Как в советское время, так и в новой России коммутация между источником электроэнергии (генераторами электростанций) и конечным ее потребителем обеспечивается с помощью электрических сетей различного напряжения, конфигурации, выполняемых функций, конструктивного исполнения и т.д., а также повысительных/понизительных и распределительных подстанций, однако:
- существенно изменился характер нагрузок в распределительных сетях 0.4-35 кВ — доля нелинейных нагрузок непрерывно растет, а динамика нелинейности увеличивается, причем все более значимыми во влиянии на стабильность напряжения и качество электроэнергии в целом становятся сегменты сетей 220 В с потребительскими нагрузками физических лиц, где оптимизация потоков реактивной энергии возможна только по централизованным схемам компенсации реактивной мощности и чаще всего осуществляется на стороне высшего напряжения трансформаторных подстанций;
- несмотря на статичность топологии физических связей между источником электроэнергии и потребителем в России после первых этапов реформирования электроэнергетики прошла глубокая дифференциация участников процесса генерации, транспорта и потребления электроэнергии. De facto сегодня ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО ЕЭС» и генерирующие компании контролируют электростанции и сложнозамкнутые системообразующие сети напряжением 330 кВ и выше, а также совместно с крупнейшими потребителями оптового рынка определяют качество электроэнергии в замкнутых питающих сетях напряжением 110 — 220 кВ. Условно обособленно в правовом аспекте существуют разомкнутые (или частично замкнутые) распределительные сети со своими субъектами-участниками — электросбытовыми, электросетевыми компаниями и потребителями — крупными и консолидированными в формате юридических лиц и физическими лицами, формально получающими электроэнергию по двусторонним договорам с электросбытовой компанией, но подключаемыми к распределительным сетям по ТУ электросетевых организаций, многие из которых по факту остаются аффилированными структурами электросбытовых компаний-гарантирующих поставщиков электроэнергии;
- после Приказа Минтопэнерго РФ №2 «О признании недействующими Правил пользования электрической и тепловой энергией» (от 10.01.2000) и №184-ФЗ «О техническом регулировании» (от 27.12.2002) правовое регулирование отношений между субъектами-участниками процесса генерации, транспорта и потребления электроэнергии перешло в этап стагнации, а ряд прогрессивных нормативно-правовых актов периода 2004-2007 годов к текущему моменту явно устарел морально и в целом ориентирован на регулирование отношений между субъектами транспорта и потребления электроэнергии в распределительных сетях. Причем все более наглядным в последние годы становится парадокс - ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО ЕЭС», генерирующие компании и крупные потребители оптового рынка электроэнергии по факту остаются в правовом вакууме финансового стимулирования и реальной ответственности за выполнение своих обязанностей, в том числе по оптимизации потоков реактивной мощности, но имеют впечатляюще емкую нормативно-правовую базу для технического регулирования системообразующих и питающих сетей. В свою очередь для субъектов распределительных сетей достаточно полно прописаны права и обязанности сторон в аспекте материально-финансового стимулирования действий по улучшению качества электроэнергии и энергосбережению, однако для решения технических вопросов формирования, поддержки, эксплуатации сегментов распределительных сетей в разной балансовой принадлежности, а также внедрения мероприятий и устройств по компенсации реактивной мощности и электросетевым организациям и потребителям приходится пользоваться морально устаревшими нормативно-правовыми актами или адаптировать под сети и оборудование своего напряжения актуальные стандарты организации из пакета документов, наработанного ОАО «ФСК ЕЭС».
Таким образом по факту сегодня мы имеем многоуровневую энергосистему с:
- большим числом задействованных в процессе генерации, транспорта и потребления электроэнергии субъектов;
- сложным характером нагрузок, вклад которых в дисбаланс мощности и напряжения стабильно и непрерывно увеличивается;
- значительными проблемами в реальных способах оптимизации, поддержки и эксплуатации, обусловленными использованием «секторной» нормативно-правовой базы, по факту недостаточной ни для регулирования реактивной мощности в системообразующих и питательных сетях, ни для нивелирования перетоков реактивной мощности в распределительных сетях, ни для обеспечения стабильного баланса мощности в энергосистеме в целом. Так, по данным исследований ОАО «НТЦ ФСК ЕЭС» 2011-2012 гг. в ОЭС Сибири при нормированном ОАО «ФСК ЕЭС» отношении мощности устройств компенсации реактивной мощности (Qкрм) к зарядной мощности (Qзар) ВЛ 500 кВ 0.8-1.0 реальное отношение Qкрм/Qзар в Кузбасской энергосистеме 0,35, Новосибирской - 0,66, Западной Сибири - 0,78, Иркутской - 0,44, Красноярской - 0,48, Хакасской - 0,45, Восточной Сибири - 0,46, а в целом ОЭС Сибири - 0,67. В то же время снижение потерь электроэнергии в распределительных сетях за счет компенсации реактивной мощности в среднем составило не более 0.31%, хотя масштабное повышение коэффициента мощности в распределительных сетях 0,4-10 кВ с 0.8 до 0.93 по расчетам экспертов должно снизить потери электроэнергии до 25-25%.
Очевидно, что решение проблемы регулирования реактивной мощности в российских энергосистемах может быть только комплексным с привлечением всех субъектов-участников процесса генерации/транспорта/потребления электроэнергии, но исключительно на платформе актуализированной, дополненной и всесторонней нормативно-правовой базы, которая должна создаваться коллегиально профильными и государственными структурами, в том числе с привлечением структур федерального уровня, отвечающих за реализацию государственных преференций для стимулирования оптимизации потоков и перетоков реактивной мощности в сетях различного уровня напряжения.
Компания «Нюкон»