Менеджмент, кадры, охрана труда

Реформирование электроэнергетики и потребительские сети на напряжение до 10 кВ

27 января 2015 г. в 16:40

Несмотря на ряд безусловных позитивных изменений в результате процессареформирования электроэнергетики РФ, формально начатого в начале тысячелетия ОАО «ФСК ЕЭС» и в тех или иных объемах реализованного к началу текущего года, следует отметить, что заявленное еще в 2005 успешное формирование нормативно-правовой базы функционирования электроэнергетики defacto остается фейком, во всяком случае в отношении реально забытых ОАО «ФСК ЕЭС» потребительских сетей на напряжение до 10 кВ.

Существующий на текущий момент пакет законодательных и нормативно-правовых актов в отрасли может быть и можно с большими оговорками признать достаточным для функционирования сетей средневысокого и высокого напряжения, но распределительные, а тем более частные потребительские сети на напряжение до 10 кВ пока формируются, эксплуатируются и поддерживаются в условиях реального правового вакуума.

Реформирование электроэнергетики в России

В действительности реформирование электроэнергетики в РФ стартовало указами Президента Российской Федерации №923 и от 5 ноября 1992 года №1334 от 15.08 и 05.11 1992 года соответственно с учреждением РАО «ЕЭС России», контролировавшего до 83% генерации и до 90% транспорта/распределения электроэнергии в стране. Созданный в этот период федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности стал структурным выражением новой системы имущественных прав и рыночных отношений, достоинства и недостатки которой до сих пор остаются предметом прений экспертов и участников рынка.

Через 5 лет Указ Президента РФ № 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» начал второй этап реформирования электроэнергетики в контексте либерализации рынка электроэнергии и мощности, по сути, в основном декларативный и не внесший в процесс реформирования сколь значимого эффекта.

Продолжение реформирования, а формально — старт процесса было начато ПостановлениемПравительства РФ № 526 «О реформировании электроэнергетики российской федерации»от 11 июля 2001, помимо прочего создавшего адепт РАО «ЕЭС России» — ОАО «ФСК ЕЭС», входящего в энергетический холдинг ОАО «Россети» (государственная регистрация ОАО «ФСК ЕЭС» произошла 25 июня 2002).

Наиболее активными годами реформирования электроэнергетики РФ стали 2003-2006, когда:

  • была изменена структура отрасли с перераспределением имущественных прав и рыночных отношений;

Таблица. Реструктуризация отрасли при реформировании электроэнергетики РФ.

  • разрабатывался и был принят пакет законодательных и нормативно-правовых актов, на базе которых должна функционировать электроэнергетика после реформирования. 

Таблица. Ключевые законодательные и нормативно-правовые акты реформирования электроэнергетики в 2003-2006 гг и позже.

Правовой акт

Дата принятия

Название

Федеральный закон РФ № 35-ФЗ

26 марта 2003 года

Об электроэнергетике

Федеральный закон РФ№ 36-ФЗ

26 марта 2003 года

Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике

Федеральный закон РФ № 250-ФЗ

4 ноября 2007

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России

Федеральный закон РФN 39-ФЗ

26 марта 2003

О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях"

Федеральный закон РФ№ 36-ФЗ

26 марта 2003

О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации

Постановление Правительства РФ№ 526

11 июля 2001 года (в редакции Постановления от 1 февраля 2005 года № 49)

О реформировании электроэнергетики Российской Федерации

Постановление Правительства РФ№ 648

28 октября 2003 года (в редакции Постановления от 7 октября 2004 года № 530)

Об утверждении Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к Единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть

Постановление Правительства РФ№ 861

27 декабря 2004 года № 861 (в редакции Постановлений от 31 августа 2006 года № 530, от 21 марта 2007 года № 168, от 26 июля 2007 года № 484)

Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам Администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям

Постановление Правительства РФ№ 41

26 января 2006 года

О критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к Единой национальной (общероссийской) электрической сети

Постановление Правительства РФ№ 530

31 августа 2006

Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики

Постановление Правительства РФ№ 442

4. мая 2012

О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии и Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии

Формирование сетей и проектирование подстанций на напряжение до 10 кВ в условиях реформированной отрасли

Текущая структураОАО «ФСК ЕЭС», в которую входят 8 филиалов «Магистральные электрические сети» (МЭС), 41 филиал «Предприятия магистральных электрических сетей» (ПМЭС), 1 филиал «Специализированная производственная база «Белый Раст», обеспечивает контроль и управление функциональностью 131,6 тыс. км ЛЭП и 891 трансформаторных подстанций общей трансформаторной мощностью более 322,5 тысяч МВА напряжением 110-1150 кВ.

Рис. Ггеографический охват территории РФ филиалами ОАО «ФСК ЕЭС»

По факту монополист на рынке электроэнергии и мощности ОАО «ФСК ЕЭС»сегодня имеет достаточно емкий и скрупулезно проработанный пакет отраслевых стандартов (в основном новых или актуализированных стандартов организации СТО), позволяющий формировать сети с трансформаторными подстанциями 35-750 кВ, однако распределительные сети и ТП на напряжение до 10 кВ пока остаются буквально забытыми, даже с учетом разработанных ОАО «ФСК ЕЭС» нескольких документов (СТО 56947007-29.240.144-2013 «Электрооборудование на напряжение свыше 3 кВ. Методы испытаний внешней изоляции в загрязненном состоянии», СТО 56947007-29.130.15.114-2012 «Руководящие указания по проектированию заземляющих устройств подстанций напряжением 6-750 кВ», СТО 56947007-29.120.60.106-2011 «Токопроводы с литой (твёрдой) изоляцией на напряжение 6-35 кВ. Технические требования. Стандарт организации», СТО 56947007-29.240.50.002-2008 «Методические указания по количественной оценке механической надежности действующих воздушных линий напряжением 0,38...10 кВ при гололедно-ветровых нагрузках», СТО 56947007-29.240.02.001-2008 «Методические указания по защите распределительных электрических сетей напряжением 0,4-10 кв от грозовых перенапряжений»и т.д.).

Т.е. в реальности реформирование электроэнергетики страны, во всяком случае в части создания актуальной и прогрессивной нормативно-правовой базы для ОАО «ФСК ЕЭС» закончилось линией балансовой принадлежности по уровню средневысокого напряжения 35 кВ, а все потребительские сети и трансформаторные подстанции на напряжение до 10 кВ производственных и производственно-коммерческих структурразного вида собственности остались с пакетом морально устаревших не актуализированных стандартов, РД и методических указаний иного формата, срок действия которых давно истек и/или использование которых вряд ли правомерно в контексте требований Федерального Закона N 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 (в редакции от 23.06.2014).

Предприятия с сетями и трансформаторными подстанциями в балансовой принадлежности структуры сегодня могут модернизировать сети и ТП только условно, учитывая нормы и требования ГОСТ 14695-80 «Подстанции трансформаторные комплектные мощностью от 25 до 2500 кВхА на напряжение до 10 кВ. Общие технические условия» (последнее изменение 19.04.2010), ГОСТ 20248-82 «Подстанции трансформаторные комплектные мощностью от 25 до 2500 кВ.А на напряжение до 10 кВ. Методы испытаний», ГОСТ 1516.3-96 «Электрооборудование переменного тока на напряжения от 1 до 750 кВ.

Требования к электрической прочности изоляции», ГОСТ Р 52719-2007 «Трансформаторы силовые. Общие технические условия» и т.д., а также РД выпуска прошлого века - РД 34.10.178-88 «Нормы резерва материально-технических ресурсов и оборудования для закрытых трансформаторных подстанций 6-20/0,38 кВ и распределительных пунктов 6-20 кВ», РД 34.10.174 «Нормы аварийного страхового запаса запасных частей мачтовых и комплектных трансформаторных подстанций 6-20/0,38 кВ», «Методические рекомендации по техническому обслуживанию и ремонту оборудования и линейных сооружений коммунальных распределительных электрических сетей. Выпуск 1. Техническое обслуживание и ремонт трансформаторных подстанций 6-10/0,4 кВ» и пр., чего явно недостаточно при активном использовании в потребительских сетях нелинейной нагрузки, провалах напряжения/перенапряжении, вызванных перетоками реактивной мощности и т.д.

Дополнительной проблемой становится факт, что сегодня любая потребительская сеть является уникальной не столько по нагрузке, сколько по динамике изменения ее параметров, а потому реализуемые на отечественном рынке комплектные трансформаторные подстанции далеко не всегда можно адаптировать «под сеть» в той мере, как того требуют современные нормы качества электроэнергии,потребляемой энергопринимающими устройствами. А особенно с учетом безусловного взаимного влияния потребительской локальной и распределительной сетей, которое быстро растет при увеличении мощности/количества нелинейных нагрузок и неадекватном применении в локальных сетях устройств компенсации реактивной мощности, как правило недорогих нерегулируемых и/или используемых в схемах централизованной, реже групповой компенсации. Дополнительным негативом — практическая неэффективность государственного стимулирования мероприятий по коррекции мощности, хотя возможно в ближайшей перспективе юридическая формализация правового акта на базе проекта Постановления РФ от 17.01.2014 «Об определении стоимости услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности» изменит положение к лучшему.

В условиях буквального правового вакуума достаточно актуальными практическими пособиями при модернизации или формировании «с нуля» потребительских сетей и трансформаторных подстанций стали отраслевые пособия по проектированию, разрабатываемые отдельными производителями электрооборудования. Вместе с тем, в подавляющем большинстве случаев подобные пособия при всей их практичности и полезности остаются преимущественно рекламным продуктом, в котором продвигается оборудование для трансформаторных подстанций конкретного производителя, а сами расчеты не только адаптируются, но и нередко подгоняются под это оборудование.

Поэтому, как правило, проектирование трансформаторных подстанций на напряжение до 10 кВ передается на аутсорсинг профильным структурам, специализирующимся на разработке сетей и трансформаторных подстанций среднего и низкого напряжения.

Компания «Нюкон»

👉 Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Информация о компании

Конденсаторный завод «Нюкон» производит: моторные, светотехнические, косинунсные и силовые конденсаторы. На базе завода работает цех производства шкафов УКРМ и АУКРМ. Продукция завода сертифицирована, обладает стабильно высоким качеством, и пользуется постоянным спросом не только в России, но и за рубежом. Отличительной чертой завода являются не только клиентоориентированые цены, но и быстрые сроки выполнения заказов. Будем рады Вашему обращению в нашу Компанию.
Контакты и адреса  · Публикации
ООО «Копос Электро» — представительство чешской корпорации KOPOS KOLIN а.s. в Российской Федерации. Основным видом производства компании является электромонтажные изделия для кабельных систем. Количество изделий в серийных линейках продукции бренда KOPOS превышает 8 тысяч наименований.