В современных условиях к источникам питания предъявляются повышенные требования — именно от их надежности, зачастую, зависит бесперебойность работы не только единичного оборудования, но и объекта в целом. Более 120-ти лет разработку и выпуск аккумуляторов промышленного назначения осуществляет EnerSys (Hawker) — международная компания, продукцию которой знают практически в каждой стране. Не стала исключением и Россия. О ситуации на рынке батарей и том, что сегодня концерн готов предложить своим потребителям, нашему изданию рассказал Виктор Кирющенко, руководитель департамента стационарных батарей ЗАО «ЭнерСис».
Виктор Сергеевич, начнем с подведения итогов. Как вы оцените результаты работы российского подразделения в 2014 году?
Минувший год однозначно был важным для концерна в России, ведь именно в 2014-м я вступил в российскую команду EnerSys (улыбается). А если серьезно, то озвученный период времени закончился для стационарного департамента довольно успешно: объем продаж был увеличен на 37% по сравнению с 2013 г. Но успех был не только в росте объемов сбыта.
В 2014 г. наши аккумуляторные батареи (АКБ) прошли несколько успешных испытаний в лабораториях по программам таких ключевых телекоммуникационных структур России, как ОАО «Ростелеком» и ОАО «МТС», что в очередной раз доказывает высокое качество изготавляемой нами продукции.
Кроме того, окончательно доработана и внедрена система регистрации проектов, которая стала важным инструментом планирования, позволила систематизировать и улучшить координацию нашей работы с партнерами. Если же оценивать позицию EnerSys на рынке России, то можно сказать однозначно, что прошедший год стал для нас крепким базисом, опираясь на который, мы планируем и в дальнейшем наращивать объем продаж, повышать узнаваемость бренда — иными словами, систематично и планомерно увеличивать свою долю на российском рынке.
Какие электрохимические системы, используемые в АКБ, наиболее распространены в России? Есть ли здесь отличия, например, от европейского рынка?
Подавляющая доля продаваемых на российском рынке АКБ — это необслуживаемые герметизированные свинцово-кислотные аккумуляторы. Аналогичное утверждение будет справедливо по отношению и к общемировому рынку сбыта батарей, однако на текущий момент можно выделить несколько новых тенденций, уже достаточно прочно укрепившихся в Европе, но при этом находящихся на начальном этапе развития или распространения в нашей стране. К примеру, использование литий-ионных аккумуляторов. Если на рынке АКБ для мобильных телефонов данная технология является по сути безальтернативной, то в сфере промышленных батарей к ней только начинают проявлять интерес. Однако очевидные плюсы батарей этого типа (меньшие весогабаритные характеристики, большее количество циклов разряда-заряда, более быстрый заряд), пока что практически сводит на «нет» ценовой вопрос — в текущих условиях мало кто из заказчиков готов переплачивать, пусть и за перспективный продукт.
Насколько технические параметры АКБ зависят от используемой электрохимической системы?
По сути, все параметры АКБ определяются именно технологией их изготовления. Каждому типу батарей присущи свои нюансы в части технических характеристик, эксплуатационных особенностей, экономической составляющей. Скажем, классическая свинцово-кислотная батарея промышленного назначения предназначена для использования при стандартных параметрах окружающей среды и имеет определенный набор технических характеристик, которые, как правило, подходят для решения большинства задач заказчика. Если же батареи планируются к использованию в жестких условиях эксплуатации (в т.ч. при низких температурах), стоит задача быстрого заряда или продолжительного срока хранения — в этом случае более подходящим решением станут никель-кадмиевые АКБ.
В случае, если к поставке требуются батареи с ограничением по весогабаритным характеристикам, с условием по увеличенному количеству циклов разряда-заряда, и при этом заказчик обладает достаточным бюджетом, то литий-ионная технология гарантированно удовлетворит его потребности. Очевидно, что у каждого типа АКБ есть свои преимущества и недостатки, поэтому в зависимости от специфики поставленной заказчиком задачи, мы всегда готовы предложить наиболее подходящее решение.
Т.е. продукция EnerSys полностью подходит для работы в суровых российских реалиях с разными климатическими и сейсмическими зонами?
Именно. Решение проблемы работы АКБ в нестандартных климатических условиях мы предлагаем заказчику двумя способами. Первый вариант — использование АКБ серии PowerSafe SBS EON, о которой я расскажу позже. Помимо уже обозначенных мной уникальных технических характеристик, данная серия обладает и повышенной стойкостью к работе в нестандартных температурах (от -40 до +50 гр.), т.к. и была разработана специально для применения в неблагоприятной окружающей среде.
Альтернатива данной серии — использование климатических шкафов CBU, которые имеют диапазон рабочих температур от -40 до +70 гр. и позволяют устанавливать в них до 4 групп АКБ: 4 х 48В 190 Ач. Сочетание термоизоляции, вентиляции и теплового насоса позволяет удерживать внутри шкафа оптимальную для АКБ температуру 20 градусов, тем самым увеличивая эксплуатационный срок устанавливаемых в них батарей до 7 раз. Ну а требования заказчика к сейсмостойкости мы выполняем вполне традиционным путем, предлагая сейсмостойкие стеллажи, на которых возможно размещение любых батарей, удовлетворяющих нуждам заказчика.
Тем не менее, абсолютно безопасную аккумуляторную батарею трудно представить. Применяет ли EnerSys какие-то конструктивные решения для обеспечения этой цели?
Для полной объективности необходимо отметить, что конструктив аккумуляторной батареи, по большому счету, един у всех производителей. Аналогию можно провести с автомобилями одного класса, но разных марок: у каждого есть двигатель, шасси, кузов.
Но именно то, какие материалы и технологии применяются для производства этих составляющих, как раз и обуславливает различия в качестве готового продукта. Говоря, о конкретных решениях EnerSys, упомяну технологию рекомбинации газа, которая реализована в наших герметизированных продуктах: выделяющийся при заряде батареи газ (смесь водорода и кислорода), проходя через имеющийся рекомбинатор, превращается в воду и попадает обратно в АКБ (таким образом, рекомбинируется порядка 98-99% выделяемого газа). Соответственно данный тип батарей можно устанавливать в помещениях, где присутствует персонал, без дополнительной вентиляции.
В каких отраслях, говоря о российском рынке, продукция EnerSys представлена наиболее широко?
На текущий момент можно выделить две отрасли, в которых наши АКБ уже зарекомендовали себя как надежный и качественный продукт: энергетика и телеком.
Флагманский продукт компании для предприятий энергетической отрасли — серия PowerSafe Vb, была разработана на базе небезызвестного бренда Varta, который концерн EnerSys приобрел в 1995 г. Это малообслуживаемая аккумуляторная батарея закрытого типа со сроком службы 25 лет — максимальным из существующих сейчас на рынке АКБ.
На объектах телекоммуникационной сферы концерн EnerSys представлен несколькими продуктами. Как правило, это стандартные герметизированные фронттерминальные АКБ серии PowerSafe VF и наш уникальный продукт — серия PowerSafe SBS EON, изготавливаемая по разработанной концерном технологии TPPL и имеющая 15-ти летний срок службы. Не буду углубляться в технические детали, но скажу, что по плотности энергии и эксплуатационным характеристикам (низкий саморазряд, циклическая стойкость и др.) данной батарее нет равных на рынке.
Такие показатели возможны лишь при наличии высокотехнологичного производства...
Безусловно! Аккумуляторы, произведенные на наших заводах в Европе, отличает высокое качество. Справедливости ради стоит отметить, что в силу текущих реалий сейчас уже никого не впечатлить сертификациями по стандартам качества типа ISO:9001 и др. А вот, пожалуй, более чем 120-ти летняя история компании (концерн EnerSys был основан в 1888 г.) — действительно знак качества. Подавляющее большинство АКБ для российского рынка производятся на заводах в городах Аррас (Франция) и Ньюпорт (Великобритания). Как человек, который побывал на нескольких европейских производственных площадках изготовителей электротехнического оборудования, скажу, что первое посещение нашего производства во Франции и степень его роботизированности меня просто поразили. Подобный подход, как вы понимаете, сводит к минимуму вероятность какого-либо брака вследствие человеческого фактора. Очевидно, что когда компания, имеющая такой длительный опыт работы в этой сфере, обладает еще и возможностью постоянно инвестировать в производство и разработку новых продуктов, а также в развитие и совершенствование уже зарекомендовавших себя технологий, то в качестве выпускаемой ею продукции сомневаться не приходится.
В последние годы стремительно растет потребность в источниках бесперебойного питания. Какие продукты предлагает компания в этом сегменте?
Да, Вы абсолютно правы. Системы гарантированного электропитания на сегодняшний день являются обязательной составляющей инженерной структуры любого ответственного объекта. В этом сегменте мы делаем ставку на ИБП средней и высокой мощности для проектных решений, где требуются АКБ, емкостью, как правило, от 70 Ач и выше. Для этих задач предназначены наши продукты DataSafe НХ и НХ+ со сроком службы 12 лет, уже достаточно давно и успешно эксплуатируемые в составе систем бесперебойного питания таких брендов, как Benning, Eaton, GE, Gutor и др.
Сейчас для многих зарубежных производителей наступили достаточно сложные времена. Появились ли в этой связи какие-то новые инструменты во взаимоотношениях с дилерами?
Конечно, текущий экономический спад и нестабильность геополитической обстановки вносят свои негативные коррективы — это однозначно чувствуется по рынку. Но с другой стороны все мы, так сказать, находимся в одной лодке и внешние факторы, соответственно, едины для каждого из участников рынка. Поэтому я расцениваю сегодняшнюю обстановку как некий барьер, который, скорее всего, преодолеет не каждая компания, как это было во время кризиса 2009 г. Для нас же, как для глобальной производственной компании, сложившаяся ситуация — возможность доказать свою востребованность и подтвердить свои позиции как бренда высокого качества.
Несомненно, большим подспорьем здесь является наша дилерская сеть, координация работы с которой входит в перечень ключевых задач компании.
Пожалуй, самым действенным инструментом поддержки дилеров на пике изменения курсов валют была фиксация рублевых цен в момент размещения заказа (сроки поставки при этом в зависимости от типа АКБ доходили до 12 недель). Мы осознанно пошли на такой шаг, принимая финансовые риски на себя в течение всего периода с самой высокой волатильностью и минимальным значением курса рубля (вплоть до конца 2014 г). Кроме того, прекрасно понимая трудности, с которыми сейчас приходится сталкиваться нашим дилерам при работе с конечными заказчиками, мы максимально гибко подходим к вопросам ценообразования и условиям оплаты, считая это факторами первостепенной важности. Помимо финансовых инструментов, партнерская программа включает в себя маркетинговые активности, систему рибейтов, проведение совместных мероприятий и другие способствующие продвижению нашего бренда меры.
Не рассматривалась ли возможность производства АКБ непосредственно здесь, в России?
Причин переноса производства из Европы в Россию может быть две. Первая — желание снизить издержки, используя более дешевую, чем в Европе, рабочую силу и менее дорогое сырье. Вторая — получить преференции со стороны государства в виде финансово-налоговых механизмов. Как я уже упоминал ранее, процесс производства аккумуляторов в нашем концерне высоко автоматизирован и роботизирован. Поэтому возможная выгода от использования более дешевой рабочей силы будет минимальна. Сырье в России действительно менее затратное, но с другой стороны, для производства АКБ требуется дорогостоящее высокотехнологичное оборудование, что приводит к появлению большой статьи расходов на его обслуживание. Что же касается финансовых и налоговых инструментов, то и здесь не все так прозрачно. Компании пришлось бы увеличить штат финансовых специалистов и сотрудников по ведению основных средств и бухгалтерского учета. Мы неоднократно производили расчет процесса производственного цикла на территории РФ и пришли к выводу, что это намного дороже, чем в европейских странах. Кроме того, мы опасаемся, что подобный шаг может снизить качество поставляемой продукции. Ведь политика нашего концерна на протяжении всего срока существования — это производство продукции премиум класса за соответствующие деньги.
Появление новых батарей возможно только через создание новой техники, в которой используются АКБ. В каких сегментах, где в будущем возможно применение перспективных разработок, на ваш взгляд, идет наиболее интенсивное развитие?
С таким утверждением нельзя не согласиться. Равно как и с утверждением А. Смита: «Спрос рождает предложение». А дальше цепочка достаточно очевидна: предложение рождает конкуренцию, а конкуренция, в свою очередь, является движущей силой для совершенствования технологий изготовителями в условиях насыщения рынка предложением. Поэтому на сегодняшний день наиболее перспективными сферами для развития аккумуляторных технологий мне видятся рынки мобильных телефонов и автомобилей с электрическим двигателем. В обоих случаях задача стоит принципиально одинаково: сократить до минимума время заряда и увеличить до максимума эксплуатационный срок АКБ (количество циклов разряда-заряда). Что же касается отрасли промышленных аккумуляторов, то в ней каких-либо революционных разработок в перспективе ближайших лет не предвидится.
Тимур ЖЕМЛИХАНОВ