«Энергоэффективность по-Томски» — ни в коей мере не сарказм, а реальное название официального информационного портала регионального значения «Энергоэффективность Томской области», обозначенного в ведомственной целевой программе (ВЦП) Томской области «Реализация политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и информационная поддержка» (утв. актуальным на текущий момент постановлением Администрации Томской области от 08.02.2018 № 70а) в качестве одного из мероприятий по предоставлению «подробной и актуальной информации».
Если не углубляться в детальность и полноту информационной поддержки портала «Энергоэффективность по-Томски», что по факту субъективно и зависит от уровня подготовки Пользователя в вопросах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, то заявлять в ВЦП об актуальности информации веб ресурса явно некорректно. Наиболее «свежая» информация по направлению энергосбережения и энергетической эффективности датирована началом 2015 года, т.е. буквально «за бортом» внимания владельцев портала — Томского центра ресурсосбережения и энергоэффективности, и Департамента энергетики Администрации Томской области — остались все ключевые изменения в федеральной нормативно-правовой базе и даже Постановление Администрации Томской области от 05 апреля 2018 года № 155а, внесшее изменения в государственную программу «Повышение энергоэффективности в Томской области», в которую формально входит и ВЦП.
В целом сложно считать актуальными и изменения Постановления Администрации Томской области № 155а, уделившего некоторое внимание корректировке значений некоторых показателей и основное — вопросам газоснабжения региона, что, безусловно, важно, но не является единственным, а может и самым главным резервом энергосбережения и, соответственно, возможности повышения энергетической эффективности в регионе, тем более, что:
- даже в принятой в феврале 2018 ВЦП констатируется факт «высокого расхода энергетических ресурсов при производстве, транспортировке и потреблении тепловой и электрической энергии, воды», а значит мероприятия в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны охватывать все направления энергетических потерь;
- действующий с 19.04.2018 Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации формализовал целый пакет мероприятий по повышению энергоэффективности, дифференцированных по генерации, транспорту и потреблению различных энергоресурсов.
Не отстает в «энергоэффективности по-томски» и сам областной центр, который вместе с областью продолжает жить по программам энергосбережения 2014 года, а в качестве «главных причин высоких начислений за коммунальные услуги» называет не оснащенность квартир и домов приборами учета энергии, в то время, как:
- для Томска и Томской области с 6702 °С·сут отопительного периода и самой холодной температурой зимой в — 40 градусов нормируемое значение сопротивления теплопередаче наружных стен по требованиям 2009 года составляет 3.83 м2·°С/Вт, а согласно изменений Постановления Правительства РФ от 20.05.2017 N 603 с 1 января 2018 года увеличилось до 4.6 м2·°С/Вт и будет продолжать расти поэтапно в 2023 и 2028 годах.
- Томск и большие города/промышленные объекты области были и останутся наиболее крупными потребителями электроэнергии, причем потери в распределительных сетях растут по экспоненте в прямой зависимости от интенсивности интеграции в сети промышленного, коммерческого, муниципального и жилого секторов приемников реактивной энергии.
- объемы потребляемой активной энергии в рамках договорной мощности, а значит расширить бизнес с минимальными инвестициями в энергоресурсы;
- конечную цену продукта или услуги и, соответственно, повысить конкурентоспособность благодаря снижению затрат на электроэнергию.
Т.е. следует не только и не столько заниматься счетчиками, сколько блокировать тепловые потери энергоэффективными материалами, что, соответственно, даст и существенную экономию энергоресурсов;
Реальные резервы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Томске и Томской области.
Декларативность и поверхностность мероприятий по энергосбережению в нашей стране уже стала «притчей во языцех», но соответствующие департаменты администраций регионов продолжают утверждать, а возможно и надеются, что установка приборов учета и модернизация систем освещения (иногда и отдельного оборудования систем инженерно-технического обеспечения) позволят выйти на требуемый федеральными властями и Правительством РФ уровень энергетической эффективности. Безусловно, экономия электроэнергии самими потребителями, за счет замены освещения на энергосберегающее, внедрением регулируемого насосного оборудования и т.д. даст результат, но он будет буквально мизерным в сравнении с масштабными потерями электроэнергии при транспорте и потреблении за счет негативов перетоков реактивной мощности.
В развитых странах мира уже более двух десятков лет внедряют установки компенсации реактивной мощности в потребительские сети жилого и муниципального секторов, что не только по факту на порядок уменьшает суммы платежек за свет, но и нормализует параметры в сетях, а выход на стандартизированное качество электроэнергии позволяет оптимизировать работу и снижает риски выхода из строя электроприборов. Не меньшая перспектива в плане энергосбережения и повышения энергоэффективности за счет компенсации реактивной мощности есть и у энергоемких промышленных объектов, где помимо этого интеграция установок КРМ, УКРМ, УКМ позволит снизить: