Первые аккумуляторы появились более 150 лет назад. Традиционным, самым распространенным и широко применяемым типом аккумуляторов на сегодняшний день остается свинцово-кислотный аккумулятор.
Сейчас на рынке присутствует множество новых более современных разработок. Одним из наиболее перспективных типов аккумуляторных батарей в настоящее время считаются литиевые аккумуляторы. Они отличаются повышенной легкостью и компактностью, а также низкой скоростью разрядки. Первые литиевые аккумуляторы были выпущены чуть более 20-ти лет назад компанией Sony для мобильных устройств собственного производства.
У традиционных аккумуляторов и их современных вариантов есть свои сферы применения. Основная доля свинцовых аккумуляторов приходится на аккумуляторы, используемые для запуская поршневых двигателей. Сфера применения литиевых аккумуляторов — современные мобильные устройства.
Существенная доля аккумуляторов, эксплуатирующихся на российском рынке, произведена за рубежом. Поэтому изменения в структуре и объемах внешней торговли данным товаром служат сигналом об изменении ситуации, складывающейся на российском рынке.
Импорт
Объем российского импорта аккумуляторов в денежном выражении оставался неизменным на протяжении 2012-2013 гг. Однако по итогам 2014 года импортные поступления снизились на 17% к уровню 2013 года.
Динамика импортных поступлений аккумуляторов в РФ представлена на рисунке 1.
Что касается объемов российского импорта аккумуляторов в натуральном выражении (штуках), то здесь наблюдается другая картина. Объемы импорта по итогам 2013 года снизились на 12% к уровню 2012 года, а по итогам 2014 года снижение объемов составило еще 5% к уровню 2013 года.
Динамика объемов импортных поступлений аккумуляторов в натуральных единицах измерения (штуках) представлена на рисунке 2.
Основная стоимость в структуре российского импорта аккумуляторов в денежном выражении приходится на свинцовые аккумуляторы (84% импорта). При этом, в количественном выражении (единицах товара) на рынке лидируют гидридно-никелевые аккумуляторы. На их долю приходится 42% импорта по итогам 2014 года — см. рисунок 3.
Такая существенная разница между структурами рынка в денежном и натуральном выражении обусловлена разницей в цене на различные типы аккумуляторов. Средние импортные цены на аккумуляторы различных типов отличаются более, чем в пятьдесят раз. Так средняя цена на гидридно-никелевые аккумуляторы по итогам 2014 года составляет 1$ США, а средняя цена автомобильного свинцового аккумулятора — около 50 $.
По итогам 2014 года в РФ поступила продукция из 68 стран. Структура российского импорта аккумуляторов в детализации по странам-производителям представлена на рисунке 4.
Из данных рисунка видно, что основным поставщиком аккумуляторов в РФ за прошедший год выступил Китай (20% импорта). Следует отметить, что по сравнению с 2013 годом в 2014 году значительно снизился объем импорта аккумуляторов из Украины (с 11,7 до 6,2%).
Получателями аккумуляторов по итогам 2014 года выступили более 2-х тысяч российских компаний.
Структура российского рынка в детализации по российским регионам-получателям представлена на рисунке 5.
Из рисунка видно, что основной объем импорта в денежном выражении по итогам 2014 года приходится на г. Москва (44%) и г. Санкт-Петербург (14%).
Экспорт
Объем российского экспорта аккумуляторов (за исключением поставок в страны Таможенного Союза) по итогам 2013 года составил 29,4 млн $ США, что на 14,7% выше показателей 2012 года. По итогам 2014 года объем экспорта вырос еще на 21,5% к уровню 2013 года — см.рисунок 6.
В структуре российского экспорта аккумуляторов в денежном выражении основную долю составляют свинцовые аккумуляторы, используемые для запуска поршневых двигателей (51,1%) — см. рисунок 7.
Основными покупателями продукции российского производства по итогам 2013 года выступили Украина (30,4% экспорта) и Таджикистан (11,8%).
По итогам 2014 года ситуация существенно изменилась. Объем экспорта аккумуляторов на территорию Украины снизился на 53,7% к уровню 2013 года и составил 12,8% экспорта — рисунок 9.
Таким образом, объемы российских внешнеторговых потоков аккумуляторов за рассматриваемый период претерпели существенные изменения.
Объем российского импорта аккумуляторов в натуральном и денежном выражении по итогам 2014 года снизился на 16,3% по сравнению с аналогичными показателями 2012 года.
Снижение объемов импорта произошло за счет сокращения объемов ввоза традиционных свинцовых аккумуляторов.
Что касается российского экспорта, то за рассматриваемый период его объем (без учета торговли внутри Таможенного Союза), наоборот, вырос на 39,4%.
Маркетинговое агентство
«Нужные Люди»