Ученые Новосибирского государственного технического университета (НГТУ НЭТИ) разработали не имеющий аналогов в РФ электрический двигатель для беспилотных летательных аппаратов мультикоптерного типа. Энергоэффективный электромотор позволит беспилотнику проводить в воздухе длительное время даже в тяжелых погодных условиях.
Как сообщили в НГТУ НЭТИ, основная идея проекта — создание отечественного двигателя для беспилотных летательных аппаратов. Главное его предназначение — заменить зарубежные аналоги в тех структурах, где недопустимо использование иностранных комплектующих. Разработка учёных вуза может быть использована во время поисковых операций МЧС, когда поиски осложнены тяжелыми погодными условиями.
Разработчик двигателя младший научный сотрудник центра технологического превосходства НГТУ НЭТИ Роман Никулин рассказал, что в данный момент двигатель готовится к запуску в серийное производство. В первой опытной партии планируется около пяти устройств.
По словам разработчика, двигатель относится к микромашинам, по конструкции — синхронный с возбуждением от постоянных магнитов. Трехфазный электромотор состоит из внешнего ротора и статора. Конструкция с внешним ротором позволяет получить лучшие энергетические показатели при сохранении объема двигателя. Роман Никулина пояснил, что главной задачей разработчиков стало получение оптимальных массогабаритных показателей. Для этого сотрудники учебного заведения провели исследование, которое позволило выявить минимальные значения толщины ярма ротора и магнитов, при которых показатели КПД, мощности и электромагнитного момента не ухудшались.
«Подъёмная сила коптера с необходимым винтом достигает порядка 9-10 кг. Используется он для беспилотных летательных аппаратов типа "мультикоптеры", у которых стоит несколько двигателей, направленных вертикально, и, соответственно, подъемная сила создается за счет вращения винтов, установленных на двигатели, то есть по принципу вертолета. На летательном аппарате может использоваться от четырех до восьми двигателей, это способствует росту подъемной силы», — добавил Никулин.
Разработчик отметил, что производство подобных двигателей на сегодняшний день существует только в Китае. Отечественный электрический мотор в перспективе получится дороже китайского аналога, однако его технические и энергетические показатели будут лучше.