: IV, V (СНиП 2.01.07-85); ветровой район: IV, V; сейсмостойкость: до 9 баллов; срок службы: не менее 20 лет; основа блок-контейнера - силовой металлический каркас, обеспечивающий достаточную жесткость для транспортировки.; в верхней части боковых стоек и на основании расположены специальные рымы, позволяющие перемещать блок-контейнер; стены и крыша...
Султанов Вугар · ООО КОМПАНИЯ "ДИЗЕЛЬ-СИСТЕМ" · 17 апреля · Россия · Ярославская обл
Газопоршневые электростанции 100 кВт, БКГПЭА-100, ГПУ-100, ГПЭС-100 (цена от 4.250.000 руб.)

ПРОДАМ: Дизельные электростанции (ДЭС) ДГУ-30, ДГУ-50, ДГУ-60, ДГУ-100, ДГУ-150, ДГУ-200, ДГУ-250, ДГУ-300, ДГУ-315, ДГУ-350

ДИЗЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ДГУ (ДЭС): СТАЦИОНАРНЫЕ ДГУ (ДЭС) Стационарная электростанция представляет собой здание, в котором размещено энергогенерирующее и вспомогательное оборудование, а также помещения для обслуживающего персонала, мастерские и санитарно-бытовые помещения. Размещение оборудования возможно в имеющемся здании, во вновь создаваемом быстровозводимом здании для любых климатических условий. ДГУ (ДЭС) ПОД КАПОТОМ НА ШАССИ: Электростанции под капотом устанавливаются на одноосные или 2-х осные прицепы, в зависимости от мощности электростанции. Исполнение на шасси предназначено для передвижения электростанции на дальние расстояния по дорогам общего пользования, без привлечения для этих целей тяжелой спец техники, что позволяет существенно сократить расходы связанные с транспортировкой. ДГУ (ДЭС) В БЛОК КОНТЕЙНЕРЕ: Контейнерное исполнение предназначено для защиты дизель-генераторной установки от негативного воздействия атмосферных осадков и окружающей среды, для комфортного обслуживания ДГУ в суровых климатических условиях, а также для продолжительной автономной работы оборудования. ДГУ (ДЭС) ПОД КАПОТОМ: Капот (кожух) предназначен для защиты оборудования дизель-генератора, его электронной системы управления и электрических соединений от механических и атмосферных воздействий: дождя, снега, пыли, влаги и солнечных лучей. Так же капоты выполняют роль звуковых экранов, уменьшая шумовое воздействие работающего дизель-генератора на окружающую среду и людей. ДГУ (ДЭС) НА САЛАЗКАХ: Если есть необходимость в передислокации контейнерной электростанции на небольшие расстояния, и особенно, по снежному покрову волоком, предлагаем исполнение блок-контейнера на салазках. Салазки являются сварной конструкцией, изготавливаются из трубы, диаметр которой рассчитывается на основе габаритных и весовых характеристик блок контейнера. ДГУ (ДЭС) НА ШАССИ: Представляет из себя шасси – платформу, специально доработанную для крепления и перевозки генераторной...
Cултанов Вугар · Завод электрогенераторных установок "Дизельные Системы" · 17 апреля · Россия · Ярославская обл
Дизельные электростанции (ДЭС) ДГУ-30, ДГУ-50, ДГУ-60, ДГУ-100, ДГУ-150, ДГУ-200, ДГУ-250, ДГУ-300, ДГУ-315, ДГУ-350

ПРОДАМ: ДЭС Контейнерные электростанции ЯМЗ - 60 кВт, 100 кВт, 150 кВт, 200 кВт, 250 кВт, 300 кВт, 315 кВт

ДЭС КОНТЕЙНЕРНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ЯМЗ: ДЭС СТАЦИОНАРНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ Стационарная электростанция представляет собой здание, в котором размещено энергогенерирующее и вспомогательное оборудование, а также помещения для обслуживающего персонала, мастерские и санитарно-бытовые помещения. Размещение оборудования возможно в имеющемся здании, во вновь создаваемом быстровозводимом здании для любых климатических условий. ДЭС ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ПОД КАПОТОМ НА ШАССИ: Электростанции под капотом устанавливаются на одноосные или 2-х осные прицепы, в зависимости от мощности электростанции. Исполнение на шасси предназначено для передвижения электростанции на дальние расстояния по дорогам общего пользования, без привлечения для этих целей тяжелой спец техники, что позволяет существенно сократить расходы связанные с транспортировкой. ДЭС ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ В БЛОК КОНТЕЙНЕРЕ: Контейнерное исполнение предназначено для защиты дизель-генераторной установки от негативного воздействия атмосферных осадков и окружающей среды, для комфортного обслуживания ДГУ в суровых климатических условиях, а также для продолжительной автономной работы оборудования. ДЭС ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ПОД КАПОТОМ: Капот (кожух) предназначен для защиты оборудования дизель-генератора, его электронной системы управления и электрических соединений от механических и атмосферных воздействий: дождя, снега, пыли, влаги и солнечных лучей. Так же капоты выполняют роль звуковых экранов, уменьшая шумовое воздействие работающего дизель-генератора на окружающую среду и людей. ДЭС КОНТЕЙНЕРНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ НА САЛАЗКАХ: Если есть необходимость в передислокации контейнерной электростанции на небольшие расстояния, и особенно, по снежному покрову волоком, предлагаем исполнение блок-контейнера на салазках. Салазки являются сварной конструкцией, изготавливаются из трубы, диаметр которой рассчитывается на основе габаритных и весовых характеристик блок контейнера. ДЭС КОНТЕЙНЕРНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ НА ШАССИ: Представляет из себя шасси...
Cултанов Вугар · Завод электрогенераторных установок "Дизельные Системы" · 17 апреля · Россия · Ярославская обл
ДЭС Контейнерные электростанции ЯМЗ - 60 кВт, 100 кВт, 150 кВт, 200 кВт, 250 кВт, 300 кВт, 315 кВт

ПРОДАМ: Газопоршневая электростанция 100 кВт, ГПУ-100, АГП-100, ЭГП-100, ГПЭС-100, ГПА-100, ГЭС-100, ГГУ-100, АП-100, КГУ-100

Основные технические характеристики газопоршневой установки номинальной мощностью 100 кВт на базе двигателя ЯМЗ-238.Г, ГПУ-100, АГП-100, ЭГП-100, ГПЭС-100, ГПА-100, ГЭС-100, ГГУ-100, АП-100, КГУ-100: Тип охлаждения Радиаторный Номинальная мощность (длительная) 100 кВт / 125 кВА Максимальная часовая мощность 110 кВт / 137,5 кВА Род тока переменный трехфазный Номинальное напряжение 400 В Номинальная частота 50 Гц Номинальный коэффициент мощности 0,8 Номинальный ток 180 А Частота вращения вала двигателя 1500 об/мин. Давление газа 0.2-6 кг/см² (0.019-0.58 МПа) Удельный расход топлива при номинальной мощности (0,3 м3/ч х 1 кВт) 30 м3/ч Удельный расход масла (% от расхода топлива) 0,5% Система охлаждения 36 л Система смазки 34 Габаритные размеры в открытом исполнении (ДхШхВ) 2600×1200×1650 мм Масса сухого агрегата 2100 кг Ресурс до капитального ремонта 50000 м/ч Первичный двигатель ЯМЗ-238.Г Генератор синхронный «Leroy Somer» (Франция), Stamford «Cummins Inc» (Англия), «Linz Electric» (Италия) Щит управления ШУГГ-100 на базе контроллера «Huegli Tech» HT-GC-600 Швейцария, InteliLite NT «ComAp» Чехия, «Lovato» Италия, «Motortech» Германия Одиночная работа в параллель с сетью, групповая параллельная работа, групповая параллельная работа в параллель с сетью, системы когенерации тепла, доставка и пусконаладочные работы выполняются по желанию Заказчика. Системы удаленного мониторинга • Система удаленного мониторинга и управления ГПУ — Интерфейсный модуль RS-485/232: Интерфейсный модуль 485 предназначен для преобразования электрических сигналов ведущего устройства с интерфейсом RS232, в сигналы интерфейса RS485 предназначенных для удалённых устройств (ведомые устройства) в режиме полудуплекса. Преобразователь позволяет организовывать связь между персональным компьютером, используя стандартный COM-порт, и устройствами, оборудованными интерфейсом RS485. Преобразователь интерфейса 485 используется для построения сетей, предназначенных для контроля и управления различными...
Cултанов Вугар · Завод электрогенераторных установок "Дизельные Системы" · 17 апреля · Россия · Ярославская обл
Газопоршневая электростанция 100 кВт, ГПУ-100, АГП-100, ЭГП-100, ГПЭС-100, ГПА-100, ГЭС-100, ГГУ-100, АП-100, КГУ-100

ПРОДАМ: ДГУ ДИЗЕЛЬНЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ АД (ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД 16-400 кВт)

ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД: ДГУ СТАЦИОНАРНЫЕ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД Стационарная электростанция представляет собой здание, в котором размещено энергогенерирующее и вспомогательное оборудование, а также помещения для обслуживающего персонала, мастерские и санитарно-бытовые помещения. Размещение оборудования возможно в имеющемся здании, во вновь создаваемом быстровозводимом здании для любых климатических условий. ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД ПОД КАПОТОМ НА ШАССИ: Электростанции под капотом устанавливаются на одноосные или 2-х осные прицепы, в зависимости от мощности электростанции. Исполнение на шасси предназначено для передвижения электростанции на дальние расстояния по дорогам общего пользования, без привлечения для этих целей тяжелой спец техники, что позволяет существенно сократить расходы связанные с транспортировкой. ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД В БЛОК КОНТЕЙНЕРЕ: Контейнерное исполнение предназначено для защиты дизель-генераторной установки от негативного воздействия атмосферных осадков и окружающей среды, для комфортного обслуживания ДГУ в суровых климатических условиях, а также для продолжительной автономной работы оборудования. ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД ПОД КАПОТОМ: Капот (кожух) предназначен для защиты оборудования дизель-генератора, его электронной системы управления и электрических соединений от механических и атмосферных воздействий: дождя, снега, пыли, влаги и солнечных лучей. Так же капоты выполняют роль звуковых экранов, уменьшая шумовое воздействие работающего дизель-генератора на окружающую среду и людей. ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД В КОНТЕЙНЕРЕ НА САЛАЗКАХ: Если есть необходимость в передислокации контейнерной электростанции на небольшие расстояния, и особенно, по снежному покрову волоком, предлагаем исполнение блок-контейнера на салазках. Салазки являются сварной конструкцией, изготавливаются из трубы, диаметр которой рассчитывается на основе габаритных и весовых характеристик блок контейнера. ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД В КОНТЕЙНЕРЕ НА...
Cултанов Вугар · Завод электрогенераторных установок "Дизельные Системы" · 17 апреля · Россия · Ярославская обл
ДГУ ДИЗЕЛЬНЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ АД (ДГУ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ АД 16-400 кВт)
Один из ведущих российских поставщиков и производителей светотехнического и электротехнического оборудования под брендом IEK®, оборудования промышленной автоматизации ONI® и продукции ITK® для IT технологий.