Но все-таки основные вызовы 2022 года, российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК) успешно преодолел. Страна справляется со сбытом нефти и нефтепродуктов, переориентируя экспортные потоки.
Об этом первый заместитель Министра энергетики РФ Павел Сорокин заявил на VI Международном молодежном научно-практическом форуме «Нефтяная столица».
По его словам, Россия на фоне ограничений, введенных со стороны недружественных стран, намерена создавать собственную систему экспорта энергоресурсов, что является благоприятной возможностью воспользоваться и построить независимую финансовую и транспортную инфраструктуру.
Предыдущая система устойчиво существовала в мире на протяжении 50-60 лет.
«Если раньше из балтийского региона российская нефть и нефтепродукты шли в Роттердам и на это требовалось около 7-10 дней, а арабские страны поставляли на наиболее близкие к ним рынки, чем в глобальном масштабе и достилалась оптимизация затрат, то сейчас все маршруты стали неоптимальными», - пояснил он.
Павел Сорокин дополнил, что сейчас происходит общий рост издержек, так как срок отгрузки российской нефти может составлять 50-60 дней, что отражается на конечных покупателях. Он подчеркнул, что из-за этих изменений стоимость бензина и дизельного топлива в Европе превысила средний уровень последних десяти лет на 30-40%.
Кроме того, добавил он, немаловажную роль в этом сыграла недальновидная политика недружественных стран по декарбонизации.
«Декарбонизация остается важнейшей темой для мировой экономики, но идти к ней необходимо последовательно, решая конкретные задачи по повышению энергоэффективности, а не исходя из геополитических соображений», - подчеркнул Павел Сорокин.
Применение «потолка цен» создало опасный прецедент искусственного понижения стоимости продукции, который может быть теперь применим в отношении любого биржевого товара, обратил внимание Первый заместитель Министра.
Он подчеркнул, что такой подход приводит к снижению инвестиционной привлекательности любой циклической индустрии, так как повышенная стоимость продукции на пике цикла призвана компенсировать ее снижение внизу цикла.
Он также добавил, что в мировом масштабе совокупный объём инвестиций в нефтегазовый сектор сегодня на 20-25% ниже, чем до пандемии коронавируса.
«А это означает, что через 3-5 лет наступит нехватка новых вводимых мощностей. Бремя компенсации же выпадающих объёмов ляжет на участников сделки ОПЕК+», - подчеркнул Павел Сорокин.
В целом же, по словам первого заместителя Министра, для России сложившаяся на мировом энергетическом рынке в 2022 году ситуация открывает широкие возможности.
«Мы как продавали энергоресурсы, так и будем их продавать и останемся надежными партнерами. Но сегодняшняя ситуация - это большой шанс для нас и 7 из 8 млрд людей на планете создать альтернативную независимую торговую инфраструктуру», - заключил Павел Сорокин.
