Электротранспорт

Российский электромобиль, ты где?

19 августа 2020 г. в 14:03

Официальной датой появления электротранспорта, как средства передвижения из точки А в точку Б, можно считать 1841 год. Тогда он собой представлял «тележку на колёсиках», оснащённую электромотором, приводящим в движение всю конструкцию. Но с тех самых пор до относительно недавнего времени широкого развития область электрических автомобилей не нашла. Это оказалось слишком затратным и энергоёмким делом ввиду отсутствия хоть сколько-то мощных элементов питания, способных дать электромобилю автономию передвижения даже на несколько километров.

Сейчас такой проблемы по большому счёту нет и электрические автомобили понемногу отвоёвывают отданные пару веков назад позиции у двигателей внутреннего сгорания. Все предпосылки для этого имеются — повсеместная забота об экологии, увеличение энергоёмкости батарей, энергоэффективные технологии и т. д и т. п. Да и заинтересованность простого обывателя в пока ещё не совсем обычном и привычном автомобиле на электрической тяге заставляет компании и с мировыми именами, и локального значения, всё больше сил, средств и навыков направлять в эту отрасль, удовлетворяя растущие запросы населения.

Почти все нынешние автогиганты предлагают потребителям как традиционные авто, так и оборудованные электрической силовой установкой либо, для совсем уж искушённого пользователя, гибридные и водородные. Такие корпорации, как Tesla, Volkswagen, Audi, Reno, Mercedes, Nissan и др. могут предложить общественности самые разнообразные решения на базе электрического двигателя. Многие их модели уже «бороздят» просторы автострад, принося радость владельцам. А как с «зелёными» автомобилями обстоят дела в России? Давайте разберёмся.

На начало 2020 года количество зарегистрированных электромобилей в РФ составляло всего 6.5 тыс. штук. И, к сожалению, 99.99 % — это иномарки. Незначительная часть представлена «Ладой Элладой» или Lada Ellada. Расшифровывается Ellada, как Electric Lada (электрическая «Лада»), которую в автосалоне уже не купишь, так как производство по многим причинам застопорилось и не принесло ожидаемого экономического эффекта. Количество проданных «Эллад» едва ли перевалило за сотню и купить её теперь можно только с рук.

Но не всё так печально, как может показаться на первый взгляд. Российские инженеры-автомеханики не стоят на месте и всё-таки занимаются разработками электротранспорта. Конечно, не столь стремительными темпами, как заграничные конкуренты, но кое-что и наш автопром может предложить покупателю.

Скоро в продаже (или не скоро) — Zetta

Это малоразмерное авто, где вряд ли с комфортом разместятся 4 человека. Пока что запланировано три варианта исполнения привода автомобиля: передний, задний и моно. Дальность хода «Зетты» варьируется от 150 до 180 километров, максимальная скорость — 120 км/час. Электромобиль будет заряжаться практически от любого источника энергии — розетки 220-380 В или трансформатора.

Zetta
А куда девать коленки?

В качестве элемента управления в машине заявлен джойстик, планшет или телефон со специальным ПО. Более того, контроль над автомобилем можно осуществлять и с помощью нейроуправления — сенсоры будут считывать сигналы, исходящие от тела и его положения в пространстве, а также следить за направлением взгляда.

Этот способ разрабатывается специально для людей с ограниченными возможностями. Однако есть вероятность того, что разработчики всё же остановятся на более традиционном и привычном для любого автомобилиста способе, а именно, оснастят Zetta рулём.

По предварительным подсчётам стоимость новинки не превысит цену низкобюджетного авто с ДВС и ориентировочно составит 550 тыс. рублей. Серийное производство предполагают запустить к концу 2020 года.

«Чистогор» производства ПАО «КАМАЗ»

Инженеры научно-технического центра «КАМАЗа» усиленно работают над созданием электрического мусоровоза, массовый выпуск которого намечен на 2023 год. Шоссейные испытания автомобиль пройдёт в августе этого года, затем начнётся окончательная доводка и калибровка систем грузовика.

Чистогор
Отрадно, что камазовский экземпляр существует не только на бумаге, но и вовсю уже тестируется

Нельзя сказать, что прототип будущего экологически чистого муниципального транспорта обладает сверхвыдающимися характеристиками, но для авто такого назначения они и не нужны. Электромусоровоз КАМАЗ-53198 имеет колёсную формулу 4×2, грузоподъёмность шасси — 12 тонн, грузоподъёмность непосредственно мусоровоза — 6 тонн, полная масса — 19.5 тонн. Максимальная скорость — не ниже 90 км/час.

Благодаря тяговой батарее ёмкостью 156,6 кВт·ч, грузовик сможет проезжать до 100 км на одном заряде с учётом работы установки по прессованию мусора, которая будет питаться от этой же АКБ. В перспективе планируется также использовать детище «КАМАЗа» как рефрижератор, эвакуатор, погрузчик и др.

«Чистогор» стал лауреатом премии «Инновация года-2020».

ОВУМ, или «Калашников» — это не только автомат

Спецзаказ для силовых подразделений, курировавших безопасное прохождение «ЧМ-2018», выполнялся концерном «Калашникова» и на выходе получился забавный и практичный агрегат.

ОВУМ
Бэтмобиль. Бюджетный вариант

Двухместный 3-колёсный автомобильчик способен разгоняться до 80 км/час, обладает запасом хода в 150 километров. При необходимости количество мест может быть увеличено, так как ОВУМ — своего рода модульный конструктор.

В 2019 году появилась модифицированная версия электрокара. Эта модель располагается на 4-колёсной базе, оборудована системами кондиционирования, отопления. Модернизирована и батарея — увеличилась ёмкость и мощность.

Для рядового обывателя автомобиль недоступен.

Ложка дёгтя в бочке мёда. Monarch Concept S

Проект стартовал больше года назад — весной 2019-го. Каких-либо точных данных о том, как выглядит автомобиль НЕ на картинке, его технических характеристиках и возможностях нет. Однако порывшись в сети, можно найти не совсем приятные фото макета, так и не доехавшего до презентации. Единственное, что представила команда разработчиков на одной из автовыставок в прошлом году — зарядная станция для него.

Monarch Concept S
Именно в таком состоянии находится «действующий» прототип

Но создатели будущего элитного электромобиля не отчаиваются и намереваются наладить серийное производство люксового авто уже к 2023 году. Как? Не понятно.

Стоимость «Монарха» тоже не определена — от 1.8 до 5 млн рублей за экземпляр. Зависит от комплектации и возможностей. В качестве силовой установки будут устанавливаться синхронизированные двигатели мощностью 50/75 кВт на каждую ось. Вот в принципе и всё, что известно о Monarch Concept S на сегодняшний день.

Lada Ellada. Авто к успеху шёл. Не получилось

В отличие от большинства заявленных, но так и не дошедших до конвейера, проектов, «Эллада» даже продавалась. Но не каждому желающему, а только юридическим лицам без возможности последующей перепродажи. К слову, несколько машин получил и Ставропольский край, использовавший их в качестве такси.

По сути, Lada Ellada — это всем известная и популярная на просторах российских дорог «Калина». Разница между бензиновой и электрической версией состояла лишь в том, что у второго варианта вместо ДВС стоял трёхфазный асинхронный электрический движок мощностью 60 кВт или 82 лошадиные силы и литий-железо-фосфатные батареи ёмкостью 23 кВт·час, 100-процентный заряд которых достигался только после 8-часового подключения к «розетке». Электромотор разгонял «Элладу» до сотни за 13 секунд, максимальный показатель скорости составлял 140 км/час и столько же авто проезжало на одном заряде (но при минусовой температуре дальность хода снижалась больше, чем в два раза, вплоть до 45 км).

Ellada и Калина
Найдите 10 отличий

С начала производства цена за экземпляр равнялась 1.25 млн руб. Хотя на тот момент за эти деньги можно было приобрести вполне себе представительский автомобиль, а на сдачу взять «Запорожец» для рыбалки. Затем стоимость «Эллады» упала и автомобиль реализовывали по себестоимости — 960 тыс. р.

Сейчас по всей стране насчитывается около сотни работоспособных электролад. И почти все они находятся в пользовании у народных «кулибиных», так как авто получилось требовательное и нуждается в постоянных доработках. Интересен тот факт, что «Элладу», помимо некоторых представителей нашей правящей элиты, приобрёл себе и король Иордани.

Vesta EV. На шаг ближе к реальности. Или нет?

Концерн «АвтоВАЗ» не оставил попыток посоперничать с европейскими производителями «зелёных» авто и в 2016 году явил публике концепт под названием Vesta EV. Технические характеристики электрической «Весты» схожи с «Элладой», но ввиду того, что новый электромобиль получился на 135 кг тяжелее предшественника, с калиновской динамикой пришлось распрощаться. К примеру, скорость разгона до 100 км/час снизилась больше, чем на 2 секунды и стала равняться 15.5 с.

Vesta EV
Стильно. Модно. Молодёжно

Но есть и плюсы. Представители «АвтоВАЗа» уверяют, что Vesta EV по трассе сможет проезжать до 200 км без подзарядки, а время, необходимое для полного заряда батареи, можно существенно сократить, вплоть до полутора часов, если использовать не «бытовое» напряжение, а увеличенное до 380 В. Также автомобиль обладает достойной шумоизоляцией и очень даже симпатичным интерьером.

Интерьер автомобиля
Автомобиль обладает достойной шумоизоляцией и очень даже симпатичным интерьером. Но почему так дорого?

Однако ценник весьма недемократичный. 40 тыс. долларов США или же, по нынешнему курсу, почти 2.8 млн рублей. Но не стоит огорчаться раньше времени — купить электрокар всё равно не получится.

Поскольку российские автовладельцы всё ещё скептически относятся к целесообразности приобретения электрического авто, и уж тем более отечественного производства, то в «АвтоВАЗе» не торопятся отправлять «Весту EV» в серию. Скорее всего, что-либо конкретное о начале массового выпуска этих машин станет известно ближе к концу 2020 года.

Lada Golf и Lada Elf

Работа над созданием «Гольфа» началась в 1999 году и закончилась в 2001. Автомобильчик представлял собой открытый переднеприводный четырёхместный электрокар. В качестве энергоносителя использовались свинцовые АКБ ёмкостью 120 А·ч. «Гольф» мог разгоняться до 24 км/ч и ехать без подзарядки аж целых 40 км. С учётом того, что предназначением этого «малыша» было обслуживание спортивных площадок и парковых зон — этого вполне достаточно.

Гольф
Без изысков. Но также и без существенных минусов

«Эльф» — это экспериментальная двухместная машина. Создана в 1991 году. Имела на борту аккумуляторные батареи НКП-120 общей массой в 315 кг. При скорости в 40 км/час «Эльф» проезжал до 110 км. Максимально возможная скорость для него составляла 90 км/час. Эти показатели достигались за счёт силовой установки постоянного тока мощностью 25 кВт или 34 лошадиные силы.

Мал золотник, да дорог. Второе место в ралли — чем не заявка на успех?

Как ни странно, но Elf умудрился стать участником международных раллийных соревнованиях 1992 года для электромобилей и смог завоевать там второе место.

Ни «Гольф», ни «Эльф» в серийное производство не попали. Что тому стало виной — сложно сказать. Возможно, недостаточное финансирование и отсутствие должной рекламы, а может и завышенная цена, проигрывающая конкурентам.

«Ё-мобиль»

Было бы очень неправильно забыть про один из самых известных пиар-проектов российского электромобилестроения. Да-да, это именно тот самый авто, название которого выдавало ряд не слишком цензурных ассоциаций — «Ё-мобиль». Почему проект получил широкую огласку? Да потому что со всей присущей помпой и апломбом был представлен, как самый перспективный, рассчитанный на широкого потребителя, бюджетный вариант и достойный аналог заграничных электрокаров. И кем представлен! Несостоявшимся конкурентом самого В. В. Путина — М. Прохоровым. Отсюда и известность.

Проект широко обсуждался в Интернете, разработчики внимательно прислушивались к мнениям потенциальных потребителей и постоянно улучшали как дизайн, так и оснащение машины. Концепт не оставил равнодушным даже президента, который совершил на «Ё-мобиле» увлекательную поездку под прицелом сотен видеокамер из собственной резиденции в Ново-Огарёво до гос. резиденции Горки-9, где показал новинку Медведеву.

Авто предполагалось сделать гибридным. То есть укомплектовать его роторно-лопастным двигателем мощностью 50 кВт и двумя 25-киловаттными электромоторами.

Но как это обычно бывает, шумиха улеглась, финансы исчезли, инновационные идеи иссякли, советы потенциальных владельцев стали не нужны. Все наработки и разработки представили только в единичных экземплярах на автовыставках. Ни одного функционирующего «Ё-мобиля» на просторах РФ нет.

Ё-мобиль
«Ё-мобиль», или Будущее, которое так и не наступило...

Если разобраться, то при должном подходе и старании концепт мог стать достаточно неплохим вариантом передвижения для города и близлежащих территорий, ведь всю необходимую базу он для этого приобрёл. Увы. К сожалению, этот перспективный (а может и нет) проект канул в Лету.

Более подробно о создании самого масштабного российского «Ё-пузыря» можно почитать на «Википедии».

Выводы

Конечно, помимо перечисленного электротранспорта в России велись и до сих пор ведутся множество других секретных и не очень разработок электромобилей. Какие результаты они покажут и какими будут российские «зелёные» авто в итоге — пока не ясно. Возможно, когда-нибудь и у нас появятся достойные представители экологического транспорта, а возможно, что всю мировую автомобильную промышленность, в том числе и электрическую, поглотит, в конце-концов, автопроизводитель из Поднебесной. Поживём, как говорится, увидим.

Источник: Elec.ru

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Соболев Клим
Все новости и публикации пользователя Соболев Клим в персональной ленте вашего личного кабинета на Elec.ru
Подписаться
Читайте также
Новости по теме
Объявления по теме

ПРОДАМ: Электродвигатели 22квт, 30квт, 37квт в наличии.

Доставка в любой регион России. Эл двигатели 22квт, 30квт, 37квт всегда есть в наличии на складе Мегаватта (г.Санкт-Петербург) -на 3000об/мин, 1500об/мин, 1000об/мин, 750об/мин -российские и импортные электродвигатели -на лапах и с фланцем 22 квт, 30 квт, 37 квт -с тормозом и без электромагнитного тормоза -серии АДЧР -взрывозащищенные -крановые и тельферные и многие другие на 22квт, 30квт, 37квт
Мегаватт Мегаватт · ТПК Мегаватт · 9 апреля · Россия · г Санкт-Петербург
Электродвигатели 22квт, 30квт, 37квт в наличии.

ПРОДАМ: Электродвигатели подъема, перемещения - тали Болгария

Эл.двигатели подъема: КГ 1605, 1608, 2008, 2011, 2412, 2714, 3518, 3317 и т.д. Эл.двигател перемещения: А1205, А1207, КК1405, КК1407, МА63, А1005, ЕКТ 120. Подшипники NUB 205,206,208,209, 210 Пускатели К6Е, К10Е, К16Е, К25Е Трансформаторы пускозащитные: ПЗ 125 и ПЗ 300 Запчасти: вентиляторы,роторы, муфты, накладки, упругая муфта, упругое тело, канатоукладчики, кожух вентилятора и т.д. Электродвигатели пр-ва Болгарии(Елматех АД - Троян): Серия Т : Т63, Т71, Т80, Т90, Т100L, Т112, Т132.. Серия СТ: СТ100LA, СТ100L, CT132 S, CT132MA, СТ90 S, СТ112 Серия КТ: КТ 56, КТ 63, КТ 71, КТ 80 В наличии и под заказ. Запчасти для них.
Василев В · Elmach · Вчера · Россия · г Москва
Электродвигатели подъема, перемещения - тали Болгария

КУПЛЮ: Скупаем электродвигатели б/у демонтаж и вывоз

Покупаем промышленные электродвигатели отечественного производства (синхронные, асинхронные, постоянного и переменного тока) б/у (можно в нерабочем состоянии). Объем от 1 тонны. По Москве и Московской области осуществляем вывоз собственным транспортом. Покупаем электрооборудование промышленного назначения: частотные преобразователи, контроллеры, пускатели, контакторы, автоматы, гидротолкатели и др., б/у, с хранения, после демонтажа. Интересны оптовые партии от 100 единиц или 300 кг. Регион: Москва, Московская область. Мы предоставляем услуги по демонтажу вашего списанного оборудования, цехов и металлоконструкций. Таким образом, вся работа по разбору и вывозу может быть проведена нами комплексно, что сэкономит ваше время и деньги. Демонтаж оборудования в Москве и Московской области.
Ххх Андрей · Станпривод · 22 апреля · Россия · г Москва
Скупаем электродвигатели б/у демонтаж и вывоз

ПРОДАМ: Эл. Двигатель АИР 80А4У3. 1, 1 кВт. 1390 об, мин.

Электродвигатель после заводского кап, ремонта. После перемотки ни где не стоял! Мощность, кВт: 1,1 Номинальная частота вращения, об/мин: 1390 Монтажное исполнение: на лапах и фланце. (комбинированное). Цена 5000 руб. Внешний вид, см фото. Возможна отправка Т.К в ваш регион!
Анатолий Михайлович · СБК-Пермь · Сегодня · Россия · Пермский край
Эл. Двигатель АИР 80А4У3. 1, 1 кВт. 1390 об, мин.

ПРОДАМ: Электродвигатели подъема; перемещения — тельферы Болгария

Электродвигатели подъема; перемещения — тельферы Болгария: КГ2714; КГ2008; КГ1608; КГ1605; А1205; А1207; КК1405; КК1407; А1005; ЕКТ120; МА63; КГ 3317; КГ3518; КГ2011 и т. д. Асинхронные электродвигатели Элматех г. Троян, Болгария: Серия Т63, Т71, Т80, Т90, Т112 Т132 Серия СТ90, СТ100, СТ112, СТ132 Серия КТ56, КТ63, КТ71, КТ80, КТ-35, BR
Василев Василев · Dynamo · 10 апреля · Россия · г Москва
Электродвигатели подъема; перемещения — тельферы Болгария
Компания ANDELI GROUP является производителем широкого спектра низковольтного, трансформаторного и высоковольтного оборудования, а также электромонтажной арматуры и сварочного оборудования. Ассортимент производимой продукции насчитывает более 300 серий и свыше 10000 наименований.