Фонд перспективных исследований сообщил о проведении успешных испытаний уникального электрического генератора на сверхпроводниках. Создатели инновационного устройства предполагают, что впоследствии его можно будет использовать в двигателях тяжёлого электрического самолёта.
Как говорят представители ФПИ, основной сферой применения таких генераторов станут силовые гибридные установки большой мощности, использующиеся в авиации. Первый этап исследований, тестов и испытаний продемонстрировал жизнеспособность применённых технических решений и стабильную работу генератора в целом. Также специалисты фонда обращают внимание на то, что при массе всего лишь в 310 кг генератор имеет номинальную мощность в 700 кВт и КПД не ниже 98.4 %.
Сверхпроводниковый электрогенератор проектируется компанией «Суперокс» и создаётся в рамках проекта «Контур». Следующим шагом на пути к массовому производству таких генераторов станет проверка на работоспособность в летающей испытательной лаборатории.
Использование сверхпроводников и материалов на их основе улучшает эксплуатационно-функциональные характеристики гибридных силовых установок воздушного транспорта, что наглядно показали наземные испытания самолёта Як-40 с первым в мире электродвигателем, проведённые в Новосибирске в феврале 2021 года. Тестируемый 500-киловаттный мотор был создан компанией «Суперокс» в рамках контракта с Фондом перспективных исследований.
Далее российские специалисты-конструкторы займутся проектом полностью электрического самолёта. Региональное пассажирское воздушное судно, оснащённое гибридным двигателем, будет создаваться инженерами Центрального института авиационного моторостроения им. П. И. Баранова, КБ «Туполев», которое находится в составе государственной корпорации «Ростех», и компанией «Суперокс».
Примечательно, что попытки создать полноценный, безопасный и надёжный воздушный электротранспорт случаются во всём мире, однако каких-либо значительных результатов достичь пока что не удалось. Самолёт — сложный механизм сам по себе, требующий гораздо больших затрат при создании концептуальных новинок в сравнении с автомобилем. И если электрокар, условно говоря, может «подзаправиться» без особых на то проблем, то с авиасообщением всё сложнее — в воздухе «подзарядиться» не получиться, а значит, нужны мощные и ёмкие батареи, высокоэффективные генераторы и надёжные моторы. Двигатели уже есть, осталось дело за малым — довести до ума генератор и создать, наконец, эффективный «долгоиграющий» АКБ.