Рынок российского электроавтомобилестроения продолжает периодически напоминать о себе различного рода концептуальными разработками. Центр компьютерного инжиниринга Национальной технологической инициативы «Новые производственные технологии», расположенный на базе Санкт-Петербургского политеха совместно с ПАО «КАМАЗ» спроектировал и представил готовый предсерийный образец электрического автомобиля.
Полный цикл работ — от чертежей до прототипа — занял всего лишь два года, что в автомобилестроении считается крайне малым сроком. Как сказал ректор СПбПУ, академик РАН Андрей Рудской, это первый электромобиль, полностью созданный усилиями образовательного учреждения, а не индустриального предприятия.
Прототип в предсерийном исполнении называется «КАМА-1», является малогабаритным (категория М1) и ориентирован в первую очередь на российский рынок электромобилей. Примечательно, что данные об эксплуатационных характеристиках «КАМА-1», а также его предполагаемые модели поведения при различных погодных и пользовательских условиях, получены с помощью метода «цифровых двойников», т. е. виртуально.
Как сообщает пресс-служба университета, трудовые затраты на производство электрокара сократятся на 30 % по сравнению с себестоимостью прототипа, а время создания массового образца уменьшится почти в два раза. Таким образом появление полноценного массового автомобиля на электротяге полностью российского производства теоретически вышло на финишную прямую, так как прототип был продемонстрирован публике на выставке «Вузпромэкспо» в 2020 году, а старт его продаж намечен на текущий 2021 год. Ежегодный «тираж» — 20 000 штук.
Технические данные автомобиля на данный момент такие: трёхдверный хэтчбек, вмещающий четырёх пассажиров, оборудованный электродвигателем мощностью 109 л. с. Двигатель расположен на задней оси. В качестве энергоносителя используется китайская тяговая батарея энергоёмкостью 33 кВт·час, что для авто подобного класса вполне достаточно. Заявленный запас хода составляет примерно 200 километров. Однако при сочетании оптимальных условий эксплуатации — скоростной режим, температура окружающей среды, стиль вождения — пройденное на одном заряде расстояние можно увеличить до 300 км. Предельная минусовая температура использования — −50 °С.
И самое главное, ориентировочная стоимость электромобиля пока что составляет 1 млн рублей. Вполне возможно, что к началу официального производства, намеченного на 2023-2025 гг, цена увеличится.