Муниципальные программы энергосбережения и повышения энергоэффективности в реализации N 261-ФЗ. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципальных программ Омска, Новосибирска, Калуги.
Успешная реализация N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 и напрямую связанных с ним утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р антикризисного плана, Стратегии устойчивого развития экономики России, Энергетической Стратегии России до 2030 года и т.д. defacto определяется эффективностью планирования и выполнения соответствующих мероприятий в целевых муниципальных программах городов, имеющих важное региональное значение и, по сути, устанавливающих «планку энергосбережения» в регионе на ближайшую и среднесрочную перспективу. В целом по этой причине Правительство РФ еще в декабре 2009 года своим Постановлением N 1225 регламентировало, как перечень мероприятий, подлежащих включению в региональные и муниципальные программы энергосбережения/энергоэффективности, так и перечень целевых показателей, которые позволяют осуществлять контроль над выполнением поставленных задач в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Перечни мероприятий и целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются обязательными, периодически корректируются (редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1045; от 15.07.2013 г. N 593; от 22.07.2013 г. N 615), однако следует отметить, что до сих пор в перечне целевых показателей муниципальных программ в должной мере не использован один из ключевых блоков мероприятий по энергосбережению — направленных на снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды при осуществлении регулируемых видов деятельности,а также на сокращение потерь электрической энергии и тепловой энергии при их передаче, хотя:
- текущее состояние электрических сетей и электросетевого оборудования, находящееся в балансовой принадлежности муниципалитетов крупных городов, оставляет желать лучшего, а значит здесь есть огромный резерв экономии энергии;
- доля индуктивной нелинейной нагрузки, в том числе оказывающей негативное влияние на чистоту тока по гармоническим искажениям, в сегментах сетей на балансе городов возрастает по экспоненте, что предопределяет критическую необходимость проведения мероприятий по компенсации реактивной мощности (установками КРМ, УКРМ, УКМ — регулируемыми и/или нерегулируемыми).
Так, в региональных программах энергосбережения для систем коммунальной инфраструктуры определена в качестве обязательного целевого показателя доля потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии, но в муниципальных программах формализованы только доли потерь тепловой энергии и воды, а также расходы электроэнергии в системах водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения, которые не являются сколь значимым стимулом для сокращения потерь при передаче электроэнергии/мощности.
Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры муниципальных программ Омска, Новосибирска, Калуги.
Коммунальная инфраструктура муниципальных образований сегодня определяет большую долю расходных статей на электроэнергию из-за своего морального и технического износа, и, соответственно, имеет существенный резерв для экономии, тем более, что именно здесь сконцентрированы и локально размещены основные потребители электроэнергии/мощности — сети освещения, станции водоотведения, водоснабжения, тепловых сетей, лифтовые хозяйства и пр., где можно путем модернизации оборудования и нивелирования перетоков реактивной мощности добиться большого эффекта энергосбережения. Вместе с тем в:
- муниципальной программе города Омска «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 2014–2020 годы, утвержденной Постановлением Администрации города Омска от 14.10.2013 № 1165-п (с изм., внесенными Постановлением Администрации города Омска от 6 октября 2014 года № 1358-п) даже удельный расход электрической энергии, используемой при передаче тепловой энергии в системах теплоснабжения, с 2016 до 2020 года должен снизиться на 10%, удельный расход электрической энергии, используемой для передачи (транспортировки) воды в системах водоснабжения – на 11%, а удельный расход электрической энергии, используемой в системах водоотведения — всего на 7%, что явно демонстрирует недостаток практического интереса к резерву энергосбережения за счет сокращения потерь при передаче электроэнергии;
- муниципальной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Новосибирске» на 2011-2020 годы (в ред. постановлений мэрии г. Новосибирска от 24.05.2012 N 4889, от 29.12.2012 N 13548, от 25.10.2013 N 10202, от 05.12.2013 N 11527, от 25.08.2015 N 5373, от 15.01.2016 N 56) удельный расход электрической энергии, используемой при передаче тепловой энергии в системах теплоснабжения, с 2016 до 2020 года должен снизиться всего на 3%, удельный расход электрической энергии, используемой для передачи (транспортировки) воды в системах водоснабжения – на 13%, а удельный расход электрической энергии, используемой в системах водоотведения — на 11%;
- муниципальной программе муниципального образования «Город Калуга» «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», утвержденной постановлением Городской Управы города Калуги от 12.12.2013 № 406-п (с изм., внесенными постановление Городской Управы города Калуги от 20.07.2016 № 220-П) удельный расход электрической энергии, используемой при передаче тепловой энергии в системах теплоснабжения, с 2016 до 2020 года должен снизиться на 3%, удельный расход электрической энергии, используемой для передачи (транспортировки) воды в системах водоснабжения – на 2%, а удельный расход электрической энергии, используемой в системах водоотведения — на 3%, что практически гарантирует отсутствие каких-либо мероприятий по снижению затрат передачи электроэнергии/мощности.