По оценкам ИПЕМ, рост промышленного производства в марте 2022 года продолжился (+5,7 %), невзирая на санкции. Однако спрос на промышленную продукцию начал снижаться (-2,2 %) в большей степени за счет высокотехнологичных отраслей, наиболее чувствительных к нарушению производственно-логистических цепочек.
Индикаторы состояния производства и спроса на промышленную продукцию в России — индексы ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос — с различной оперативностью отреагировали на зарубежные санкции. Индекс ИПЕМ-производство в марте 2022 года продолжил расти: +5,7% (+7,8% за период январь — март 2022 года к аналогичному периоду прошлого года), индекс ИПЕМ-спрос впервые за долгое время показал снижение на 2,2% (+2,4%) (здесь и далее — все процентные показатели даны относительно марта 2022 года, если не указано иное). О методологии расчета индексов — в справочной информации.
Спрос на продукцию добывающих отраслей продолжает расти: +2,6 % (+4,2 % за период январь-март 2022 года). Добыча нефти в марте 2022 года продолжила увеличиваться: +7,3 % до 46,6 млн тонн, экспорт нефти также увеличился на 7,7 % до 19,1 млн тонн. На фоне ограничений на поставки российской нефти, введённых некоторыми странами, продолжение реализации сделки ОПЕК+ в ранее определённой конфигурации является важным стабилизирующим для рынка фактором. Кроме того, премия к цене, которую получают все участники сделки, кроме России, стала значимым стимулом для продолжения выполнения договорённостей. Нефть марки Urals и раньше обычно торговалась с некоторым дисконтом к Brent, однако в марте дисконт в цене на российскую нефть вырос и составляет по различным данным 20-30 долл./барр.
В марте 2022 года экспортные поставки газа значительно снизились относительно аналогичного периода прошлого года, при этом уровень заполненности ПХГ в Европе продолжает сокращаться (26,4 % в марте 2022 года против 32,0% в марте 2021 года). Поставки газа в марте выросли в Италию, Польшу, Грецию, Болгарию, Хорватию и Турцию. Экспорт газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» также продолжает увеличиваться. После ввода ряда ограничительных мер со стороны ЕС Россией было принято решение о переводе оплаты газа, поставляемого в Европу, с евро на рубли. При этом последствия изменения схемы оплаты в части влияния на объёмы поставок можно будет оценить лишь в перспективе нескольких месяцев.
Спрос на продукцию среднетехнологичных отраслей промышленности снизился в марте 2022 года на 7,2% к марту 2021 года (+0,4 % за период январь-март 2022 года).
Внутренний спрос на черные металлы в марте 2022 года вырос на внушительные 39,2 % (+24,2 % за январь-март 2022 года), внешний спрос сократился на 10,8 % (-7,4 %) на фоне ввода Европой ограничительных мер на поставку железа и стали (под санкции попадает около 40% экспорта российской стали в Европу).
Спрос на цветные металлы в марте 2022 года со стороны внутреннего рынка также значительно увеличился (+30,4 %, +18,8 %), поставки на внешний рынок по сети железных дорог также выросли (+40,4 %, +17,9 %) на фоне ожидания ввода новых ограничительных мер.
Спрос на химические и минеральные удобрения в марте 2022 года вырос на внутреннем рынке (+39,7 %, +17,2 %), внешний спрос сократился на 24,3 % (-11,7 %).
Экспортные поставки цемента по сети железных дорог в марте 2022 года увеличились на 51,7 % (+41,8 %), внутренний спрос на цемент увеличился на 48,2 % (+23,0 %). С динамикой поставок цемента на внутренний рынок обычно коррелируют показатели строительной сферы. По данным Росстата, в феврале 2022 года объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», вырос на 5,0 % относительно февраля 2021 года (+3,3 % за период январь-февраль 2022 года).
Наиболее чувствительными к массовым ограничениям в мировой торговле ожидаемо стали высокотехнологичные отрасли, индекс спроса в которых в марте 2022 года сократился на 16,7 % к марту 2022 года (-7,8 % за период январь-март 2022 года). Восстановление производственно-логистических цепочек, а точнее их перестроение в новом формате в машиностроении, электротехнике и других высокотехнологичных отраслях может занять продолжительное время.
Отгрузка машиностроительной продукции на сети железных дорог в марте 2022 года снизилась к аналогичному периоду прошлого года (-10,2 %; −1,6 % за период январь — март 2022 года), поставки на внутренний рынок значительно выросли (+30,1 %, +16,5 %), падение поставок в экспортном направлении составило 34,0 % (-35,2 %).
Производство легковых автомобилей, по данным Росстата, в феврале 2022 года сократилось на 13,8%. Продажи новых автомобилей в марте 2022 года по данным АЕБ сократились на 62,9 %.
«Текущий кризис потребовал от подавляющего большинства отраслей радикальной перенастройки производственно-сбытовых цепочек. Одним из наиболее "узких" мест в этом процессе является транспортно-логистический комплекс, который сам по себе сталкивается со значительными проблемами. От его возможностей адаптации к массовому перенаправлению торговых потоков зависят не только экспортно-ориентированные отрасли, но и те сферы, которые не могут полностью заместить импорт (запчастей, комплектующих, отдельных видов сырья и материалов) российскими аналогами.
Важнейшим фактором для дальнейшего функционирования большинства отраслей промышленности в текущей ситуации является транспортно-логистический комплекс, от его возможностей адаптации к массовому перенаправлению торговых потоков и усложнению логистических процедур зависят не только экспортно-ориентированные отрасли, но и те сферы экономики, которые не могут полностью заместить импорт (запчастей, комплектующих, отдельных видов сырья и материалов) российскими аналогами. Скорость адаптации будет зависеть от оперативности выстраивания новых кооперационных производственных цепочек с компаниями из дружественных стран, а также оперативности адаптации логистических цепочек в условиях ограничений на работу через российские порты, судозаходы для экспорта, импорта и транзита.
Поэтому особое внимание в части реализации мер государственной поддержки должно быть уделено приоритетному решению проблем железнодорожного, автомобильного транспорта, портовой инфраструктуры и иных элементов транспортно-логистической системы, включая оперативный пересмотр мер технического регулирования, контрольно-надзорного регулирования и регуляторную поддержку в решении наиболее острых вопросов оперативного функционирования транспортных предприятий», — комментирует заместитель руководителя департамента ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков.